Как бывший учитель из Катон-Карагая шьёт одежду для походов

И старается конкурировать с мировыми брендами

Весьма неожиданным для Казахстана бизнесом решил заняться тридцатилетний Саят Бауыржанулы – он выпускает одежду для активного отдыха под брендом Altay Outwear в Усть-Каменогорске. О том, как развивается его детище, с какими проблемами сталкивается и зачем вообще в Казахстане развивать конкурента Salomon, Patagonia и North Face, Бауыржанулы рассказал Forbes.kz.

Сам себе швея

Саят Бауыржанулы родился в селе Катон-Карагай Восточно-Казахстанской области и с детства ходил в горные походы, но вот специализированной одежды у него для таких активностей не было. Тогда он брал швейную машинку матери и пытался что-то сшить для себя. Время шло, и хобби постепенно захватывало Саята всё больше и больше: благодаря интернету он стал учиться шить куртки, кофты и рюкзаки.

- Я много экспериментировал, находил схемы, пробовал и что-то у меня получалось, - рассказывает он.

Бауыржанулы поступил в университет, потом пошел в армию. После закончил магистратуру в Алматы и уехал в Корею на заработки. На тот момент у него и в мыслях не было начинать свое дело, он просто продолжал развиваться в своем хобби.

- Именно в Корее я основательно познакомился со специализированной одеждой для походов. На рынке было представлено очень много брендов, в том числе и те, которых в Казахстане до сих пор нет. Я ходил по магазинам, изучал досконально, как шьют вещи. И все это многообразие натолкнуло меня на мысль о том, почему бы мне в Казахстане не открыть производство, ведь я уже что-то в этом понимаю, - рассказывает бизнесмен.

Он вернулся в Казахстан, но... устроился работать в школу по специальности - учителем английского языка.

- Параллельно я стал усиленно конструировать дизайн курток, брюк, рюкзаков и даже палаток. Придумывал свой дизайн, обдумывал и отшивал для себя и для своих знакомых, потом стал брать заказы. Параллельно много изучал крой разных брендов, лекала, потреблял много специализированного контента, - делится спикер.

А потом наступила пандемия. Бауыржанулы уволился из школы и уже основательно стал заниматься пошивом на заказ. И уже в январе 2022 года он с супругой Диной Бейбиткызы решил создать свою линию одежды.

Рождение бренда

Никаких первоначальных инвестиций у супружеской четы не было, первые изделия они шили на обычной швейной машинке. Но зато энтузиазма было – хоть отбавляй. Бауыржанулы рассказывает, что в начале 2022 года они подали документы на государственный грант, но заявка была отклонена. Зато фонд Damu согласовал их заявку на участие в выставке Ulttyq Ónim в Астане.

Дина Бейбиткызы
Дина Бейбиткызы
Фото: © Altay Wear

- На выставке я увидел, что к нашим изделиям есть интерес. Мы получили много позитивной обратной связи от людей, которые занимаются активным отдыхом. Мы продолжили работать над индивидуальными заказами и стали искать финансирование в виде кредита, потому что для дальнейшего развития нам нужны были оборудование и материалы. Но и кредит нам просто так не давали, потому что мы должны были уже вести бизнес хотя бы год. Всё это время мы отшивали заказы в нашей небольшой двухкомнатной квартире, - рассказывает он.

В итоге проблема с финансированием решилась только в 2023 году, когда вышла государственная программа для кредитования бизнеса молодежи. Бауыржанулы получил кредит в августе 2023 года в размере 5 млн тенге под 2,5% годовых. До этого супруги брали обычные потребительские кредиты.

- Чтобы не упускать сезон, мы решили перед летом 2023 года взять кредит на материалы для пошива трекинговых брюк (они, кстати, считаются одним из главных хитов Altay Outwear - прим. автора). Мы успешно пошили и реализовали за лето более 60 пар брюк, - рассказывает Саят.

Дина Бейбиткызы говорит, что могли продать и больше, если бы бизнесмены правильно распределили размерную сетку: большие размеры брали менее охотно, чем малые.

Из полученного льготного кредита порядка 3 млн тенге ушли на ткани и фурнитуру, еще 1,2 млн были потрачены на специальную машинку для проклейки швов.

- Я об этой машинке мечтал с 2020 года. Уникальность ее заключается в том, что в ней есть специальная лента, которая не только сшивает ткань, но и проклеивает шов. И тогда одежда не пропускает воду. Таких машинок всего две в Казахстане. Также я купил хороший игровой ноутбук, но не для игр, а для программы, которая рисует лекала и сразу моделирует их на виртуальном манекене, - рассказывает Бауыржанулы.

Текущие дела

Outdoor – это не просто одежда, заверяет Саят. В ней используются совершенно иные, чем у других, лекала и технологии. И для того, чтобы шить ее, необходимо самому быть немного альпинистом или «походником».

- Если говорить о сегменте масс-маркета для outdoor-одежды, то её сложно носить в походах – она неудобна, недолговечна и непрактична. А есть бренды, типа Salomon или North Face, которые заморачиваются: их одежда действительно качественная, потому что эти бренды тратят миллионы долларов на разработку и тестирование. Я же добиваюсь, чтобы наша одежда была качественной как у вышеперечисленных мировых брендов, но по цене – доступнее простым казахстанцам. Ну и в Казахстане эта ниша свободна, поэтому у нас и сейчас есть наш потребитель и доля на рынке будет расти, - уверен Бауыржанулы.

Фото: © Altay Wear

Если говорить о ценах, то, например, штурмовые рюкзаки Altay Wear стоят от 18 тыс. тенге, трекинговые брюки – от 16,5 тыс. тенге, а куртки - от 35 тыс. до 45 тыс. тенге. Сравнительно невысокая цена достигается за счет бюджетных тканей.

- Тем не менее наши ткани качественные, ведь нет смысла заморачиваться на эргономике одежды, если делать ее из плохих материалов. Мы даже молнии используем качественные от японского бренда YKK, которые используют все мировые бренды, потому что в этом деле не бывает мелочей, - рассказывает Бауыржанулы.

Важно понимать, что Altay Wear – это не просто копирование западных брендов, уверяет собеседник.

- Да, мы смотрим на готовые решения у мировых брендов - но просто потому, что тут велосипед уже не придумаешь. Мне важно понимать, как тот или иной бренд решает задачу. Поэтому я потребляю «тонны» англоязычной информации, - отмечает он.

Сейчас изделия казахстанцев можно заказать через Instagram их бренда, а также приобрести в офлайн-магазине в Алматы.

- В основном у нас продажи идут через Instagram. Мы отправляем товары по всему Казахстану, но всё-таки самый большой интерес к нам у алматинцев, поэтому мы и искали точку-партнёра, куда можно прийти, померить и пощупать наши изделия. Есть заказы и за рубежом – наши рюкзаки для походов, например, заказывали альпинисты из Грузии и высоко оценили их, — не без гордости говорит бизнесмен.

Саят Бауржанулы
Саят Бауыржанулы
Фото: © Altay Wear

Сейчас Дина и Саят заняты пошивом горнолыжной коллекции.

- Нам очень важна обратная связь от наших клиентов, ведь мы вникаем в каждое их замечание и стараемся каждый раз улучшать наши изделия, — подчеркивает Бауыржанулы.

Супруги отмечают, что их главная цель – производить долговечные изделия.

- Мы в целом негативно относимся к быстрой моде, поэтому заточены на то, чтобы делать очень качественные долговечные вещи. Именно поэтому на наши изделия действует гарантия, мы также можем починить любое наше изделие, - подытожил Бауыржанулы.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте