Как влиятельные женщины в Казахстане меняют бизнес-среду

Компании, где женщин в руководстве более 30 %, на 25 % прибыльнее

Фото: © Depositphotos.com/PeopleImages.com

Гендер не делает человека влиятельным, однако определяет, сколько усилий потратили женщины, чтобы их результат признали. Они создают инновации и бизнесы, ломают стереотипы и трансформируют закрытые общества. Их присутствие на вершине бизнеса, науки и образования — вполне себе революция. Женское влияние нарастает на всех уровнях. Так зарождается новая глава казахстанского лидерства, а непростой опыт женщин лишь доказывает, что влияние — не про власть, а про способность вдохновлять других и создавать ценности.

Влияние казахстанской женщины — не про размахивание флагами. Оно по-азиатски деликатно и вкрадчиво: меняет социальную повестку, деловой тон и риторику общества. Сегодня в Казахстане женщины — скрытые катализаторы перемен, они не просто защищают свои права и управляют бизнесами, но влияют на стиль управления — от жесткой вертикали к гибкому партнерству. И этот переход не делает бизнес слабее, наоборот, создает большую устойчивость.

По данным McKinsey, компании, где женщин в руководстве более 30 %, на 25 % прибыльнее. Поразмышляем о том, почему влияние современных женщин растет и зачем его поддерживать.

Влияние женщины — про умение сочетать стратегию и эмпатию, бизнес и этику, что, в свою очередь, влияет на качество коллективного мышления социума. В жестком патриархальном обществе наши женщины веками оттачивали навык адаптивности в коммуникациях (а это то, чему учат сегодня в бизнес-школах мира). Казахстан, все еще избавляясь от патриархальных стигм, обрастает новыми догмами: что лидерство, мол, чисто мужская привилегия, а семья и амбиции несовместимы, да и шариат частенько привлекают в качестве доказательной базы.

На этой скользкой стезе героини Forbes, как и каждая общественная деятельница или топ-менеджер, которые остаются верными себе, расширяют коридор возможностей для всех женщин Казахстана. Но лидеры, к сожалению, мало задумываются о силе их голоса и продвижении уникального опыта, способного вдохновить других женщин. Лидерам важно формировать армию сторонников для достижения целей, защиты своих прав и внедрения изменений. А изменения нам крайне нужны, дабы продвигать прогрессивные идеи и строить устойчивый социум. Каждый из нас хочет жить в лучшем обществе, но не каждый понимает, что это напрямую зависит от гендерного равенства.

Концепция good enough leader

Когда мы говорим о женском влиянии, это не про «уступить» или «угодить». Женское лидерство усиливает менеджмент эмпатией, уходя от жесткой иерархии. В мире тоже размышляют о «хороших лидерах» — но не тревожных перфекционистах (что раньше было достоинством), а об эмоционально устойчивых руководителях, способных делегировать, а не доминировать и замыкать все на себе. В мировой практике их назвали good enough leader — те, кто не страдает сверхконтролем, а дает свободу действий командам. Эта модель руководства строится на доверии, эмоциональной устойчивости и способности создать условия для роста других. Здесь я вижу прямую связь с женской эмпатией. Материнский инстинкт позволяет понимать потребности ребенка, в бизнесе и политике — потребности клиента и избирателя. Не случайно теперь эмоциональный интеллект преподают лидерам, а коммуникационные навыки включены в число приоритетных. Ведь невозможно коммуницировать, если не слышишь и не считываешь потребности другого, а в заботах о детях и семье женщины преуспели в этом.

В Казахстане немало удивительных женщин, меняющих качество жизни окружения. Но они пока не стали популярными ролевыми моделями для юных поколений. Они существенно, но тихо меняют индустрии, науку, качество социума. Однако избегают или не находят времени для медийности. Однако публичность — это часть ответственности лидеров. Чтобы ускорить прогресс и перемены, важно влиять на общество через просвещение и личный сторителлинг.

Резюмируя, влияние лидера не про контроль над людьми, а про умение создать устойчивую среду для изменений. А для масштабирования изменений важно публично продвигать свое лидерство, мотивируя других женщин. Вот почему коммуникации должны стать стратегическим направлением для лидеров и компаний.

Этика как бизнес-актив и основа репутации

Честность — не просто добродетель. В эпоху вездесущих социальных сетей каждый потребитель и оппонент становится «судьей», и потому выгоднее быть этичным и подлинным. Это база репутации. К привилегии лидеров также относится ответственность перед обществом в решении его болей и запросов. Социум, понимая, что бизнес зарабатывает на его потребностях, требует от брендов и лидеров крайней степени вежливости. К слову, аспекты этичного ведения бизнеса лежат в основе глобального ESG-концепта, внедряемого и в Казахстане. В ближайшей перспективе концепция ESG станет фундаментом репутации брендов. Не случайно ESG получил в мире масштабную поддержку сейчас, в эпоху запроса миллениалов на этичное ведение бизнеса и коммуникаций. Лидеры, практикующие прозрачность и внедряющие культуру доверия, станут самыми влиятельными у растущей аудитории зумеров и миллениалов. Если вы еще не начали внедрять эту концепцию — самое время.

Итак, истинное влияние рождается из подлинности, честности и ответственного партнерства. На основе этого ваши пиарщики и будут создавать сторителлинг — это то, на чем будут убедительно держаться репутации, что в Алматы, что в Нью-Йорке.

И, наконец, влияние — это способность менять системы, а не только достигать успеха внутри них. Женщина-лидер влияет не ради выгоды, а потому что хочет изменить среду обитания. Женщины перестали ждать одобрения и начали действовать, создавая свои истории и бренды. А у их влияния появляется эффект масштаба: сегодня женщина запускает проекты и вдохновляет других женщин в Казахстане. Женская повестка становится мейнстримом, показателем уровня цивилизованности бизнеса и государства.

Я твердо верю, что этот процесс не остановить, слишком велик потенциал, и в следующем десятилетии отпадет необходимость добавлять слово «женщина» перед словом «лидер». Потому что влияние перестанет иметь гендер и останутся лишь качество человека и сила личности. А до тех пор каждая из нас будет наращивать влияние, чтобы отстаивать право на гендерную справедливость и менять правила. Если прислушаться, этот гимн перемен прекрасен и несет в себе безграничный потенциал для нашего будущего. Я не за и не про конкуренцию с мужчинами, а про демонтаж привычного баланса сил, ставшего тормозным механизмом для роста. Хотите лучшего мира и качественного социума — поддержите женскую инициативу и дайте женщинам свободу действий.