Долговой кризис Токио: почему заявления Банка Японии пугают рынки США
Как рост ставок в Японии может обрушить рынок гособлигаций в Америке
МУМБАЙ — В начале декабря мировые рынки облигаций потрясли заявления главы Банка Японии Кадзуо Уэды, предположившего, что этот банк вскоре рассмотрит вопрос повышения процентных ставок. Начавшиеся из-за этого распродажи на рынке облигаций США резко повысили доходность 10-летних и 30-летних казначейских бумаг.
В нормальные времена мягких заявлений японского центробанка, с его мягкими манерами, недостаточно, чтобы потрясти американские и мировые рынки. Но у Банка Японии сложилась заслуженная репутация «канарейки в угольной шахте». В феврале 1999 года он снизил процентные ставки до нуля в отчаянной попытке борьбы с дефляцией, предвосхитив политику нулевых процентных ставок других центробанков, когда те тоже столкнулись с призраком дефляции.
Сегодня перспектива начала движения Банка Японии в другую сторону, возможно, указывает на то, что не только Япония, но и другие страны с большой задолженностью, включая США, вскоре увидят резкий рост доходности гособлигаций — со всеми вытекающими суровыми последствиями.
Общий госдолг Японии в виде доли ВВП равен примерно 230% — вдвое больше, чем у США. Чистый долг (за вычетом активов японского правительства) выглядит более управляемым, хотя тоже высок — 130%. К сожалению, многие из этих госактивов
(например, земельные участки) являются неликвидными, поэтому они не могут утешить менеджеров, управляющих госдолгом.
Но с этим не было никаких проблем, пока процентные ставки, а значит, и расходы на обслуживание долга, оставались на нулевом или почти нулевом уровне. Если же сейчас процентные ставки поднимутся, скажем, до 4%, тогда обслуживание долга начнет напрягать госбюджет. Банк Японии удерживал ставки на низком уровне, сочетая покупки облигаций с контролем кривой доходности (когда целью выкупа становятся бумаги с определенным сроком погашения и с наибольшей концентрацией суммы долга). Теперь, когда инфляция вернулась, это де-факто субсидирование прекращается.
У долговой проблемы Японии нет простых решений. В этой стране налоги в виде доли ВВП выше среднего уровня стран ОЭСР. Пожилое население затрудняет любые попытки сократить расходы на пенсии и здравоохранение. И, подобно другим странам, Япония столкнулась с геополитическим давлением, вынуждающим больше тратить на оборону.
Единственный выход — увеличить знаменатель в долговом коэффициенте, то есть ВВП. Бюджетные стимулы, предложенные премьер-министром Санаэ Такаити, призваны подстегнуть рост экономики. Субсидирование счетов за электроэнергию, денежные пособия домохозяйствам с детьми, выплаты лицензированным охотникам на медведей (да, вы правильно прочитали) — все это должно стимулировать спрос.
Но вопрос в том, как стимулировать предложение. Помог бы рост иммиграции. Равно как и меры, которые повышают участие женщин и престарелых в рабочей силе и содействуют всесторонней переквалификации пожилых работников, дерегулированию сектора услуг, а также технологической модернизации малых и средних предприятий с помощью налоговых стимулов. Но здесь Япония движется медленно, если движется вообще.
Именно поэтому дополнительный бюджет нового правительства грозит не улучшить бюджетную ситуацию, а ухудшить. Паниковать, наверное, еще рано, но «госпожа Ватанабэ», символ инвестора в гособлигации Японии, уже явно понимает риски.
Кроме того, происходящее в Японии не остается только в Японии. События там влияют на США по двум каналам. Во-первых, если доходность гособлигаций Японии вырастет, они станут привлекательней в сравнении с облигациями США, что повысит процентные расходы Америки. Во-вторых, чем больше у Японии будет трудностей с управлением долгом, тем больше инвесторы забеспокоятся о других странах с крупными долгами.
К счастью, у США есть простой выход. В Америке, в отличие от Японии, налоги в виде доли ВВП ниже среднего уровня ОЭСР. Уменьшив хотя бы вдвое отставание США от среднего уровня развитых стран, можно ликвидировать первичный дефицит бюджета (без учета процентных платежей) и стабилизировать долговые коэффициенты.
Да, для США повышение налогов являются тем же, что и реформы на стороне рыночного предложения для Японии — это политический «контактный рельс». Администрация президента Дональда Трампа тщетно пыталась решить проблему дефицита бюджета, сокращая госрасходы. В результате были отрезаны мышцы, а не жир: сокращены государственные и университетские расходы на исследования и госуслуги, которые нужны для роста производительности. Итогом работы «Департамента эффективности правительства» Трампа стал нулевой прогресс в сокращении дефицита.
Демократы сейчас правильно фокусируют внимание на кризисе финансовой доступности, вызванном ростом цен на продовольствие, медобслуживание и жилье. Но им также следует тревожиться по поводу стоимости ипотеки, которая изменится после повышения процентных ставок, и о политически токсичной инфляции, которая проявится ровно в тот момент, когда они, как они надеются, будут у власти — после 2028 года.
Налог на миллиардеров не закроет дыру в бюджете и не уменьшит эти опасности. Требуется широкое, но прогрессивное повышение налогов, а также закрытие известных лазеек, включая сниженную ставку налога для управляющих фондами (carried interest).
Для реализации этого плана потребуется совсем иной Конгресс и совсем иной президент. Часто нужен кризис, чтобы спровоцировать политическую перестройку, которая даст и то, и другое. Долговой кризис, в ходе которого инфляция и процентные ставки резко возрастут, несомненно, соответствует этим критериям. Вопрос в том, сможет ли американская политика перестроиться без кризиса.