Вышел в свет апрельский номер журнала Forbes Kazakhstan

4885

По традиции новый выпуск издания представляет его главный редактор Аскар Аукенов

Аскар Аукенов
Аскар Аукенов
Фото: © Андрей Лунин

Экономическая турбулентность, политическая неопределенность, вооруженные конфликты, эпидемии, тер­акты, стихийные бедствия и прочее – все эти угрозы, кажется, буквально обрушились на человечество в последние годы. Даже появилось мнение, что мы окончательно прогневали некие высшие силы, которые решили нас покарать, а цивилизация стоит на краю гибели. На самом деле, разумеется, это не так. Если внимательно изучить историю, можно выяснить, что все эти напасти присутствовали всегда, порой накладываясь и провоцируя друг друга. Причем их масштабы порой были существенно больше. Скажем, алматинцы удивятся, но весьма ощутимые землетрясения последние 10 лет случались никак не меньше пяти раз, неизменно вызывая бурные обсуждения о неготовности к ним города, слабом реагировании служб, необходимости сейсмоукреп­ления, составе тревожного чемоданчика, неконтролируемой застройке, падении цен на недвижимость ­и т. д. Об этом услужливо напоминает тот же «Фейсбук».

Почему же создается впечатление нарастающего именно сейчас апокалипсиса? Ну, во-первых, люди забывчивы. Главная же причина – в разы увеличившийся, ставший постоянным агрессивный информационный фон, генерируемый не только традиционными СМИ, но и новыми медиа – соцсетями, мессенджерами, каналами, блогерами и… обывателями, желающими высказаться и имеющими для этого все возможности. Любой хайповый повод в мире – а в основном это негативные новости, больше всего цепляющие людей, – мгновенно подхватывается, тиражируется, раздувается, комментируется, обрастает подробностями и, конечно же, фейками.

Еще лет тридцать назад для того, чтобы узнать о чем-то «свежем» (сейчас это звучит смешно), человеку нужно было купить ежедневную газету или дождаться выпуска новостей по ТВ. Там ему на строго отведенной газетной площади или в течение ограниченного эфирного времени сообщали какие-то, обусловленные редакционной политикой и повесткой новости. Что происходит помимо этого дальше соседнего двора, нам было неведомо. Я уже не говорю об идеологической канве, железном занавесе и цензуре. В целом это работало, просто имело дозированный и управляемый характер, тогда как сегодня об информационной среде можно говорить как о потоке разнонаправленного хаоса, которым пытаются управлять множество производителей контента и интересантов.

Именно поэтому угрозы дезинформации и фейков, обретающие особую актуальность в связи с развитием новых технологий, в частности искусственного интеллекта, все чаще называются лидерами бизнеса, в частности участниками ежегодного глобального исследования CEO Survey, одними из главных. Люди, привыкшие и умеющие критически воспринимать любую «громкую» информацию, в том числе визуальную, искать ее источник, сопоставлять с другими, в курсе, как сегодня легко манипулировать не только массовым мнением, но и правительствами, рынками. Острота этой проблемы будет только расти, требуя от государств и компаний принятия мер, включая создание специальных структур, подготовку кадров и пр. Что касается обычных граждан, то мы лишь можем бороться со стрессами, параллельно развивая у себя то самое критическое отношение. Не зря говорится о том, что навыкам восприятия и анализа информации должны обучать со школы.

Одной из главных тем этого выпуска CEO Survey стала тема генеративного ИИ – потенциальной пользы и рисков его использования. Пока дискуссии вокруг этого, с участием властей и технологических гигантов, находятся лишь на начальной стадии. Во главе угла правовые аспекты, вопросы нацбезопасности, этические нюансы. Интересно отметить, что, согласно нашему опросу, СЕО технологичных компаний склонны с большей открытостью и энтузиазмом относиться к GenAl, нежели лидеры из традиционных отраслей. Думается, компромисс будет достигнут где-то посредине.

Другое личное наблюдение, основанное на выпусках CEO Survey: руководители бизнеса в последние годы научились достаточно взвешенно и рационально реагировать на возникающие вызовы и риски, какими бы внезапными и новыми для осознания они ни были. Выработался взвешенный подход, ставящий в приоритет обеспечение устойчивости своей компании, но в то же время принимающий необходимость учета новых трендов, технологий и моделей, дабы не оказаться в хвосте перемен и не проиграть конкуренцию. Я бы назвал это формулой «устойчивость + эксперименты».

Приятного чтения!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить