Правила эффективности

1061

Чему государственные органы могут научиться у бизнеса

Фото: © Андрей Лунин

Вопросы стратегического развития занимают все более важное место в сфере государственного управления. В последние годы государственные органы разного уровня – от местного до нацио­нального – стали уделять им гораздо больше внимания. Раньше стратегическое мышление считалось прерогативой крупного бизнеса. Сегодня пришедшие из бизнеса принципы стратегического управления и развития берут на во­оружение госорганы всего мира. Важность стратегического государственного управления признают и международные организации: ПРООН и ОЭСР, например, взяли этот подход за основу при оценке качества работы правительств.

Эксперты The Boston Consulting Group (BCG) вывели основные характеристики грамотного стратегического госуправления. Это централизованная координация госструктур, восприимчивость к потребностям и взглядам граждан, нацеленность на создание общественных благ, прозрачность в установлении и достижении целей, четкий контроль реализации поставленных задач и широкое сотрудничество с общественными, частными и международными организациями. Государства, успешно внедрившие эти принципы, – Сингапур, Южная Корея, Япония, страны Скандинавии, – во многом стали идеалами общественного и экономического развития.

Данные BCG однозначно говорят о том, что стратегическое госуправление помогает правительствам повысить эффективность работы. Тем не менее многие государства используют стратегический подход лишь время от времени. Чиновникам зачастую принципы стратегического управления малознакомы: они готовы браво отчитываться по отдельным индикаторам, но внедрять этот подход системно боятся. А время и обстоятельства играют против них, ведь многие глобальные проблемы обостряются. Инфляция, замедление экономического роста, изменение климата, дефицит природных ресурсов и рост населения – все эти и многие другие вопросы требуют безотлагательного решения.

Принципы гибкости

Изменчивость глобальной конъюнктуры, взаимозависимость стран, дефицит природных и человеческих ресурсов – все это делает вопросы стратегического госуправления как никогда актуальными. Эксперты BCG определили пять подходов, которые госорганы могут использовать для того, чтобы повысить свою эффективность. Выбор подхода зависит от зоны ответственности той или иной государственной структуры. Некоторые сферы деятельности (например, обслуживание дорог) остаются относительно стабильными и предсказуемыми; другие (например, кибербезопасность) крайне изменчивы. Поэтому единые подходы к работе в различных госорганах не всегда оправданны. В BCG рекомендуют ведомствам внедрять более гибкую систему планирования.

Традиционный подход. Его следует использовать в организациях, которые работают в предсказуемой и неизменной среде. Суть такого подхода заключается в анализе обстановки, своевременном планировании работы и ее выполнении. Агентства, работающие по такому принципу, – это налоговые службы, операторы железных дорог, пенитенциарные учреждения и некоторые коммунальные службы.

В традиционной модели важны административный контроль, циклический плановый процесс, постановка ясных целей и строгий контроль исполнения. Инновации здесь часто ограничены отдельно взятой сферой, зато вертикальная интеграция и масштабирование имеют особое значение.

Адаптивный подход. Этот подход подойдет государственным структурам, работающим в крайне непредсказуемой, изменчивой среде. В таких организациях долгосрочное планирование бессмысленно, поэтому их руководителям нужно сосредоточиться на укреплении устойчивости организации к кризисам и неожиданным изменениям внешней конъюнктуры. Агентства, которым пригодится адаптивный подход, – это миграционные и санитарно-эпидемиологические службы, органы кибербезопасности и борьбы с организованной преступностью, регуляторы финансовых рынков.

Визионерский подход. Такой подход подходит организациям, которые работают в относительно предсказуемой, но изменчивой среде. Суть этого принципа заключается в налаживании способности менять ту сферу, в которой работает государственная структура. Визионерский подход могут внедрить органы жилищного строительства и городского планирования, государственные инвестиционные банки и организации, содействующие социально-экономическому развитию.

Коллаборативный подход. Некоторым государственным органам не хватает собственных ресурсов, чтобы задавать тон в той или иной сфере. Чтобы реализовать свои планы, таким структурам нужно выстраивать сотрудничество с частными и неправительственными организациями. Суть коллаборативного подхода заключается в поиске заинтересованных в партнерстве сторон и налаживании взаимовыгодного сотрудничества. Такой подход подойдет организациям в сфере здравоохранения и цифровизации.

Регенеративный подход. Этот подход подойдет государственным агентствам, которые работают в условиях острого дефицита ресурсов. Таким структурам необходимо радикальное сокращение масштабов своей деятельности. Это позволит сэкономить ресурсы, чтобы впоследствии направить их на стратегическое развитие.

Гибкость должна стать золотым правилом для госорганов, подчеркивают в BCG. Чиновникам необходимо постоянно анализировать эффективность своей работы и давать коллегам и подчиненным пространство для экспериментов. Только в этом случае государственная служба будет идти в ногу со временем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить