Казахстанские перевозчики: релоканты из России и Беларуси отбирают наш хлеб

35951

В Союзе международных автомобильных перевозчиков Казахстана (КазАТО) уверены, что профильное министерство не считается с интересами отечественных компаний

Мурат Серимбетов
Мурат Серимбетов
ФОТО: КазАТО

Казахстанские компании, осуществляющие международные автомобильные перевозки, «крайне возмущены» решением МИИР разрешить «перецепку» грузов из Европы на машины российских и белорусских перевозчиков. 

Чтобы высказать свою позицию, представители КазАТО 22 мая в Алматы провели пресс-конференцию.

Начиная разговор, президент союза Махсат Сактаганов включил запись заявления министра индустрии и инфраструктурного развития Марата Карабаева, сделанного им на заседании мажилиса 3 мая 2023 года: «Мы пошли на «перецепку». Тут в корне два вопроса стоит. Либо наши отечественные перевозчики, либо экономика, которая получает товары, наши предприниматели и производители. Поэтому мы пошли на то, чтобы «перецепку» разрешить. Но традиционно этот объем всегда был за российскими и белорусскими перевозчиками. В целом во главу угла мы поставили экономику Казахстана».

При этом сами перевозчики не согласны с министром. Они оценивают этот шаг как невыгодный для экономики страны и называют несколько факторов.

Первый — релокация российских и белорусских транспортных компаний, которые получают казахстанскую регистрацию.

Махсат Сактаганов
Махсат Сактаганов
ФОТО: КазАТО

- С 2022 года в связи с санкциями, наложенными на РФ и РБ, российские и белорусские компании регистрируют на территории Казахстана транспортные компании и получают статус резидента, - объяснил Махсат Сактаганов. - Их автотранспортные средства ставятся на учет и получают казахстанские государственные регистрационные номерные знаки, и они осуществляют международные автоперевозки грузов в европейские страны с использованием иностранных бланков разрешений под флагом Казахстана.

Помимо упущенной прибыли здесь возникает проблема с параллельным импортом, отметил глава отдела международных автоперевозок КазАТО Мурат Серимбетов.

- В 2021 году в Казахстан хлынул большой поток российских бизнесменов, которые открыли здесь компании и заключили контракты со странами со всего мира, в том числе европейскими, для перевозки грузов в Казахстан с последующим реэкспортом в Россию. Они осуществляют перевозки с бланками под флагом Казахстана. Такие компании пользуются услугами российских и белорусских водителей, - констатировал Серимбетов и подчеркнул: - Мы подставляем репутацию нашего государства. Казахстан заявляет, что не участвует в параллельном импорте, но фактически это сейчас и происходит.

Второй негативный, по мнению КазАТО, фактор — разрешение «перецепки». О нем высказался Булат Тасыбаев из костанайской компании Damir Logistic.

- Тяжело стало работать, зарабатывать, вести бизнес: можно сказать, что отдали наш хлеб белорусам и россиянам. Это груз наш - казахи покупают, казахи и должны возить, - заявил он и перечислил затраты казахстанских перевозчиков при транзите через Беларусь: - На каждый рейс - не важно, санкционный или несанкционный - нужна электронная пломба, это 130 евро. При «перецепке», если у нас нет разрешительных документов в Европу, чтобы перевезти наш груз на 40 километров, с нас берут от 1500 до 3800 евро, и так же назад. И плюс белорусы требуют разрешения от третьей страны, за которое мы платим больше 200 евро. Хотя если казахстанский груз казахстанские перевозчики везут через Беларусь, по соглашению с нас не должны требовать разрешения. Невозможно стало работать, когда разрешили «перецепку»: нету прибыли, водители увольняются, нам платить кредиты невозможно.

Третья болевая точка — дефицит иностранных бланков разрешений (ИБР), или «дозволов», которые, по мнению Сактаганова, «управление контроля на автотранспорте при МИИР выдает по своему усмотрению и абсолютно непрозрачно». В итоге много разрешений остаются невыданными.

- Вопрос по распределения ИБР — это просто крах. Мы можем констатировать факт, что в прошлом году 150 тысяч «дозволов» не были распределены. Министерству мы об этом пишем, в ответ — тишина. Создано около 80 интернет-фирм, где лжеперевозчики продают «дозволы» от 1000 до 3000 долларов. Один [и тот же] орган распределяет ИБР, выдает, обратно принимает и уничтожает - прекрасная [почва] для коррупции, - развел руками глава союза.

С Сактагановым согласился член совета КазАТО Вячеслав Щербань. Он тоже считает, что рабочая группа наносит «огромный вред» казахстанским международным перевозчикам.

- По результатам 2022 года по тем остаткам бланков разрешений, которые мы не отработали, только сумма корпоративного налога составила бы 3 млрд 36 млн тенге. Плюс сумма сбора (1 МРП) за оставшиеся нераспределенными бланки - 145 млн 682 тыс. тенге, - назвал он цифры.

ФОТО: КазАТО

Другие участники пресс-конференции — представители транспортных компаний — тоже поддержали спикеров, а итог подвел Махсат Сактаганов.

- Отечественные перевозчики теперь не могут выезжать, несут убытки, в доход государства не поступают налоги. Транспортные компании, ранее закупившие современные грузовые автомобили, соответствующие евростандарту, не могут выполнять обязательства по лизингу. Тысячи работников транспортных компаний, которые ранее занимались международными перевозками, остались без заработной платы, а их семьи - без дохода, - сказал он и перечислил меры, которые транспортники предлагают принять для разрешения проблем.

Во-первых, вернуться к решениям на основе заключенных международных договоров.

Во-вторых, изменить состав рабочей группы, распределяющей ИБР: исключить из нее представителей бизнеса и ввести в состав группы представителей госорганов, профильных ассоциаций и НПП «Атамекен», а также отраслевых экспертов. В последующем передать функцию распределения ИБР в конкурентную среду. Кроме того, ввести в Административный кодекс РК штраф в размере 1000 МРП для тех, кто продает и покупает ИБР.

Третье предложение озвучил Мурат Серимбетов: обратиться к странам Евросоюза с просьбой ввести ограничения на транспортные средства VIN-кодами РФ и РБ.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Куралай Нуркадилова: письмо Токаева, политические амбиции Смотреть на Youtube