Школу КазГАСА хотят сделать центром притяжения знаний и творчества мирового уровня

29376

Первый и единственный в Казахстане образовательный проект по подготовке архитекторов, строителей и дизайнеров со школьной скамьи стартует в 2023 году

Раушан Амангелдіқызы и Айгазы Кусаинов
Раушан Амангелдіқызы и Айгазы Кусаинов
ФОТО: архив пресс-службы

На самом деле школьников среднего и старшего звеньев образовательная корпорация Казахской головной архитектурно-строительной академии готовила с 2000 года на базе своего лицея. Но ее основатель – известный ученый, доктор технических наук Амирлан Кусаинов мечтал создать в стране образовательный холдинг архитектурно-строительной направленности международного уровня с полным циклом обучения детей – от начального школьного звена до докторантуры. Мечте было суждено сбыться благодаря сыну ныне покойного академика Айгазы Кусаинову и команде его соратников.

Островок академической свободы для преподавателей и учеников – пожалуй, самое смелое решение, принятое Айгазы Кусаиновым и его «правой рукой», директором школы КазГАСА Раушан Амангелдіқызы при реализации проекта. Всё-таки среднее образование в Казахстане пока остается консервативным и тяжело поддающимся современным реформам. По старинке отсидеть за партой полдня по 6–7 уроков от звонка до звонка, а вторую половину дня корпеть над уроками дома – процесс для детской психики тяжелый, хоть и проверенный десятилетиями опыта.

– Когда год назад я присоединилась к команде Айгазы Амирлановича, сразу поняла, что школа КазГАСА будет революционно другой, в которой академические знания дети получают с удовольствием, а не потому что так надо, – рассказывает Раушан Амангелдіқызы. – Школа в 2022 году стартовала с начальным звеном, а это трудоемкая работа с 6–7-летними малышами, в которых нужно без рисков психологической деформации заложить основы самых первых и самых важных навыков. Поэтому мы непрерывно генерили самые разные идеи плавного вовлечения детей в учебный процесс, в том числе изучали опыт коллег и повышали собственные знания об эффективных форматах современной школы. Мы спорили, предлагали, отвергали. Это очень сплотило нашу команду, решения порой принимались с колес, тестировались во время учебного процесса.

Айгазы Кусаинов и Раушан Амангелдіқызы
Айгазы Кусаинов и Раушан Амангелдіқызы
ФОТО: архив пресс-службы

На первый взгляд, что сложного? Работающие альтернативные методики обучения в Казахстане есть – просто открывай школу, получай лицензию и учи. Но проект Айгазы Кусаинова подразумевал не просто элитное общеобразовательное учебное заведение с частной формой собственности. Задача стояла закрепить за ним архитектурно-строительный профиль, чего ранее в Казахстане никто не делал. Какую базу давать 1–4 классам, постепенно приобщая их к углубленному изучению основ архитектуры, строительства и дизайна – очень взрослым и серьезным дисциплинам?

– В этом плане роль первопроходцев для нас была и сложной, и интересной одновременно. Кроме соответствия самой направленности школы, мы должны исполнять и государственные общеобязательные стандарты, что накладывает двойную ответственность, – говорит Айгазы Кусаинов. – Я ездил в Европу и США, присматривался к их методикам обучения в частных школах, искал уже имеющих такой опыт педагогов в странах ближнего зарубежья, чтобы у нашего образцового проекта было и образцовое исполнение. В этом процессе был настоящий драйв – я уже получил прекрасное образование, но на реализации эталонной школы КазГАСА сам многому научился.

В краткосрочной перспективе детище Айгазы Кусаинова и Раушан Амангелдіқызы пройдет самое сложное испытание – международную сертификацию, которая даст корпорации КазГАСА статус международного образовательного холдинга с признанием ее аттестатов и дипломов в любой точке мира. Международные сертифицирующие органы оценивают кандидатов по целому комплексу параметров — от комфортности условий для учащихся до уровня подготовки педагогического состава. Поэтому важно было совместить и уют помещений, в который приятно возвращаться, и технологическую оснащенность школы самым передовым учебным инвентарем, и продвинутые кадры, и новейшие методики изучения нового материала.

В 2021 году закипели строительно-монтажные работы. Всего за год три компании – Verum construction, Urban Design Inc. и Monochrome Bureau – превратили здание бывшего ресторана в стильное учебное заведение. С порога понятно, кого хотят вырастить из учащихся авторы проекта.

Параллельно Айгазы Кусаинов формировал команду единомышленников с незашоренным мышлением и организаторскими навыками. Выросший в семье талантливого ученого, он понимал, что свободное мышление, инициативность и тягу к новым знаниям детям могут дать только педагоги с такими же качествами.

– Мы хотели создать элитную школу с творческой средой, которая станет единственным в своем роде центром ранней подготовки будущих архитекторов, строителей, дизайнеров в первую очередь для казахстанской отрасли. То есть детей заранее будут готовить к углубленному изучению этих специальностей, а затем и работе по ним. Цель — безусловное признание знаний и аттестатов наших выпускников для дальнейшего их поступления в лучшие университеты мира, – отметил глава корпорации КазГАСА.

Айгазы Кусаинов
Айгазы Кусаинов
ФОТО: архив пресс-службы

Кадровый вопрос — один из сложнейших в казахстанских реалиях. Это на себе ощущают не только государственная, но и частная системы образования. Софт, с которым одиннадцатиклассники выйдут за порог школы во взрослую жизнь, процентов на 70 зависит как раз от педагогов и тех методик, которыми они руководствуются в работе. Совпадение ожиданий и реальности – лучший индикатор уровня доверия родителей учащихся к образовательному учреждению.

– Процесс поиска кадров непрерывный в жизни любого образовательного учреждения. Мы в первую очередь привлекаем местные кадры — проводим тестирование, срезы знаний и оттачиваем собственный отбор педагогов. Но в целом обращаем внимание и на кадры постсоветского пространства в странах, схожих с Казахстаном ментально и знакомых с нашей системой образования, для обмена опытом и постоянного повышения квалификации. Сейчас в школе уже работают пять преподавателей, cертифицированных по программе международного бакалавриата IB. И мы гордимся этим достижением, планируя наращивать число таких педагогов, – говорит Айгазы Кусаинов.

Директор школы Раушан Амангелдіқызы отмечает, что наравне с общеобязательными стандартами образования детям с 1 по 11 класс ежедневно даются дополнительные дисциплины, отсутствующие в государственных школах, – черчение, живопись, рисунок.

– Черчения сейчас в программе казахстанского образования нет, а поскольку профессия архитектора, строителя и дизайнера подразумевает обладание этим навыком, черчение внедрено в образовательный процесс по умолчанию, – рассказала руководитель школы. – Конечно, малышам в начальных классах до черчения рановато, поэтому они лепят и рисуют — развиваем мелкую моторику рук, очень полезную способность для более старшего возраста. С первичными навыками им значительно проще осваивать более сложные творческие дисциплины в средней и старшей школе.

Сейчас школа КазГАСА проходит свой первый тестовый учебный год после ребрендинга и отделения школы от лицея в самостоятельную образовательную единицу. Помимо набора в начальные классы, школа перешла к популярной и самой эффективной методике преподавания – PBL (Problem-Based Learning), направленной на самостоятельную работу учащихся путем решения практических задач. Причем PBL тестируется в школе КазГАСА не только в рамках дополнительного образования сверх лимита обязательных академических часов, но в том числе и по основным нормативным предметам. Это та самая самостоятельность в обучении, к которому несколько последние лет и Министерство образования (ныне — просвещения) активно агитирует среди образовательных учреждений под лозунгом академической свободы. PBL приветствует импровизации на занятиях, ученическую активность и стремление к экспериментам.

– Это помогает преподавателям в раннем возрасте раскрывать способности детей к определенным направлениям деятельности. Правильный выбор профессии — большая проблема в образовании в целом, но для нас уже нет, потому что мы не держим учителей и учащихся в рамках без права делать самостоятельные шаги. Регулярное участие в олимпиадах, изучение языков и занятия в творческих кружках и спортивных секциях наших учеников уже показывает, что кто-то в будущем станет врачом, а кто-то — маркетологом или психологом. И это замечательно, что дети не останавливаются в стремлении постоянно пополнять свои знания новым материалом, мы видим их горящие глаза, – поделилась Раушан Амангелдіқызы.

Школа КазГАСА утверждает, что неуспешных людей нет. Успеха может добиться каждый, если дать ему возможности. Поэтому новый образовательный проект справедливо претендует стать образцом, на примере которого весь громоздкий образовательный локомотив страны может начать движение к современному формату, удовлетворяющему требования общества.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить