На правах рекламы

Куанышбек Есекеев: Мы изменили ландшафт интернет-бизнеса

12170

Крупнейший оператор связи и провайдер «Казахтелеком» решил существенно модернизировать свою деятельность. Сегодня компания позиционирует себя как оператора сферы развлечений и широкого спектра услуг, предоставляя доступ к интернету, мобильную связь, телевидение, облачные сервисы и конвергентные технологии. О том, какие изменения происходят в компании, чем они обусловлены и с какими показателями пройден 20-летний рубеж, рассказал Forbes.kz председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

Фото: Сергей Астрелин
Куанышбек Есекеев.

F: Куанышбек Бакытбекович, недавно «Казахтелекому» исполнился 21 год. Компания, созданная на заре независимости, сегодня стала одной из крупнейших на телекоммуникационном рынке страны. Какие знаковые изменения произошли за это время?

— Каждая компания, как живой организм, имеет свои циклы развития. 21 год – это определенная зрелость, когда полностью выстроена структура, отточены механизмы и внутренние процессы. Рынок, на котором мы работаем, уже стабилизировался. Мы четко понимаем, каков образ нашего клиента, в каких услугах он испытывает потребность, как их предоставлять и в дальнейшем развиваться.

История нашей компании достаточно непростая: 21 год назад из бывшего Министерства связи она стала акционерным обществом. Это институт, который должен заботиться и о прибыли компании, и об эффективности процессов. «Казахтелеком» одним из первых разместил свои акции на Казахстанской фондовой бирже KASE. При этом мы были одними из немногих, кто в течение 16-17 лет выплачивал дивиденды по своим акциям. Где-то они были очень высокими, например при продаже активов, где-то – небольшими, если на них влияли определенные экономические процессы. Но компания всегда была прибыльной.

За все это время в «Казахтелекоме» было много эффективных менеджеров, которые сделали все, чтобы компания развивалась успешно. Также за это время выстроена эффективная корпоративная культура, сотрудники компании работают с максимальной самоотдачей,  «Казахтелеком» гордится целой плеядой связистов из трудовых династий – компанию в качестве работодателя и профессиональной сферы для реализации выбирают несколько поколений и передают накопленный опыт и традиции молодому пополнению связистов.

За два десятка лет «Казахтелеком», постоянно развиваясь и обновляясь, стал одним из драйверов телекоммуникационного рынка Казахстана.

F: Сегодня «Казахтелеком» – это не только оператор связи и провайдер. Компания предлагает различные сервисы. В каких направлениях идет расширение портфеля услуг?

— Новый портфель услуг отвечает современным требованиям абонентов и реализуется в рамках потребностей и маркетинга текущего рынка. К примеру, одна из стратегических инициатив изменений – «Супермаркет услуг для всей семьи» в своей основе содержит идею внедрения сервисов для физических лиц – абонентов разных возрастов и с разными интересами. Рынок, который представляет данная целевая аудитория, как правило, домохозяйства, которым предлагаются различные услуги. Во-первых, это домашний телефон – удобство этой услуги проверено десятилетиями. Дома можно подключить интернет – это бренды Мegaline или iD Net, а также IP-телевидение iD TV, где есть возможность заказывать фильмы и программы. Набирает популярность сервис iD TV Online, при помощи которого можно просматривать видеоконтент с мобильных устройств. При этом, в результате сотрудничества с крупнейшими агрегаторами лицензионного контента абоненты получают доступ к лучшим фильмам и новейшим сериалам.

В целом тенденция в сегменте услуг для физических лиц такова – новые услуги все больше охватывают сферу развлечений.

Вместе с тем значительно пополнился перечень услуг для корпоративного сектора. Одно из направлений, которое активно развивается и является актуальной на сегодняшний день, – это современная услуга виртуального дата-центра. «Казахтелеком» является крупнейшим провайдером услуг дата-центров и располагает самой большой сетью коммерческих дата-центров в республике, на наших площадках размещаются крупнейшие хостеры Казахстана, которые предоставляют услуги классического хостинга.

Фактически мы даем площадку для развития казахстанского сегмента интернета – зоны Казнет.
Немаловажным направлением является обеспечение безопасного доступа к интернету – отсюда выведены на рынок услуг «Родительский контроль» для физлиц и услуги информационной безопасности и защиты от DDoS-атак для предприятий.

Наша цель – изменить образ компании в сознании потребителя. Мы заполняем все ниши, чтобы каждый абонент мог эффективно организовать свою работу, а также получал доступ к развлечениям на любой вкус, когда он находится дома. Для молодого поколения мы хотим стать развлекательной компанией и оператором качественных услуг мобильной связи и интернета. Старшему поколению мы предлагаем качественный телевизионный контент, услуги телефонной связи. Кстати, последние годы мы работаем с еще одной категорией клиентов – геймерами. Для них мы предлагаем различные тарифы и скорости, а также оказываем техническую поддержку мероприятий крупных игровых компаний.

F: «Казахтелекому» доверено внедрение связи четвертого поколения 4G. Как идет реализация этого проекта?

— Реализация этого проекта ведется совместно с нашей дочерней компанией – «АЛТЕЛ». Чтобы понять, успешно проходит внедрение на рынке или нет, всегда смотрят на выбор абонентов. Человек голосует своим кошельком пропорционально качеству и цене. На сегодняшний день услугу 4G уже выбрали более двух миллионов человек. Учитывая динамику роста, до конца года мы планируем увеличить эту цифру до трех миллионов. Все благодаря тому, что были разработаны интересные продуктовые решения, высокие скорости и доступные тарифы. Если говорить о востребованности услуг, то на одного пользователя приходится 30 гигабайт трафика – это больше, чем у других операторов. На сегодняшний день «Казахтелеком» выполнил обязательства по обеспечению покрытия сети LTE в Казахстане и в результате слаженной работы нашей команды в 450 населенных пунктах страны с общей численностью около 9 млн жителей появилась голосовая связь GSM и мобильный широкополосный доступ в интернет четвертого поколения 4G:GSM. При этом мы продолжаем строительство мультитехнологической сети, и до 2018 услуги мобильной связи и мобильного интернета будут доступны жителям во всех районных центрах республики.

F: Продвинутых пользователей мобильных телефонов сегодня сложно чем-то удивить. Какие новшества вы предлагаете в сегменте сотовой связи?

Один из трендов – мобильное проникновение и предоставление мобильного доступа к интернету, естественно, что нам предстоит выполнить планы по этому направлению. Помимо планового развития предполагается ряд новшеств. Среди тех, которые на сегодняшний день развивает «Казахтелеком», отмечу такие сервисы, как «Мобильный офис» – это защищенные корпоративные сети на базе фиксированных и мобильных технологий, пока в Казахстане никто, кроме нас, не предлагает такие услуги. Также клиентам предлагаются конвергентная офисная телефония FMC для бизнеса с фиксированной и мобильной составляющими. А по технологии FMS клиент может создавать семейные группы с безлимитными звонками между фиксированными и мобильными телефонами.

Кроме того, мобильные сети для нас это не просто средство оказания услуг связи, это также канал доступа к другим услугам от онлайн-телевидения на мобильных телефонах и планшетах до мобильных приложений электронной коммерции.

Основной фактор, которым руководствуется компания, – высокое качество и скорости. Рынок сотовой связи – самый быстроразвивающийся, все новинки распространяются молниеносно. Например, пять лет назад нам было трудно представить, что мы отойдем от SMS и MMS, а теперь абонент пользуется такими приложениями, как WhatsApp и Viber. Более того, эти приложения позволяют совершать звонки, и это естественное развитие рынка. В глобальном масштабе новые тренды в каком-то смысле «съедают» доходность в некоторых видах услуг. Поэтому необходимо быть не только в курсе этих изменений, но и адаптироваться и предлагать абонентам то, что на данный момент востребовано. То есть если фиксированную связь вытесняет мобильная, а из мобильного сегмента происходит переток трафика в интернет, то наша задача обеспечить высокое качество голосовой связи и передачи данных. Мы готовы трансформироваться, давая клиенту то, что он хочет.

F: Какие тренды мирового рынка телекоммуникационных услуг взял на вооружение «Казахтелеком»?

— «Казахтелеком» отслеживает все новинки и общемировые тренды. Например, сейчас в мире активно развивается тренд конвергенции фиксированной и мобильной связи. Получается, задача стоит не только оставаться оператором городского телефона и интернета, а гораздо шире. «Казахтелеком» пока единственный оператор в стране, предлагающий пакетные решения, которые позволяют нашим пользователям оставаться на связи не только в пределах домохозяйства, но и в дороге, в офисе. Представители малого и среднего бизнеса уже оценили конвергентную услугу «Универсальный номер»- это решение содержит на одной сим-карте городскую, мобильную связь и мобильный интернет. Ею часто пользуются представители сферы услуг, потому что им удобно, когда клиенты могут дозвониться как по городскому номеру, так и на сотовый или отправить сообщение по WhatsАpp.

Такой тренд, как мобильное преобладание, реализуется за счет построения мультитехнологичной сети и проникновения и обеспечения абонентов как голосовой связью, так и услугами ШПД не только в крупных городах, но и в сельской местности.

Большое количество сервисов в мире предлагаются по технологии over the top – поверх существующего интернет-подключения. Это и данные, и голос, и телевидение, и транзакции. В данное время у нас есть аналогичное решение для нашего рынка, оно будет постепенно расширяться и развиваться качественным контентом.

Следование трендам всегда влияет на появление новых продуктов. Так было, когда в 2009 было внедрено приложение «видео по запросу» услуги iDTV. Также, будучи в тренде телевидения, компания «привела» на рынок продукты, транслируемые по технологии High Definition, внедрялись другие масштабные проекты. За всем этим стоит большая работа. Но мы не делаем того, что для нас неэффективно. Мы ведем прагматичную политику, которая работает на привлечение пользователей.

F: Сейчас все дочерние компании фонда «Самрук-Казына» вовлечены в процесс трансформации. В «Казахтелекоме» второй год реализуется своя программа трансформации «Өрлеу». В чем ее особенность?

— Фундаментально трансформация идет по трем идеологическим основам – это люди, технологии и процессы. То есть, чтобы стать эффективными, надо менять людей, менять технологии и процессы. Мы считаем, что для нас важен каждый сотрудник со своими знаниями, достижениями и проблемами. При этом для нас больше важна его эффективность, чем его нахождение на рабочем месте. Это меняет отношение человека к своей работе. Ему не обязательно сидеть в офисе, он может пользоваться почтой в смартфоне, вести там переписку и быстрее решить рабочие вопросы. Так возникают мобильные офисы. У нас сотрудники, которые занимаются продажами, могут выходить «в поле», вести продажи и встречи.

Кроме того, чтобы клиента обслуживал эффективный менеджер, должна работать система мотивации. В этом году мы реализуем проект по мотивации наших работников фронт-офиса. Это уже положительно сказывается как на наших продажах, так и на уровне сервиса.

Что касается изменения процессов, то мы намерены начиная с этого года перевести наши центры сервиса в торговые моллы, чтобы человек мог оплатить связь и одновременно решить бытовые вопросы. Для удобства клиентов центры сервиса будут работать до 21 часа. Кроме того, мы полностью перевели в платежные терминалы все виды оплаты за услуги «Казахтелекома».

Трансформация компании исходит из того, что мы меняем модель организации – она становится более маркетинговой. Понимание нашего потребителя и его потребностей влияет на разработку новых услуг и продуктов. «Казахтелеком» стремится улучшить технологические процессы и стать эффективнее при помощи использования лучших телекоммуникационных практик. При этом мы понимаем ценность уровня лояльности и дорожим каждым клиентом, что влечет за собой повышение качества сервиса.

F: По первым двум направлениям «технологии» и «бизнес-процессы» прогресс очевиден. Есть ли конкретные результаты, которые произошли в результате трансформации в направлении «люди»?

— Первое, что мы воспитали в своих людях, – это стоимостное мышление. Человек должен считать, как окупится та или иная работа для компании. Внедрение стоимостного мышления позволяет каждому сотруднику почувствовать себя частью команды. Вторая часть вопроса – это изменение нашего фронт-офиса и продаж. Люди, которые работают во фронт-офисе, мотивированы на то, чтобы привлекать новые услуги. В субботу, воскресенье, например, у нас работают центры активных продаж, которые обзванивают клиентов, отвечают на их вопросы.

Кроме того, речь идет о перестройке нашего технологического процесса. Мы уже не можем продавать услугу, если ее клиент не оценивает. В компании есть коэффициент Net Promouter Score, который считает, способен ли клиент рекомендовать нашу услугу другим. Для каждой услуги есть свой такой коэффициент. Мы подсчитываем его каждый квартал, и это помогает понять, что необходимо клиентам.

В «Казахтелеком» привлекаются талантливые менеджеры, которые могут реализовать здесь свой потенциал. Нам важны люди - как в лице клиентов, так и наших работников. Понять потребности тех и других, выстроить эффективные механизмы взаимодействия на всех уровнях, где необходимо, минимизировать контакты за счет автоматизации – все это входит в ближайшие планы компании.

F: Крупным компаниям важно иметь эффективную систему корпоративного управления. Каковы ее принципы и механизмы в «Казахтелекоме»?

— «Казахтелеком» рассматривает корпоративное управление как один из методов, влияющих на повышение эффективности своей деятельности, укрепление репутации и снижение затрат при привлечении инвестиций. Компания стремится к совершенствованию корпоративной практики, информационной прозрачности для инвесторов и акционеров, предоставляя всесторонние данные о деятельности компании на корпоративном портале. Отмечу, что наша компания имеет один из самых высоких рейтингов корпоративного управления, а это важнейший инструмент оценки и снижения рисков инвестирования.

Если перейти к ключевым моментам эффективности корпоративного управления, то мы значительно усилили эффективность деятельности совета директоров, заседания которого проводятся регулярно и преимущественно в очной форме, с активным участием всех членов. Что касается правления компании, то в целях оперативного рассмотрения возникающих вопросов, входящих в его компетенцию, очные заседания правления проводятся еженедельно. При этом, согласно лучшим практикам корпоративного управления, очные заседания правления должны проводиться на регулярной основе, не реже одного раза в месяц.

В 2013 мы ввели практику избрания членов правления сроком на 1 год, по истечении которого члены правления представляют отчет о работе за истекший период повету директоров. Их работу оценивают по результатам аудита и делают вывод – продлевать контракт или нет.

Кроме того, в целях дальнейшего совершенствования корпоративного управления в компании введена практика ежегодного утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы корпоративного управления, основой для которого является проводимая ежегодно диагностика нашего корпоративного управления.

F: Насколько рентабелен сегодня «Казахтелеком»?

— В телекоммуникационном бизнесе есть своя норма рентабельности. Если сравнивать с международными компаниями, то мы находимся в норме рентабельности. Она остается стабильной. Приведу любопытный пример: в 1997 одна акция «Казахтелекома» стоила порядка 50 тенге, а сегодня – 12 тысяч. Получается, что мы значительно выросли в стоимости. Это показатель того, как компанию оценивают на фондовом рынке – люди верят в нее. И мы планируем все время увеличивать акционерную стоимость компании.

F: Какие задачи ставит перед собой «Казахтелеком» в 2015, на что направит основные силы?

— Во-первых, мы продолжим нашу трансформацию в рамках «Өрлеу». Работа по стратегическим направлениям программы позволит нам стать ближе к клиентам. Уже запущен обновленный портал с большим количеством функций и новый единый кол-центр для более качественного и оперативного обслуживания абонентов. В планах компании стать в широком смысле «Супермаркетом услуг для всей семьи», удовлетворить потребности наших граждан не только в услугах связи, но и стать незаменимым в жизни каждого казахстанца. Все усилия наших инновационных подразделений направлены на развитие продуктов для потребителей. Для любого исследования нужна площадка – с этой целью запущена собственная R&D-лаборатория, в рамках которой будут исследоваться и тестироваться новые технологии и услуги. Большое внимание будет уделено в 2015 развитию новых услуг для сегментов B2B и B2G в рамках инициативы программы трансформации «Информационный фундамент казахстанского бизнеса».

В сегменте связи предлагается новое решение – виртуальная АТС, к которой можно подключить 10 абонентов, и управлять ею с компьютера.

Что касается услуг, то из новинок это будет услуга видеонаблюдения, по которой мы запускаем пилотный проект. Кроме того, у потенциального заказчика тестируется SmartTV-приложение, разработанное нашими специалистами. Продолжаются исследования для запуска услуг электронной коммерции. В нашей R&D-лаборатории уже начат процесс создания API, который позволит быстро и эффективно интегрировать коммерческих партнеров в нашу девелоперскую среду. То есть мы сможем интегрировать наши платежные инструменты с веб-сайтами наших партнеров и, наоборот, привлекать партнерские продукты на наши электронные магазины и в наши приложения.

Хотел бы отметить ряд проектов государственной важности, над которыми мы сейчас работаем: это услуга сбора и обработки фискальных данных, проект по наблюдению за междугородным автотранспортом для своевременного реагирования в случае аварий и экстренных ситуаций. Рассматривается единая система безналичной оплаты проезда в общественном транспорте.

Таких новых сервисов много – они небольшие, но самое главное то, что они востребованы у абонентов, и наша задача – дать каждому из них то, что им необходимо.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить