Почему казахстанский нефтесервис оказался в загоне?
Правительство вновь подняло проблему нефтесервиса, где экономические неурядицы грозят перерасти в социальные. Между тем, нынешнее плачевное положение отрасли связано с заложенной много лет назад неверной моделью ее развития
Меморандумы не помогли
Забастовка работников ТОО «Бургылау» в Жанаозене, имевшая немалый резонанс, завершилась, но вновь привлекла внимание к более масштабной проблеме - состоянию всего сектора нефтесервиса в стране.
Работодатель пошел навстречу бастующим в Жанаозене
Руководство ТОО «Бургылау» согласилось выполнить условия бастующих бурильщи... →
Недавнее заседание правительства было посвящено именно этой теме, а конкретнее - перспективе массового сокращения рабочих мест из-за падения объемов работ. По данным министра здравоохранения и социального развития Тамары Дуйсеновой, в Казахстане работает 99 нефтесервисных предприятий, из них более половины, 52, в этом году сократили 1,3 тыс человек. До конца года только в Атырауской области будет сокращено (чиновники сейчас употребляют более красивый термин – высвобождено) еще почти 2,5 тыс. сотрудников нефтесервисных компаний. Их ряды продолжат редеть и в следующем году.
Единственным инструментом остаются пресловутые меморандумы о сохранении рабочих мест, которые местные власти подписывают с работодателями. Всего таковых с начало года подписано почти 20 тыс. Но в эффективность подобной меры, весьма своеобразно выглядящей в условиях рыночной экономики, не верит даже само правительство.
Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев поручил добиться исполнения меморандумов. «Мы сейчас видим по материалам, что многие не выполняются. Где эти бравые отчёты, брали на себя обязательства, хвастались?» - заявил он.
Однако на самом деле юридическая сила таких документов очень и очень сомнительна. А если хорошенько разобраться, то обязательство частной компании перед государством во что бы то ни стало сократить рабочие места – вообще нонсенс. Ведь все зависит от того, как пойдет бизнес, будут ли заказы.
Нефтесервисный патриотизм
Спасет ли Кашаган Казахстан?
Самый дорогой проект во всей истории Казахстана близится к завершению. Еще ... →
В любом случае, от Минздравсоцразвития трудно ожидать чего-то большего. Будут объемы работ – будут и рабочие места.
Экономическую же сторону вопроса попытался представить уже глава другого ведомства – министр энергетики Канат Бозумбаев. Здесь также фигурирует привычный инструмент – создание очередной рабочей группы, которая должна придумать, как вовлечь отечественные нефтесервисные компании в крупнейшие проекты.
Как известно, рынок нефтесервиса является очень высококонцентрированным. Подавляющее большинство заказов (более 70%) приходится на три ключевых проекта: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Если хотя бы немного увеличить в их закупках товаров и услуг долю отечественных компаний, это сразу обеспечит большой фронт работ и занятость. Предлагаемые меры, как правило, связаны с тем, чтобы контролировать тендерные стратегии операторов крупнейших проектов.
Идея включиться в проекты выглядит логичной. Но для этого мало административного ресурса, поскольку проблема заключается не только в том, что у отечественного нефтесервиса нет доступа к подрядам. Проблема в том, что отрасль неизменно воспринимается в качестве пасынка, которому непременно нужна помощь, хотя речь идет об одной из наиболее перспективных в обозримом будущем сфер.
Экономическая сторона медали
Тенгиз пробурит дыру в доходах «КазМунайГаза»
Дивиденды от ТШО, которые являются ключевым источником дохода для «КазМунай... →
На глобальном рынке нефтесервиса очень жесткая среда. Например, почти 80% объема буровых услуг делят между собой компании из «большой тройки» транснациональных игроков. В то же время за счет грамотной госполитики ряд стран все же сумел построить национальные нефтесервисные отрасли.
Китай в этих целях действует более жестко, устанавливая ограничения для иностранного нефтесервиса, Норвегия – более гибко.
Но смысл в том, что они делали ставку не только на административные меры, но и экономические, стимулируя технологическое развитие собственных нефтесервисных компаний и подготовку инженерно-технических кадров. Норвегия и Великобритания, например, финансировали разработки в области технологий по снижению себестоимости добычи нефти.
Казахстан же все это время сосредоточился только на одной технологии – как навязывать «казахстанское содержание» в проектах, переписывая законодательство, создавая всевозможные базы данных, заключая меморандумы и проводя форумы.
Задачи снижения себестоимости добычи нефти вообще не ставилось. Напротив, выгоднее было ее увеличивать, чтобы повышать объемы закупа и масштабы «казахстанского содержания». Так и получился раздутый до невозможности бюджет Кашагана.
Естественно, что нефтесервиса, как конкурентоспособной отрасли, так и не появилось. Несмотря на громкое название, сейчас это не более чем совокупность разношерстных компаний, оказывающих в своем большинстве услуги, не требующие особой квалификации. Хотя даже в таких сферах, как охрана или обеспечение питанием, идти до передовых стандартов еще очень далеко. Отставание же по более сложным видам услуг просто непреодолимое.
Космос важнее?
Расширение Тенгиза: рост ВВП и зависимости Казахстана от нефти
Проект глобального масштаба по увеличению производства на Тенгизе, решение ... →
Поразительно, но такая ключевая отрасль, как нефтесервис, никогда не была приоритетной и не рассматривалась как направление диверсификации. Она сейчас по факту беспризорная. Ее проблемами, как видим, пытается заниматься Министерство энергетики, однако к энергетике нефтесервис имеет лишь опосредованное отношение - такое же, как строительство дорог к автомобильной промышленности.
У нас недавно создано Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности, хотя в этих сферах занято на порядок меньше людей, чем в нефтесервисе, а про экономический эффект вообще речи нет. Коммерческий потенциал оборонки и космоса непонятен. А объем рынка нефтесервиса в 2015 году, по данным министра энергетики, в Казахстане составил 1,3 трлн тенге.
Модель бизнеса там была предельно простая – зарабатывать при помощи афилиированных структур на подрядах, щедро финансируемых нефтяниками. Иностранцы это делали через свои конторы, наши быстро взяли на вооружение такой опыт и научились делать то же самое. По сути, нефтесервис превратился в канал перекачки нефтегазовых средств, самой же отрасли на развитие практически ничего не оставалось.
Пока была хорошая цена на нефть и безграничные бюджеты, всех устраивало такое положение дел. Сейчас низкие цены вынуждают менять отношение, но базы-то нет. Если мы посмотрим статистику иностранных прямых инвестиций, то с 2005 зарубежные компании только в геологическую разведку и изыскания вложили огромную сумму – $75,7 млрд. Казахстан же в нефтесервис на своей территории инвестировал по остаточному принципу, тратя средства не на развитие технологической базы и подготовку кадров, а на покупку готовых нефтедобывающих активов. Выбор был сделан не в пользу долгосрочного развития, а прибыли «здесь и сейчас». Результаты теперь налицо.
Безусловно, нефтесервису нужна господдержка. Но не только в том, чтобы продавливать закупки, а в том, чтобы начать, наконец, системно заниматься нефтесервисом как отраслью, определив его реальную нишу и начав выстраивать все необходимое – от компетенций до персонала.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook