Что предпочитают казахстанские миллионеры

Задавшись целью раскрыть секреты скромного обаяния казахстанской буржуазии, Forbes Kazakhstan провел опрос среди участников рейтинга самых богатых бизнесменов. В итоге сложился некий обобщенный портрет.

Где учатся дети миллионеров

По одному участнику рейтинга лучшим местом для учебы своих детей считают Канаду, Сингапур и Китай, но у большинства предпочтения традиционные: США – 32%, Великобритания – 32%, Казахстан – 24% (в этом случае речь, правда, идет в основном о средней школе).

 

Пример для подражания

Наиболее часто встречающиеся ответы на этот вопрос – родители и Стив Джобс, по 17%. Но есть пророки и в своем отечестве – для 9% опрошенных примером является создатель Казкоммерцбанка Нуржан Субханбердин. Среди образцов также (по одному голосу) Нурсултан Назарбаев, Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Элон Маск (основатель SpaceX, Tesla Motors и PayPal), бывший директор завода «Зенит» (Уральск) Петр Атоян, Амансио Ортега (создатель Inditex), Киичиро Тойода (основатель Toyota Motor Corporation) и даже Иосиф Сталин.

Свободное время

13% опрошенных предпочитают посвящать досуг семье, по 6% – друзьям, чтению, путешествиям, хайкингу (пешие горные прогулки), 42% – спорту. Среди видов спорта наиболее популярны теннис (10%) и горные лыжи (6%), есть также любители велосипеда, автоспорта, бадминтона. Другие хобби миллионеров – бильярд, пение, рыбалка, коллекционирование, посещение музеев.

Напитки

24% всем напиткам предпочитают воду, по 8% – чай и кумыс, но наиболее популярно вино – 28%. Есть также любители кофе, имбирного лимонада, односолодового виски.

 

 

 

Бренды одежды

50% опрошенных не имеют фаворитов среди одежных марок. 40% предпочитают итальянские бренды (Brioni, Canali, Berluti, Gucci, Brunello Cucinelli, Loro Piano и т. д). Есть также поклонники Tom Ford и Nike.

 

Авто

Здесь безоговорочно лидирует Mercedes (47%). 11% отдают предпочтение продукции Toyota и еще 11% – BMW. По одному поклоннику у Tesla, Bentley, Range Rover. У остальных респондентов особых пристрастий нет.

Любимая кухня

Среди предпочтений в еде с большим отрывом впереди казахская кухня (43%), затем следует средиземноморская (14%). «Просто здоровое питание», итальянские и азиатские блюда выбирают по 10% опрошенных. Поклонником французской кухни, как ни странно, оказался лишь один миллионер. Еще у 10% предпочтения отсутствуют.

Детство

Выяснилось, что, вопреки распространенному мнению, школьные оценки имеют значение – почти 47% респондентов были отличниками.

Примечательно, что еще в нежном детстве некоторые наши миллионеры – 8% – мечтали стать нефтяниками. Но еще удивительнее, что самой популярной среди будущих богачей была профессия инженера – 13%. Дальше со значительным отставанием идут врачи, летчики, адвокаты. Среди участников списка топ-50 есть также несостоявшиеся милиционеры, разведчики, ученые, военные, путешественники, математики, пожарные, архитекторы, геологи – и один состоявшийся директор.

Пример для Казахстана

Большинство опрошенных – 32% – хотели бы, чтобы Казахстан повторил путь Сингапура. Еще 12% наилучшим примером считают США. По 8% – Южную Корею и Норвегию. Другие государства, на которые, по мнению миллионеров, стоило бы равняться, – Китай, Турция, Швейцария, Канада, Израиль, Финляндия, Малайзия. Есть среди примеров для подражания даже постсоветская страна (правда, не в сегодняшнем формате) – это Грузия времен Саакашвили. Один из респондентов полагает, что Казахстану следовало бы брать пример с Советского Союза эпохи Сталина. А еще один убежден, что такому уникальному государству чужие примеры вовсе не нужны.

Айдын Рахимбаев улучшил результат вдвое

Пилот Astana Motorsports Айдын Рахимбаев (№20 рейтинга) на MINI впервые попал в топ-10 ежегодного трансконтинентального ралли-марафона «Дакар-2015», заняв 9 место в общем зачете внедорожников после Карлуша Соуза из Португалии на Mitsubishi и обойдя Ронана Шабо из Франции на SMG.

Ралли длилось 14 дней, гонщиками было преодолено более 9 тыс. км по территории Аргентины, Чили и Боливии. Из 406 стартовавших участников до финиша добрались лишь 216. Казахстан был представлен четырьмя экипажами, три из которых успешно финишировали: в категории внедорожников – Айдын Рахимбаев с штурманом Антоном Николаевым и Бауыржан Исабаев с штурманом Владимиром Демьяненко на Toyota Overdrive (17-е место); в категории грузовиков – бронзовый призер «Дакара-2012» пилот Артур Ардавичус, штурман Алексей Никижев и механик Даниэль Козловский на Tatra (22 место). Экипаж Дениса Березовского выбыл из гонки.

Булат Утемуратов поможет детям с аутизмом

Около $14 млн частный благотворительный фонд Булата Утемуратова (№1 рейтинга) «Асыл Мирас» выделил в помощь детям с аутизмом. В апреле фонд презентовал в Алматы программу поддержки, в рамках которой будут открыты специальные реабилитационные центры. Цель – помочь с дагностикой и социальной адаптации таких детей, чтобы они могли ходить в обычные школы и детские сады (с 2003 количество детей с диагнозом «аутизм» в Казахстане выросло в 20 раз). Фонд откроет четыре центра – в Алматы, Астане, Усть-Каменогорске и Кызылорде, каждого обойдется примерно в $1 млн.

Частный фонд «Асыл Мирас» был зарегистрирован в феврале 2014, Булат Утемуратов является единственным учредителем. Первым проектом был благотворительный велопробег Rixos Borovoe – 2014, на котором собрано 87,7 млн тенге на оборудование для Акмолинского и Кызылординского перинатальных центров. Оборудование было передано в нынешнем январе.

Серикжан Сейтжанов заместил импорт

15 тыс. тонн цианида натрия в год (~$45 млн) собирается выпускать ТОО «Talas Investment Company» – первый в Казахстане подобный завод, контрольная доля в котором принадлежит семье Сейтжановых (№32 рейтинга). Производство будет запущено в июле. Стоимость проекта – $80,4 млн, 60% финансирования предоставлено БРК. До конца года планируется произвести до 7500 тонн продукции, 70% которой будет экспортировано в Российскую Федерацию, 30% реализовано на внутреннем рынке. Ценовой диапазон казахстанского цианида натрия предположительно будет варьироваться от $2800 до 3200 за тонну.

Цинанид натрия – один из дорогостоящих реагентов, используемых преимущественно в золотодобывающей промышленности, Казахстан до этого момента его только импортировал (в основном из Китая и России). Завод расположен в городе Каратау, Жамбылской области. Потребность страны в цианиде натрия в настоящее время составляет 16,8 тыс. тонн в год (около $50 млн).

Тимур и Динара Кулибаевы профинансируют агросектор

АО «НУХ «Байтерек» сообщило, что совместно с холдинговой группой «АЛМЭКС», принадлежащей на паритетных началах Тимуру и Динаре Кулибаевым (№3 и №4 рейтинга соответственно) для этих целей будет создан фонд прямых инвестиций ALMEX-Baiterek Fund размером в 18,6 млрд тенге ($100 млн). Стороны вложатся на начальном этапе поровну, однако в дальнейшем возможно увеличение фонда за счет привлечения других инвесторов. Национальная палата предпринимателей будет оценивать экономическую обоснованность проектов через инвестиционный комитет, формирование которого ей доверили.

Казахстанским аграриям и пищевикам, получая финансирование по такой схеме, придется подстраиваться под требования мандата инвестфонда, который предполагает вхождение в уставный капитал компаний, чтобы получить длинные деньги на пять-семь лет. По словам председателя правления АО «Холдинговая группа
«АЛМЭКС» Мажита Есенбаева, основное внимание в тех проектах, куда войдет фонд, будет уделено рациональному и прозрачному использованию средств. По окончании срока инвестиций бизнесмены смогут выкупить долю фонда, тем самым вернув вложенную сумму.

Бахытбек Байсеитов: еще одна попытка построить самолет

Летом 2015 года казахстанско-российское СП «ЯК АЛАКОН» («Альянс авиационных конструкторов») планирует начать постройку первого опытного образца модернизированного самолета Як-58. Основными акционерами «ЯК АЛАКОН» являются Бахытбек Байсеитов (№14 рейтинга) – 16%, Рустам Абдулин – 10%, Александр Топоров – 10%, Аркадий Гуртовой – 10%, Олег Демченко – 10% и российское ОАО «ОКБ им А.С. Яковлева» – 23%. Модернизация предполагает установку более мощного двигателя немецкой компании RED Aircraft, который существенно повысит характеристики машины, прежде всего по дальности полета – до 2200 км. Проект полностью финансируется за счет частных инвестиций.

«ЯК АЛАКОН» зарегистрировано в 2003. О планах начала строительства нового самолета было заявлено в 2009 году. В мае 2011 года СП взяло кредит у Цеснабанка. Объем инвестиций в 2011 составил примерно 9,1 млрд тенге (~$62 млн).

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте