Казахстанские «мурзилки»: чертовски хочется бороться!

22938

Известный казахстанский публицист Салима Дуйсекова рассказала для Forbes.kz о любопытном явлении, возникшем на стыке политики, бизнеса и политтехнологий

 

Важное уведомление: все совпадения и сходство с реальными людьми — совершенно не случайны, однако не принципиальны. Как показывает практика, эти персонажи долговечны и будут являться нам вновь и вновь, прихотливо меняя политические одежды, но не свою сущность.

Салима Дуйсекова.

В северной Соседии их окрестили «мурзилками». Термин, пришедший из ЖЖ (им называли юзера, который выдавал себя за другую личность) закрепился в политическом жаргоне в эпоху болотных протестов с легкой руки журналиста Олега Кашина. Так Кашин заклеймил известного блогера Варламова за сотрудничество с прокремлевскими организациями и участие в сомнительных акциях. Примечательно, что в тоннах ненависти, обрушенных на Варламова после нашумевшего поста об алматинских болячках, никто из беснующихся не припомнил этот факт.

Мурзилками называют засланных в стан оппозиции казачков. Деятельность этого отряда мохноногих направлена на развал и дискредитацию неугодных властям организаций, сбор информации об активистах и перемалывание народного протеста в балаганные мероприятия.

Они среди нас, и уже довольно давно. В застойные периоды глухого безвременья их присутствие незаметно либо не вызывает особого раздражения. Но стоит хоть малейшей ряби поколебать болото общественной жизни — мурзилки всплывают на поверхность, рассаживаются по кочкам, отряхиваются от тины и постыдными голосами затягивают рулады, призванные отбить всякий интерес к происходящему даже у самых непривередливых слушателей.

Их существование признают почти все участники фрондёрского сообщества, но вслух предпочитают об этом не говорить. Даже никакого хлесткого имени за ними не закрепилось.

Провокаторы — не совсем то. Они, как правило, никого ни на что ни провоцируют. Напротив, они прямо и косвенно убеждают паству в порочности «экстремизма».

Почти каждый относительно известный широкой публике мурзилка собирает вокруг себя вполне искренний и пассионарный фан-клуб.

В рядах фан-образований состоит молодёжь, числящая оппозиционером всякого, кто власть критикует, или же милые алматинские старушки-одуванчики, имеющие к власти справедливые претензии.  В соцсетях фан-клуб занят перепостами статусов своего кумира (кумирши) и дежурными возгласами под каждой свежевыложенной фотографией – от «вау!» до «горжусь таким соотечественником, как Вы!»

Недавние постдевальвационные уличные волнения в Алматы, которые кое-кто погорячился назвать «новой волной политического протеста», в очередной раз актуализировали вопрос «за кем идём»?

Навыки самостоятельного критического мышления стали настолько редкими в нашем обществе (даже у его продвинутой, прогрессистской части), что представители вида «мурзилка обыкновенный» утратили всяческое побуждение к мимикрии. Modus operandi, за которые в другой стране им выжгли бы позорное клеймо на крупе, не причиняют местным мурзилкам никакого дискомфорта и совершенно не мешают им выступать в медиа от лица всего либерального комьюнити.

Фарисей в тюбетейке

Взять, к примеру, руководителя Сарацинской гильдии Казахстана, в которой кроме него состоят еще два с половиной члена, что не мешает им позиционировать себя как религиозную организацию республиканского масштаба с республиканскими же амбициями.

В анамнезе правоверного правдолюба имеется пьеса об Абае в духе раннего Сорокина, богословское образование, диплом о котором он скрывает как священную скрижаль, а также прорва петросянских коммюнике, снискавших ему репутацию бесстрашного Сирано. Вымученные остроты о предоставлении политубежища Гульнаре Каримовой, назначении Дариги Назарбаевой на пост акима Алматы, смертной казни для одряхлевших президентов, лицензировании криминала, совместном проекте с Сашей Бароном Коэном, создании службы по связям с богами неизменно приводят столичный креативный класс в бешеный восторг.  Что отменным образом характеризирует уровень культурных запросов граждан, любящих подчеркнуть преимущественно эстетический характер своих разногласий с властью.

А чего стоит одна только его мрачная, изобилующая библейскими оборотами фетва, призывающая физически уничтожать педофилов. «Их трупы должны быть сожжены или брошены на съедение хищникам в местах, отделенных от человеческого жилья…»

А всего несколькими годами ранее в рассказе о совершенном им хадже, этот благочестивый пилигрим не скупился на описание обуявших его пикантных ощущений в отношении маленькой (!) девочки в хиджабе:

«Рой волнующих мыслей вихрем проносится в голове... Как я приведу ее в гостиницу?.. Пять человек в одном номере… Что я скажу паломникам? Астафралла! Представлю ее двоюродной сестрой или потерянной дочерью…»

Но разве ж публика помнит такие пустяки…

В результате этих изрядно затянувшихся скоморошеств вузовского преподавателя ни разу ни попросили со службы.  А всем известно, насколько подконтрольна эта сфера властям.  Задержанию этот плотоядный святоша подвергся один-единственный раз, когда прошлым летом пытался пробиться на прием к Ахметжану Есимову.

Недавно он обнародовал письмо к президенту, в котором назвал этот случай, а также отказ его новоявленному проекту «Демократический Казахстан» в проведении митинга «преследованиями» и заявил о возможной эмиграции.

«Градом попадали сверху окаменевшие от горя птицы и мухи. На небе появилась траурная кайма. Пошел крупный соленый дождь».

Лаокоон наших дней

Нельзя не упомянуть также грозу алчных банкиров (в борении с коими он проявляет завидную избирательность), участника уймы политтехнологических шарашек, медийных и партийных проектов, в которых борцун столовался по многу лет, сочетая эту гуманитарщину с мутными двухсотдолларовыми гешефтами.

Трудно не заподозрить в работе на темные силы человека, беспрерывно подвергающегося обвинениям в рвачестве и аферизме, который в разгар ипотечного протеста создает общественное объединение «Куда приводят мечты», провозглашающее конечной целью ПОЛНОЕ списание банковских задолженностей.

Человека, чья героическая отсидка (за то, что сорвал погон с полицейского) обставлена множеством столь явных несуразностей, противоречий и странных эпизодов, что даже в своем вики-резюме он упоминает об этом вскользь, ни слова ни говоря об обстоятельствах задержания и ареста. Впрочем, статью эту в Википедии уже удалили.

Злые языки поговаривали, что весь этот тюремный романс был старым как мир предприятием по раскрутке народного героя (с куратором в казенном доме). Так ведь на то они и злые.

Год назад стрелок по банкам засветился в Карагандинской области в роли авторитетного переговорщика, напропалую предлагая рабочим коллективам финансовую помощь в создании тред-юнионов (в то самое время, когда банк отнимал у него квартиру, ага) и даже пытался отменить заявленный забастовщиками митинг, объясняя непонятливым работягам, что их проблемы уже решены и манифестация лишена смысла.

С поправкой на масштаб это как если бы в Петрограде 17-го прозвучало – на б̶р̶о̶н̶е̶в̶и̶к̶ сцену приглашается заслуженный деятель социалистического движения Евно Фишелевич Азеф.

В последнее время, после двух проигранных судебных тяжб - Каспи банку и «пароходу и человеку» Жомарту Ертаеву, борцун проявляет себя главным образом в соцсетях, радуя френдов бодрыми отчетами о феерическом супружеском сексе.

Валькирия революции

Есть ещё луноликая дама, отважная радетельница за права обездоленных, приезжающая на митинги в шубках, на дорогих авто.  Бровьми союзна, красотою лепа. Будь у дамы хоть грамм воображения и чуточка классового чутья, то затянула бы она спелый стан в тёртую комиссарскую косуху и остригла бы унылый татешкинский валик в эффектное каре. Но воображения нету.

Ещё мадам не стесняется признаваться в трогательных сношениях с отделом внутренней политики. Да, разрешение на митинг она получает от сочувствующего представителя этого отдела. И искренне огорчается при этом, что пройдет он без участия «Нур Отана». Жаль так жаль, а ведь можно было «совместно с властью разрядить социальную накаленность», чтобы не допустить «тюльпановых революций». А потом устроить танцевальный вечер.

И уже мало кто помнит, с чего именно начиналась «революционная» карьера разрядительной бизнес вумен.

***

Мурзилки никогда не исчезнут окончательно. Их нельзя забороть одним лишь разоблачением. Тем более что они нисколько не скрываются. Свести их влияние к статистическому минимуму можно лишь реальной политической жизнью.

Вы всё ещё хотите идти за ними?

Примечание. Редакция не обязательно разделяет позицию автора.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить