Почему поправки в закон об обязательном автостраховании вызывают споры
18 декабря состоится презентация законопроекта перед депутатами
В октябре 2025 года в Комитет по финансам и бюджету Мажилиса поступил проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев, перевозчиков транспортных средств перед пассажирами» (ОГПО ВТС). На следующей неделе проект будут презентовать депутатам нижней палаты.
Страховое сообщество выступает против новеллы в проекте, которая предлагает повысить страховые выплаты по ОГПО ВТС в два раза, не повышая страховой тариф. Представители страховых компаний заявляют, что это «может обрушить страховой рынок». Депутаты апеллируют к принципу социальной справедливости и утверждают, что страховщики не выполняют «свою главную функцию финансовой защиты».
Что случилось?
Один из главных инициаторов законопроекта представитель партии «Аманат» Елнур Бейсембаев еще год назад в депутатском запросе обосновал необходимость внесения данной поправки инфляцией, ростом стоимости ремонта и автозапчастей: «Долгие годы максимальная сумма выплат за обязательную страховку всего лишь составляет — 600 МРП (2,3 млн тенге в 2025 году). Данная сумма совсем не соответствует реальным ценам на ремонт и восстановление автомашин в нынешних условиях».
Представители страхового рынка существующие проблемы не отрицают. По данным Ассоциации страховщиков Казахстана, стоимость каждой отдельной выплаты по ОГПО ВТС растет с каждым годом, при этом размер страховой премии (стоимость страховки) для автовладельцев фактически не меняется с 2003 года. Это, утверждают в Ассоциации, приводит к убыткам. С 2020 по 2024 год рост отношение премий к выплатам у страховых компаний по этому виду страхования увеличился с 46% до 87%, а за семь месяцев этого года достиг 96% (общий коэффициент выплат, учитывающий данные как по физическим, так и юридическим лицам).
«Нужно понимать, что коэффициент выплат не отражает реальную картину убыточности ОГПО ВТС, на самом деле она еще хуже, — говорит Виталий Веревкин, председатель Ассоциации страховщиков Казахстана. — В коэффициенте не учитываются резервы по убыткам, которые еще предстоит выплачивать и расходы на ведение страхового дела».
Аналитики ranking.kz со ссылкой на данные Государственного кредитного бюро (ГКБ) и пишут о том, что самый большой коэффициент убыточности наблюдается среди самого широкого сегмента страхователей — среди физических лиц (без учета автовладельцев юрлиц и транзитного транспорта). В 2024 году среднегодовое значение этого коэффициента сложилось на уровне 116%. «Дисбалансы именно в этом сегменте застрахованных оказывают наибольшее влияние на общую убыточность класса», — пишет ranking.kz.
«Чтобы этот вид страхования был безубыточным даже при действующих лимитах тариф должен быть не 1,9 МРП как сегодня, а минимум 2,62 МРП (+38%). При реализации предложения депутатов убыточность вырастет до 103,6-112,9%, а для сохранения устойчивости тариф нужно будет поднять до 3,0-3,3 МРП (+58-74%)», — приводит расчеты Бауыржан Нагманов, управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана.
Почему это происходит?
Автовладельцы покупают страховку на случай, если они станут виновниками ДТП и надо будет выплачивать ущерб пострадавшим. Соответственно, рост выплат по обязательной автостраховке напрямую привязан к количеству ДТП, число которых увеличивается на десятки процентов уже несколько лет подряд. ГКБ в своих отчетах приводит такие данные: в 2023 году страховые компании осуществили 94,3 тыс. выплат пострадавшим в ДТП, в 2024 году — 131,5 тыс. выплат (рост на 40% год к году), а за 9 месяцев 2025 года — уже 108 тыс. выплат (рост на 13% период к периоду).
Откуда такой рост?
«В стране увеличилось количество автотранспорта (в том числе за счет акции по легализации и льготным программам автокредитования)», — перечисляет одну из причин Виталий Веревкин.
Также свою роль сыграл европротокол, запущенный в 2024 году. Эта методика существенно облегчила процедуру оформления ДТП, в результате чего увеличилось число зафиксированных мелких происшествий на дороге. «На 3 декабря 2025 года по европротоколу было зарегистрировано почти 39,5 тыс. ДТП», — приводит данные ranking.kz. То есть чем больше мелких аварий оформляется через европротокол, тем выше выплаты страховых компаний, ведь рост числа ДТП напрямую влияет на страховые выплаты.
Ситуация, по словам Веревкина, также усложняется ростом цен на автозапчасти и ремонт. По данным Energyprom.kz, за прошедший год цены на услуги ремонта личных транспортных средств возросли на 17,8%, при этом тренд сохраняется пятый год подряд.
В то же время депутаты обращают внимание, что «…с обязательными страховыми взносами на сегодня страховщики располагают многомиллиардными капиталами, в то время как максимальная сумма страховых выплат остается на низком уровне… Также, по данным бюро национальной статистики, самые высокие заработные платы у представителей финансового и страхового секторов. Что подтверждает высокую доходность и сверхрентабельность страховых компаний», — отмечает в своем запросе депутат Е. Бейсенбаев.
Что будет дальше
По прогнозам АСК в 2025 году количество ДТП по стране перевалит за 150 тысяч.
Веревкин считает, что если законопроект пройдет в существующем виде, то есть страховые тарифы для водителей не поднимут, то страховые компании начнут сдавать лицензии по ОГПО ВТС.
«Охват населения ОГПО ВТС станет меньше и в этой ситуации проиграют автолюбители и сироты тех, кто погиб в ДТП, — утверждает Виталий Веревкин. — Вопрос урегулирования ущерба перейдет к виновникам аварии напрямую или через суд. Им придется искать миллионы, чтобы заплатить за ремонт. Занимать, брать кредиты».
При принятии новых законов следует учитывать интересы всех участников рынка, настаивают эксперты, а в первую очередь автовладельцев. «Мы считаем, что нужно комплексное решение. «Мы не против поднятия лимитов по выплатам ОГПО ВТС, но только при соразмерном увеличении тарифов по страховым премиям. Действовать нужно только в комплексе с реформой тарифной политики и механизма создания страховых резервов», — высказывает мнение участников рынка Бауыржан Нагманов, управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана.