Медвежий бастион

«Камчатка – дорого!» Таково главное правило ценообразования на полуострове, жители которого одними из первых на Земле встречают рассвет

Фото: © Depositphotos.com/dmitry_ps

Несмотря на то что цена за бензин и электроэнергию на Камчатке не выше среднероссийской, товары и услуги примерно в 2 раза дороже, чем на Большой земле. При этом сельское хозяйство развито, дары моря в изобилии, до недавнего времени были доступны дешевые японские «праворульки», третий после Якутии и Дагестана (по данным Минфина РФ) размер региональных дотаций. Почему тогда такая разница в ценах? Вероятно, какой-нибудь чиновник из администрации Камчатского края и смог бы дать развернутый ответ, но рядовые граждане пользуются только одним доводом: «Камчатка – дорого!».

В поисках Северного пути

Наверное, такое обоснование не лишено логики. Ведь освоение полуострова было совсем не дешевым. Как с точки зрения человеческих ресурсов, так и с точки зрения финансов. Камчатка была открыта казаками более 300 лет назад. Еще в XV веке русские высказывали предположение о существовании Северного морского пути из Атлантики в Тихий океан и предпринимали попытки найти его. В сентябре 1648 года экспедиция Федота Алексеева и Семена Дежнева побывала в проливе между Азией и Америкой, который спустя 80 лет заново откроет Беринг. Путешественники высадились на берег, где встретили «много добре чукчей». Затем судно Алексеева, судя по сведениям, собранным экспедицией Беринга, было прибито к берегам Камчатки. Он стал первым русским мореходом, высадившимся на полуостров и зазимовавшим на нем.

Изображение Камчатки впервые появилось на «печатном чертеже Сибири» 1667 года. Спустя 30 лет приказчик Владимир Атласов во главе отряда в 120 человек из Анадырского острога отправился в поход «для прииску новых землиц» и заложил Верхнекамчатск. Он же отправил в Москву описание земли, лежавшей между рекой Колымой и Америкой. Деятельность Атласова принято считать началом освоения Камчатки. Первая его экспедиция длилась больше года. Маршрут закончился на южной оконечности полуострова, где от устья реки Нынгичу путешественник имел возможность наблюдать неизвестные ранее острова. Атласов встретил у камчадалов пленного с неведомыми прежде чертами лица и доставил его в Москву, где тот был представлен Петру I. Этот человек оказался японцем по имени Денбей. От него русские узнали о соседней стране.

Фото из архива пресс-службы

Камчатка vs Аляска

В наше время попасть на Камчатку не составляет большого труда. Действуют ежедневные прямые авиарейсы из Москвы, Владивостока и Хабаровска. В летний период пенсионерам и студентам можно приобрести билеты по льготному тарифу, с 50%-ной скидкой. С 2012 года, после семилетнего перерыва, возобновилось авиасообщение между Камчаткой и Аляской. Рейсы в летний период осуществляет авиакомпания «Якутия» – по субботам. Билет в оба конца обойдется примерно в $1000. Ранее прямые рейсы по этому направлению выполнялись до 2005 года, когда были прекращены из-за слабой загрузки. Результатом стало стремительное падение турпотока, ранее позволявшего Камчатке принимать до 2500 охотников за сезон. На 15–20% ежегодно сокращалось количество желающих принять участие в трофейной охоте на медведя – одном из наиболее дорогостоящих направлений местного туризма. В настоящее время выросло число камчатской молодежи, проходящей обучение в США, поднялся спрос на деловые поездки, что делает рейсы рентабельными. Также из Петропавловска можно напрямую улететь в Пекин.

Фото: Андрей Гундарев

Столица края Петропавловск-Камчатский и главный город Аляски Анкоридж находятся примерно на одной широте. Американский немного севернее. Мне довелось побывать в обоих и почувствовать разницу. Понятно, что сравнение не совсем корректно, но в связи с участившимися инсинуациями после недавней аннексии Крыма по поводу возможной аннексии Аляски все-таки допустимо. При населении, превышающем камчатское в 2,5 раза, ВВП Аляски в 10 раз больше. Международный аэропорт им. Теда Стивенса поражает своими размерами. При населении Анкориджа всего 250 тыс. эта воздушная гавань занимает пятое место в мире по объемам грузовых авиаперевозок. В то время как «Елизово» выглядит рядовым провинциальным аэродромом, где багаж пассажиров возят не на электрокарах, а на бортовых грузовиках. В любом случае, кроме как по воздуху, с Большой земли на Камчатку попасть не получится. Морское пассажирское сообщение, существовавшее в советское время между столицей края и Владивостоком, было свернуто в конце 80-х годов из-за нерентабельности.

Но, как и Аляска, Камчатка сурова и прекрасна. Всю ее суровость я ощутил практически мгновенно. За одну зимнюю ночь выпало более метра снега. Открыть дверь и выйти на улицу из коттеджа на базе отдыха было проблематично. Спасибо гастарбайтерам из Северной Кореи, которых на Камчатке довольно много, быстро прокопавшим в свежем снегу траншею. За день автомобильное движение нормализовалось благодаря работе спецтехники и личному участию автовладельцев. Умелое владение лопатой здесь – обязательный навык каждого водителя. Крупных снегопадов за зиму может случиться три-четыре, потому что Камчатка со всех сторон окружена морями: с запада – водами Охотского моря, с востока – Берингова. Климат на побережье морской. Зима продолжительная и снежная, но не очень холодная. А лето короткое и дождливое.

Huawei в помощь

Расположен Петропавловск на берегу Авачинской бухты, на юго-востоке полуострова. Перепад высот в городе составляет 513,6 метра от уровня моря до вершины горы Раковой, так что наличие полноприводного личного автотранспорта весьма оправданно.

Историческая застройка города сохранилась слабо: несколько казенных деревянных зданий начала ХХ века, дом купца Подпругина и бывший дом губернатора Камчатки – вот, пожалуй, и все. Строений выше девяти этажей нет. Сказываются большая ветровая нагрузка и высокая сейсмичность. Восточное побережье Камчатки, Япония и Курилы – самое сейсмоактивное место на планете. В прошлом столетии в юго-восточной части полуострова произошло 10 семибалльных землетрясений, два восьмибалльных и одно девятибалльное.

Телефонная связь с Большой землей обеспечивается компаниями  «Ростелеком», «Дальсвязь» и основными российскими мобильными операторами. А вот с интернетом есть проблемы. Хиленькие спутниковые каналы связи не позволяют поставщикам услуг предоставлять потребителям высокоскоростной доступ к Сети. «Ростелеком» совместно с китайскими подрядчиками в 2012 году начинали подготовку проекта по прокладке оптоволоконного кабеля до Камчатского края. Планировалось, что кабель пройдет по дну Охотского моря от сахалинского города Оха до Магадана и Петропавловска-Камчатского. Но гипертрофированный бюджет проекта вызвал негативную реакцию Владимира Путина в преддверии больших затрат на подготовку к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке. Тогда он был заморожен. К сегодняшнему дню проект пересчитан, он стал дешевле первоначального в несколько раз. Согласно плану к июню 2016 года китайская Huawei протянет в эту часть материка подводные волоконно-оптические линии связи. Общая протяженность канала составит 1855 км, а стоимость контракта – 3 млрд рублей.

В Петропавловске функционируют две крупные теплоэлектростанции – ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, которые закрывают потребности города в электроэнергии. В настоящее время завершены работы по строительству газопровода Соболево – Петропавловск, в результате чего вторая ТЭЦ частично перешла на природный газ. Таким образом, зависимость города от привозного топлива незначительно, но снизилась. Кроме того, городские электрические сети соединены с Мутновской ГеоЭС, которая способна обеспечивать до 62 МВт электроэнергии для Центрального камчатского энергоузла.

В Петропавловске-Камчатском проживают около 185 тыс. человек (население всего края – 320 тыс.). Это многонациональный город, хотя русских, конечно, подавляющее большинство. Согласно переписи населения 2010 года, среди горожан 458 узбеков, 206 киргизов, 131 таджик и 126 казахов.

Условно всех жителей полуострова можно разделить на три категории: военные, рыбаки и туристы.
Камчатка – пограничный регион, а Петропавловск – место дислокации базы Тихоокеанского флота РФ.

Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морская ракетоносная, противолодочная и истребительная авиация, части сухопутных и береговых войск... То есть военных много, и зарабатывают они, кстати, довольно хорошо.

В последние годы набирает силу горнорудная промышленность. В Петропавловске расположены офисы горнодобывающих компаний, осуществляющих добычу золота, никеля, платины (месторождения расположены на севере, в Корякии) и серебра.

Фото из архива пресс-службы

Деликатесный рай

Главное богатство края – морепродукты. Красная рыба и икра, треска, палтус, камчатский краб. Изобилие на прилавках продуктового рынка способно «взорвать мозг» неподготовленному туристу из Средней Азии, вскормленному бараниной и кониной.

Соответственно, добыча и переработка даров моря – основная отрасль экономики Камчатки. Среди наиболее крупных предприятий – ЗАО «Акрос», Рыболовецкий колхоз им. Ленина, ОАО «Океанрыбфлот» и ряд других.

В целом же данная сфера в основном представлена мелкими компаниями, работающими сезонно на лососевых породах рыбы. Причем в то время как в ряде поселков восточного и западного побережья в связи с постройкой новых заводов рыбопереработка в последние годы получила второе дыхание, в самом Петропавловске отрасль утратила былое значение.

Браконьерство на Камчатке до сих пор представляет большую проблему для сохранения популяций промысловых рыб. Основной мишенью преступников в первую очередь является, разумеется, красная икра. Рыбу во время нереста вылавливают на удаленных от цивилизации реках, потрошат, а тушки просто оставляют гнить на берегу. В море вылавливают краба – иногда в промышленных масштабах. И тоже перерабатывают на берегу при попустительстве районных администраций, которые зачастую «в доле». Местные рассказывают о бригадах, которые работают «под крышей» военных и органов внутренних дел. С браконьерами борются с переменным успехом. По крайней мере, удалось пресечь незаконный вылов рыбы на территории национальных парков. На море «воевать» с правонарушителями (в том числе и зарубежными, в основном японскими) сложнее, потому что их моторные суда чаще всего превосходят по ходовым характеристикам корабли пограничной службы. Тем не менее, несмотря на варварскую незаконную добычу, популяции красной рыбы и краба еще высоки – природа щедра.

Красная икра остается деликатесом уже потому, что Дальний Восток был присоединен к России не так уж давно. Между тем аборигены отнюдь не считали этот продукт чем-то особым и часто кормили им своих ездовых собак. Теперь о полезности икры ходят легенды, и народная медицина рекомендует употреблять ее при самых разных проблемах: недостатке или избытке веса, малокровии, онкологии и заболеваниях щитовидной железы. Официальное здравоохранение тоже считает красную икру ценнейшим продуктом питания. Ее белок усваивается гораздо быстрее, чем содержащийся в мясных и молочных продуктах.

Килограмм свежего деликатеса на рынках Петропавловска стоит 2000 рублей, что по теперешним российским меркам совсем недорого.

Камчатский краб тоже ценится высоко. К тому же вылавливать его все сложнее из-за снижения популяции. С другой стороны, в 70-е годы была проведена адаптация камчатского краба в Баренцевом море, где у него не оказалось естественных врагов. Численность популяции там быстро растет, достигнув около 100 млн особей.

Норвегия и Россия ведут активную добычу, но квоту определяют самостоятельно. Российская составляет около 12 тыс. тонн в год.

Медведи, вулканы, собаки

Развивается туризм. Однако, к сожалению, высокие тарифы на авиабилеты и отсутствие развитой инфраструктуры, особенно качественных и недорогих гостиниц, препятствуют активному продвижению отрасли. Ежегодно Камчатку посещают всего несколько десятков тысяч человек, притом что соседнюю Аляску – миллион туристов.

А ведь посмотреть есть на что! Например – удивительную, практически нетронутую природу. Впрочем, кое-кто очень даже «трогает». Многие туристы прилетают на Камчатку из-за охоты. Охотники называют полуостров «медвежьим бастионом». Удаленность от всего мира, климатические условия и малонаселенные пространства (менее одного человека на 1 кв. км) сделали его местом обитания для Ursus arctos piscator, который является одним из самых крупных в мире бурых медведей. Средний вес камчатского мишки достигает от 300 до 600 кг, размер шкуры взрослого самца – от 240 до 310 см. Эти животные крупнее, чем их сородичи на Чукотке, в Магаданской области или Хабаровском крае. Правда, самые крупные бурые медведи обитают на острове Кадьяк, у южных берегов Аляски.

Но не каждый турист здесь охотник. На живых и сытых косолапых стоит посмотреть во время нереста лососевых, когда идущую вверх по рекам рыбу медведи вылавливают на мелководье, потрошат и съедают. Такие туры организовывают для гостей в августе-сентябре. Можно посоревноваться с медведями в спортивной рыбалке. Или устроить сплав на плотах по рекам.

Я совсем не рыбак и не охотник – больше «коллекционер вулканов», любитель восхождений на дымящиеся исполины. Для таких, как я, Камчатка – тоже благословенное место. На полуострове больше 300 вулканов, 29 из которых продолжают действовать. Они не отличаются кровожадностью: на памяти живущих здесь людей было не так много извержений, которые несли смерть. Темный силуэт вулкана в ясном предрассветном небе для камчадалов, как правило, признак хорошей погоды.

Ближайшие к Петропавловску Корякская и Авачинская сопки являются неотъемлемой частью городского пейзажа, и совершить восхождение на них не составляет большого труда. На Авачинскую ежегодно летом организовываются альпиниады – массовые восхождения, а также соревнования по скайраннингу – скоростным забегам от основания до вершины. Испытать свои силы может любой желающий.

Немало туристов прибывает на Камчатку зимой: из-за обильного снежного покрова. Погонять по снежной целине на снегоходах, взобраться на вулкан и «взорвать пухляк» своими лыжами или сноубордом, скатившись вниз по склону.

Зимой можно также покататься на собачьих упряжках, традиционном средстве передвижения народов Севера. Познакомиться с умными и преданными животными, научиться управлять ими, почувствовать легкими свежий морозный воздух. Это дорогого стоит. Каждую зиму здесь проводится «Берингия» – камчатская гонка на собачьих упряжках. Традиционная не только потому, что проходит уже более 20 лет, но и поскольку является единственной в мире, возродившей и успешно сохраняющей национальный уклад малочисленных северных народов. В 2010 году «Берингия» получила статус официального праздника Камчатского края.

Главные ее герои – собаки сейчас, как и сотни лет назад, ведут привычный образ жизни: перевозят дрова, рыбу, сено, доставляют хозяев на охоту или в гости в соседний табун. На Севере собака член семьи и равноценный партнер в делах. Жители отдаленных деревень и стойбищ знают каждую собаку «в лицо», заботятся о них. Потому что во время гонки участники везут в нартах кроме своего снаряжения и еды для собак много продуктов для местного населения, предметы первой необходимости, лекарства.

Очень популярны и вертолетные экскурсии. Особенно в Долину гейзеров, уникальное природное образование, единственное в своем роде в Евразии. Долина расположена в Кроноцком государственном биосферном заповеднике, который находится в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе природного комплекса «Вулканы Камчатки».

Не меньше, чем своей потрясающей природой, Камчатка поразила меня своими жителями. Суровыми на вид, но при этом отзывчивыми, готовыми всегда прийти на помощь. Помощь ближнему у местных жителей в крови. Сказывается изолированность региона, суровость климата, привычка полагаться только на собственные силы. Нам есть чему у них поучиться. И не беда, что все на Камчатке дорого. Зато неповторимо!

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

Андрей Гундарев
путешественник

 

Статистика

7929
просмотров
Загрузка...