Дилеры ожидают спада продаж новых автомобилей в РК в 2015

Обзор автомобильного рынка Казахстана за 2014

Фото: photosight.ru

- 2014 стал годом испытаний на прочность казахстанской автомобильной отрасли, - заявил глава Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев.

Андрей Лаврентьев

• Казахстан остается привлекательным рынком для инвесторов, сохраняя большой потенциал роста как для авторетейла, так и для расширения локального производства;

• Несмотря на сложные экономические условия в мире, отечественное производство легковых и грузовых автомобилей осталось на уровне прошлогодних максимумов все также благодаря растущему спросу, увеличению загрузки производственных мощностей и осуществлению новых инвестиций в автомобильную отрасль Казахстана;

• Объем продаж официальных автодилеров остался практически без изменений по сравнению с 2013 (163,6 тыс. в 2014 против 165,7 тыс. в 2013);

• Растущий потребительский спрос, некоторое падение покупательной способности и ужесточение условий автокредитования способствовали росту «серого» рынка в ущерб официальным дилерам;

• Изменения в сегменте розничных продаж были непосредственно связаны с новым техническим регламентом (в начале года), девальвацией национальной валюты в феврале, обострением геополитической ситуации на территории СНГ, дисбалансом тенге и рубля, который повлек за собой вал «серого» дешевого импорта из РФ;

• Продолжающиеся изменения в сегменте комплектующих на пространстве СНГ, а также новые возможности расширения в рамках ЕАЭС и зарождающегося самого крупного евразийского рынка в дальнейшем будут способствовать появлению новых инвестиций в данной сфере и росту доли рынка локальных производителей;

• Автомобильная отрасль Казахстана входит в 2015 в качестве неотъемлемой части новообразованного евразийского экономического пространства, которая подразумевает усиление конкуренции внутри ЕАЭС. Для сохранения текущих достижений и поддержания дальнейшего развития отечественного бизнеса режим переходного периода (с полной финансовой и правовой поддержкой государства как потребителей, так и компаний) сейчас имеет наибольшую актуальность.

В нашем отчете мы изложили основные итоги по рынку новых автомобилей РК, а также дали краткий обзор глобального рынка 2014.

Экономика Казахстана

По предварительным данным Миннацэкономики, ВВП РК в 2014 вырос в реальном выражении на 4,3%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается замедление роста экономики, что мы тесно связываем с глобальными экономическими и политическими процессами. Геополитическая обстановка на Украине, спад на мировых товарных рынках вследствие замедления экономического роста Китая и стагнации в Европе, крупнейших экспортеров казахстанского сырья, оказывает негативное воздействие на ключевые отрасли отечественной экономики. Напомним, что 21% казахстанского экспорта приходится на Италию и 13% - на Китай. Экспорт нефти, который является основным катализатором экономической активности, упал на 3% в октябре по сравнению с 2013.

Если сырьевой сектор показал снижение, то на несырьевом секторе мы видим замедление роста. Так, рост промышленного производства в январе-ноябре составил 0,1% в годовом выражении, обрабатывающая промышленность продемонстрировала рост на 0,7%, горнодобывающая промышленность упала на 0,4%.

Государственная политика, направленная на диверсификацию экономики, постепенный отход от сырьевой зависимости способствуют поддержанию какого-либо роста. Но общая экономическая активность населения и бизнеса была сдержанной. Этому способствовала девальвация тенге на 20%, которую провел Нацбанк РК в феврале 2014. Последствием девальвации стали рост цен, снижение рентабельности бизнеса и долларизация финансового сектора. По официальным данным департамента по статистике, в 2014 инфляция в годовом выражении составила 7,4%. Для сравнения, в 2013 инфляция в годовом выражении составила 4,8%.

Перспективы на 2015 на мировых рынках, согласно прогнозам международных организаций, сдержанные: ОПЕК и МЭА пересмотрели спрос на «черное золото» в сторону снижения. В период макроэкономической нестабильности в мире НЭП «Нурлы Жол», бесспорно, станет «спасательным кругом» для Казахстана. Стимулирующие меры окажут положительный эффект на рост рабочих мест, развитие инфраструктуры, оживление производственных и смежных отраслей. Уровень инфляции и курс национальной валюты будут крайне чувствительны к внешним факторам. Девальвация российского рубля и низкие цены на нефть являются ключевыми показателями, которые окажут воздействие на инфляцию и динамику тенге. Мы также видим риски относительно покупательской способности населения на фоне вступления в силу новых пруденциальных нормативов для банков второго уровня, а также вероятного повышения процентных ставок. Меры по таргетированию инфляции в РФ, которые осуществляются путем повышения ставок, должны распространиться и на РК в силу его членства в ЕАЭС с января 2015.

Отдел финансового анализа ОЮЛ «АКАБ»

Мировой автомобильный рынок

Европа

Согласно данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), в 2014 количество зарегистрированных пассажирских автомобилей в ЕС составило 12,6 млн единиц (прирост на 5,7% по сравнению с АППГ). Рынок Франции практически не претерпел изменений (+0,3%), в то время как Германия (+2,9%), Италия (+4,2%) и Великобритания (+9,3%) закрывают год с ощутимым приростом. Испания (+18,1%) зафиксировала двухзначный рост.

В декабре 2014 автомобильный рынок ЕС показал рост (+4,7%) по сравнению с декабрем 2013 с уровнем продаж 951 329 единиц. Продажи в основном были обеспечены за счет Испании (+21,4%), Великобритании (+8,7%) и Италии (+2,4%).

Бестселлерами по итогам прошедшего года стали Volkswagen с объёмом продаж в 1 557 160 единиц (+4,3%), Opel, реализовавший 869 154 единиц (+7,7%) и Renault с показателем 863 236 автомобилей (+9,4%).

Факты об автомобильной отрасли ЕС

• 5% рабочего населения ЕС, или 12,7 млн человек, заняты в отрасли.

• 3 млн рабочих мест в автомобилестроении представляют 10,3% от всей производственной занятости Европы.

• Налоговый вклад от автомобилей составляет €388 млрд.

• Отрасль является ключевым двигателем науки и инноваций и насчитывает €32,3 млрд ежегодных частных инвестиций в НИОКР.

• Автомобильная отрасль оказывает положительное влияние на торговый баланс ЕС формируя профицит в €95 млрд.

• Четверть всех автомобилей в мире производятся в ЕС (14,6 млн единиц).

США

В 2014 количество продаж легковых пассажирских автомобилей в США составило 17,9  млн единиц. Автомобильный рынок показал прирост в 15%, это лучий показатель за последние годы. Эксперты связывают оптимистичные результаты года с общеэкономическим ростом в стране и низким уровнем безработицы. Также продажи были подогреты снижением стоимости на бензин.

По фактическим данным в тройку лидеров 2014 вошли Ford с объемом продаж на уровне 2 376 000 единиц, Chevrolet, реализовавшие 2 033 000 единиц, и Toyota, поставившая на рынок 2 млн единиц автомобилей.

Превосходных результатов по итогам декабря достигли продажи Chrysler (30 930 ед., +52,6%), RAM (48 628 ед., +35%) и Jeep (63 274 ед., +41,2%).

Первенство по присутствию на рынке получила группа General Motors с долей 18,2%. Следом расположились бренды Ford с долей в размере 14,6% иToyota с долей рынка 14,3%

В тройку лидеров по моделям вошли Ford F серии, Chevrolet Silverado и Ram Pick-up.

Китай

Неоспоримое лидерство по объемам реализации автомашин в 2014 удерживает Китай. В 2014 в Китае, по оценкам АКАБ, было продано чуть больше 23 млн автомобилей различных марок, учитывая автобусы и грузовики, а общий объем продаж за год вырос на 5,6%. Несмотря на колоссальный объем продаж, стоит отметить замедление темпа роста по сравнению с 2013 (14%).

Согласно данным Китайской легковой автомобильной ассоциации, в 2014 было реализовано 12 507 614 седанов, 4 105 802 кроссовера и 1 855 812 минивэнов. Троекратный рост продаж (до 78 тыс. ед.) наблюдался в сегменте электрокаров. Подобная динамика объясняется государственной политикой, направленной на экологичность транспорта. В качестве стимулирующих мер государством оказывалась поддержка в виде льгот для покупки электроавтомобилей. 

Хотя в крупных мегаполисах спрос несколько сократился, уровень продаж в малых городах и районах Китая растет.

Россия

В 2014 в России реализация автомобилей снизилась на 10,3% до 2,49 млн машин на фоне политических и экономических факторов. Дилерам удалось избежать большего падения по результатам года благодаря активации продаж в декабре, который объясняется ожиданием повышения цен. Декабрьские продажи составили 270 653 ед. (+2,4%).

Среди самых востребованных брендов российского авторынка 2014 отметим LADA, продажи которой сократились в прошлом году до 387 307 ед. Второе место – у KIA, 195 691 ед. -1%), и на третьем месте Renault – 194 531 ед. (-7%).

Авторынок Казахстана в 2014

Казахстанский автомобильный рынок впервые с 2009 продемонстрировал падение количества продаж новых автомобилей в годовом сравнении.

Так по итогам 2014, объем реализованных автомобилей на официальном рынке РК в натуральном выражении составил 163561 ед., годом ранее продажи составили 165730 ед., спад в количественном выражении на 1,31%.

По нашим среднесрочным прогнозам, в последующие годы ниспадающий тренд будет доминировать, и вероятный объем официальных продаж за 2015 будет на уровне 110 000 ед. новых автомобилей. В прогнозе мы учли такие риски как волатильность курса рубля и полная самостоятельность официального рынка в условиях интеграции.

Основные тенденции на автомобильном рынке РК в 2014

  • Впервые с 2009 продажи новых автомобилей показали спад продаж в годовом соотношении.
  • Структура рынка в разрезе классов автомобилей практически не изменилась: лидерами остаются классы В с долей рынка в 44,76% и класс С (16,46%), в тройку лидеров также вошел сегмент компактных SUV с долей рынка на уровне 9%.
  • Продажи автомобилей из ценового сегмента $ до 10 тыс. уменьшили свое присутствие на отечественном рынке новых автомобилей (-8%). А автомобили в ценовом диапазоне $15-20 тыс. увеличили долю присутствия на рынке РК (+8%).
  • Самый большой процент прироста в регионах в 2014 показывают небольшие города Казахстана: Экибастуз (+83%), Рудный (+46%), Кульсары (+40%).

Импорт автомобилей в Казахстан

Импорт новых автомобилей официальными дилерами в 2014 составил 131230 ед. (против 130 868 ед. в 2013). Из России импортировано и продано через автосалоны в РК 91 277 ед. новых автомобилей различного назначения. Из других крупных официальных импортеров можно выделить Узбекистан (12 512 ед.) и Японию (10 707 ед.). Благодаря перераспределению производственных мощностей в результате процессов глобализации в течение года мы наблюдали существенный рост в количественном выражении импорта автомобилей из Турции. На наш взгляд, по мере развития подобной динамики границы между «национальностью» и «происхождением» автомобиля будут стираться.

Самые популярные марки по итогам года

Наибольшая доля рынка новых автомобилей по итогам 2014 (27,66%) принадлежит автомобильной марке LADA с общим количеством продаж 45 234 ед. Однако присутствие бренда LADA снизилась на 7,03% по сравнению с 2013. Второе место занимает бренд KIA с продажами 17 709 ед. Третью строчку лидерства прочно закрепил за собой брэнд Hyundai с объемом продаж 14 104 ед.

В сегменте коммерческой техники наблюдается рост продаж. Значительная часть рынка по-прежнему принадлежит GAZ (56,8%). Из собранных в РК коммерческих автомобилей различного назначения на первой строке Hyundai (365 ед.), а на второй –  Iveco (294 ед.).

Рынок легковых автомобилей в 2014 показал спад продаж в количественном выражении. В этом сегменте всего было продано 15 1424 ед. автомобилей, включая PC, SUV, пикапы и минивэны (LCV, если полная масса не превышает 3,5 т). Пик продаж здесь пришелся на июль и составил 14 877 ед.

Основные причиныи спада спроса на новые автомобили:

  • Девальвация национальной валюты;
  • Общая нестабильность мировых рынков;
  • Нестабильная геополитическая обстановка в соседних странах способствовала негативным тенденциям в отечественном автомобильном рынке;
  • Во втором полугодии дисбаланс между курсом тенге и рубля повлек за собой рост дешевого импорта из РФ.

Поддержать уровень продаж удалось благодаря акциям автосалонов, появлению новых, более бюджетных моделей на рынке, что вызвало в результате положительную реакцию потребителей.

По результатам года первую строку общей таблицы по-прежнему занимает LADA. В 2014 в премиум классе лидирует бренд Lexus (882 ед.), также можно отметить продажи BMW и Mercedes-Benz (239 ед. и 420 ед. соответственно), которые показали рост по сравнению с 2013. В целом, основной объем реализации приходится на автомобили стоимостью $10-15 тыс. Существенный рост в этом сегменте произошел за счет успеха моделей альянса Hyundai-Kia.

Рынок легковых автомобилей

В денежном эквиваленте в 2014 рынок продаж новых автомобилей показал падение по сравнению с АППГ на 2% и составил $3639,6 млн (662,4 млрд. тенге по нашим оценкам базовых цен), в 2013 этот показатель составлял $3705,1 млн (574,2 млрд. тенге). Рост в национальной валюте составил 15%. С учетом девальвации в размере 20% потери официального рынка в тенге составили те же 4-5%.

На долю национальных производителей пришлось $770,4 млн.

Отметим, что  структура рынка в стоимостном отношении отлична от структуры рынка в количественном отношении. Если в количественном рейтинге на первом месте выступает Lada, то в пересчете на стоимостные объемы лидером является – Toyota (17% от общего рынка).

Средняя цена предложения 2014 на легковые и внедорожники: $21 309, год назад средняя ценя предложения составляла $23 650. Спад средней цены предложения на 10%, что также явилось следствием совокупных внешних и внутренних факторов.

География продаж изменилась в 2014. Количественный рост показывали лишь несколько городов, такие как Кокшетау, Талдыкорган, Актау. Шымкент снова занял свое привычное 4 место в рейтинге. Крупнейшим автомобильным рынком Казахстана является  Алматы. Здесь самыми популярными моделями стали Hyundai Accent и автомобили семейства LADA. Первую пятерку замыкает Volkswagen Polo.

Наблюдается интерес жителей мегаполиса к автомобилям отечественной сборки: SsangYoung Kyron, Chevrolet Cruze и Hyundai Elantra (производство последней модели которой началась во второй половине 2014).

Также хорошо стартовали Toyota Fortuner, которые с июня 2014 собираются на производственной площадке «СарыаркаАвтоПром». Всего с момента начала продаж (июль) было продано 286 автомобилей.

Основные итоги года в сегменте коммерческой техники

По итогам с начала года на рынке официально представленной коммерческой техники РК  было реализовано 12 137 ед. новых автомобилей, включая 6 284 малотоннажных грузовиков, 3 211 ед. развозных автомобилей, 1 265 микроавтобусов, 587 среднетоннажных грузовика, 715 крупнотоннажных грузовика, 19 автобусов малого класса, 44 средних автобуса и 12 больших автобусов.

В этом сегменте рост показывают бренды GAZ, Scania, Peugeot, Renault Trucks и MAN, Volvo Trucks

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

10136
просмотров