Трамвая давно нет. Сохранится ли в Алматы троллейбус?

Среди крупных городских проектов на Almaty Investment Forum 2021 был названы развитие электротранспорта, реконструкция аэропорта, перевод ТЭЦ- на газ и строительство двух крупных жилых массивов

ФОТО: © Depositphotos/enakr

В рамках Almaty Investment Forum 2021 различные частные компании и государственные органы презентовали свои проекты, реализация которых намечена на ближайшие годы. Сам форум прошел в четверг, 2 декабря, в онлайн-формате.

Так, например, были презентованы: проект Eurasia Power Group совместно с австрийской VAMED и германской Charite по строительству и управлению международной многопрофильной больницей на 200 мест с инвестициями $200 млн; создание цифрового двойника города Almaty Digital Twin (ЕБРР); строительство гостиничного комплекса на Медео (холдинг «Алмалы»); расширение автозавода и строительство частного музея современного искусства (Astana Group); школа High Tech Academy (Kusto Group); формирование транспортного хаба в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и др.

Газификация ТЭЦ-2: ясно все, кроме денег

Один из самых важных для алматинцев проектов, безусловно, - модернизация ТЭЦ-2. Как рассказал управляющий директор по развитию АО «Алматинские электрические станции» Серик Калиев, на данный момент предполагается строительство парогазовых установок электрической мощностью 600 МВт. Первый этап мощностью 200 МВт должен быть реализован в 2023 году с тепловой выработкой около 500 гигакалорий в час.

Уже определены все основные параметры: расход газа - не более 1,5 млрд кубометров в год, сроки реализации - с 2022 по 2026 год. Для поставки оборудования выбраны General Electric, Siemens и Mitsubishi. Однако вопрос финансирования пока не так чёток.

- Финансирование проекта: мы ведем на данный момент переговоры с Банком развития Казахстана. Провели несколько раундов переговоров, на данном этапе БРК принято положительное решение о соответствии проекта критериям первичного отбора, - отметил докладчик.

Эффект от газификации ТЭЦ-2 будет просто взрывным. Сейчас выбросы составляют 36,7 тыс. тонн (7,5 тыс. тонн — окислы азота, диоксид серы — 20,2 тыс. тонн и оксид углерода 1,4 тыс. тонн).

- После проведения реконструкции и ввода станции в работу предполагаем общие выбросы в 2,3 тыс. тонн: окислы азота — 1,8 тыс. тонн, диоксид серы исключается, и 0,5 тыс. тонн оксида углерода. Как мы видим, более чем в 15 раз будут снижены выбросы. Кроме того, само строительство ТЭЦ-2 идет вместе с реконструкцией ТЭЦ-3 (увеличение мощности до 450 МВт, это будет маневровая станция) и расширение ТЭЦ-1 (увеличение мощности до 250 МВт), - перечислил управляющий директор.

Мы поедем, мы помчимся

Еще один крупный проект, на сей раз частный — реконструкция аэропорта Алматы компанией TAV Airoport. Представлявший его старший вице-президент по коммерции Йеткин Пакер показал уже хорошо известные алматинцам рендеры нового международного терминала, сообщив, что здание станет первым аэропортом в Центральной Азии, созданным по принципу зеленого устойчивого строительства. Объем общих инвестиций составит около $800 млн.

ФОТО: Скриншот видео

Заместитель директора представительства ЕБРР в РК Бахтиер Фазиев в свою очередь рассказал о менее крупном, но не менее значимом для алматинцев виде транспорта — троллейбусах.

- Сегодня в управлении «Алматыэлектротранс» более 1200 единиц подвижного состава, из них 180 троллейбусов. Ежедневно на 9 маршрутов выходят 170 троллейбусов, накопленная амортизация которых составляет 90%, 10 из 18 тяговых станций полностью амортизированы и остро нуждаются в обновлении, - обрисовал обстановку представитель ЕБРР. - Троллейбусы обслуживают до 40 млн человек ежегодно, это 10% пассажиров.

В 2019 во время инвестфорума ЕБРР и «Алматыэлектротранс» подписали предварительное соглашение о финансировании проекта модернизации троллейбусного парка. На грантовые средства было сделано ТЭО проекта. Кредит ЕБРР выдается под госгарантию акимата.

- Надеемся, в этом месяце мы согласуем с акиматом и «Алматыэлектротрансом» условия финансирования проекта, что позволит нам продвигаться дальше, чтобы начать физическую реализацию проекта в начале следующего года и завершить к ее 2024 году, - отметил Фазиев.

По плану должны быть закуплены новые современные 12-метровые низкопольные троллейбусы с 15-летней гарантией в количестве 190 единиц и модернизировано 10 тяговых станций. Модернизация контактных сетей, начатая в 2019 году, как рассчитывает ЕБРР, будет закончена собственными силами акимата Алматы. Расчетная стоимость проекта — почти 40 млрд тенге с учетом уже сделанных городом инвестиций.

Модернизация троллейбусного парка снизит потребление электроэнергии на 20%, сократит время поездок на 5-10%, минимизирует количество аварий, снизит выбросы СО2 на 17 тыс. тонн, а также улучшит гендерную ситуацию.

- Мы планируем создать более благоприятную среду для женщин-водителей и увеличить их долю с текущих 20% до 30-35%, а также проведем определенные курсы для того, чтобы доля женщин в руководстве увеличилась, - объяснил Фазиев.

Кроме того, как отметил спикер, за счёт грантовых (невозвратных) средств на 700 тыс. евро будут профинансированы услуги международных консультантов: они подготовят тендерную документацию проведут торги по правилам ЕБРР, сделают техническую экспертизу троллейбусов перед закупкой, займутся обучением персонала и налаживанием системы отчетности.

Жизнь у ворот

Целые мини-города намерен построить акимат Алматы на западном и восточном въездах в город. О проектах рассказал руководитель управления урбанистики Алмасхан Ахмеджанов,

У западных ворот города, со стороны улицы Момышулы, где сейчас проживает 55 тыс. человек, будет сформирована новая точка роста - Arena Park и новый жилой район со всей необходимой инфраструктурой.

- Общая площадь города 68,3 тыс. га, незастроенных территорий практически не осталось, - напомнил глава управления и продолжил: - На указанной площади, у западных ворот, в перспективе будет проживать около 100 тыс. населения. Предусматривается строительство 1,1 млн кв. м жилых помещений, 16 детских дошкольных учреждений, 10 образовательных учреждений, пожарного депо, больницы на 9800 коек, стадиона, крытого спортивного комплекса и т. д. Главная точка притяжения — это тематический парк на площади более 150 га.

ФОТО: Скриншот видео

Пока это все существует только в виде мастер-плана, к проектированию акимат только планирует перейти. В отличие от западных, проект «восточных ворот», со стороны Кульджинского тракта, уже более проработан. На 203 гектарах будет построен многофункциональный жилой массив в лучших традициях старого алматинского центра: квадратно-гнездовая планировка улиц с ориентацией север — юг, среднеэтажная застройка, зеленые зоны. Помимо жилых многоэтажек предусмотрена административно-деловая зона, 6 школ, 8 отдельных детсадов и 3 встроенных, автобусный парк и даже креативный квартал.

- Разработан проект детальной планировки «Восточных ворот», - сообщил Ахмежанов и пообещал, что из нового района сделают пробивки для соединения с северо-западными и юго-западными частями города.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
11244 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Naimi.kz: Казахстанцы не хотят работать Смотреть на Youtube