План Токаева и план Сагинтаева: каким видится будущее Нур-Султана и Алматы

Совпавшие по времени и теме выступления президента и акима Алматы высветили одну из самых острых проблем современного Казахстана — центробежную внутреннюю миграцию

ФОТО: yandex.com/collections

Касым-Жомарт Токаев своё мнение высказал 8 октября, во вторник, на совещании по дальнейшему развитию столицы.

- Ежегодный рост численности населения города на фоне отсутствия должного контроля за внутренними миграционными процессами приводит к повышению нагрузки на социальную инфраструктуру - прежде всего на медицину и образование. Это важный вопрос. Нам нужно установить строжайший контроль над внутренними миграционными процессами, - уверен глава государства. - Так дальше продолжаться не может. Я в своём послании сказал, что большое население наших городов – это уже не предмет гордости, это проблема, которую нужно решать.

Четырьмя днями ранее, в пятницу, 4 октября, выступая на Казахстанском финансовом форуме, аким крупнейшего города Казахстана сообщил, что «население Большого Алматы вместе с пригородами уже сегодня приближается к 3 млн, а к 2030 может достичь 5 млн».

- Как и у большинства других мегаполисов мира, перед нами остро стоит вопрос нехватки ресурсов для обеспечения высоких стандартов жизни, решения насущных задач улучшения экологии и повышения безопасности, развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, - сказал Бакытжан Сагинтаев.

Таким образом, и аким, и президент обозначили проблему и представили два подхода: развивать мегаполисы количественно и качественно либо ограничивать рост городского населения. Каких решений и затрат потребуют эти направления? Как можно развивать Алматы и как - ограничить приток в Астану? Эти вопросы мы задали экспертам в области урбанистики и социологии.

5 млн в автобусы не влезут

- Рост населения городов, особенно быстрый рост, это действительно больше проблема, требующая комплексных решений, нежели повод для слепой гордости, - согласился с президентом архитектор Давид Камински. - Тем не менее как-либо ограничить рост городов довольно сложно. Кроме того, урбанизация - это нормальный мировой тренд, вопрос в том, как на него реагировать. В особенности это касается развития городской мобильности, то есть транспорта, поэтому последние новости о смещении сроков реализации ЛРТ и БРТ в Алматы вызывают большое беспокойство. Подобные проекты скоростного общественного транспорта жизненно необходимы для любого мегаполиса.

Камински привёл в пример Лондон и Мельбурн, где сегодня проекты развития пригородного железнодорожного сообщения, расширения трамвайной сети и строительства метро формируются исходя именно из ожидаемого роста населения.

Давид Камински
Давид Камински

- В Алматы же аким с гордостью сообщает о прогнозируемом росте населения в 2,5 раза, но пока не обозначает какого-либо плана поддержания жизнеспособности пятимиллионного города, а реализация тех проектов, которые нужны для уже имеющегося населения, оказывается замедлена. Существующих сегодня 9 станций метро и наполовину построенной линии БРТ для нынешних 2 млн абсолютно недостаточно, - констатировал собеседник. - Если не форсировать срочное одновременное строительство множества линий скоростного общественного транспорта, город окажется попросту не готов, а 3 млн новых алматинцев будут толкаться в ещё более переполненных автобусах.

Мировой опыт показывает, что ограничение демографического роста городов бессмысленно без обеспечения в регионах инфраструктуры и условий жизни, сопоставимых с уровнем крупных городов, считает спикер.

- В целом же, по моему мнению, значительно ограничить рост двух столиц вряд ли получится, но создание альтернативных магнитов за счёт развития областных центров могло бы снизить давление, - подвёл итог Камински.

Как из Алматы сделать Манхэттен

Цифра «5 миллионов» смутила и специалиста по вопросам народонаселения Аиду Альжанову.

- У нас уже экологический кризис, при 2 млн. При 5 млн увеличится нагрузка на транспорт, всё жилищно-коммунальное хозяйство, и если не будет продумана политика развития города, рост населения может привести к транспортному и экологическому коллапсу. Но пока мы не видим такой политики, - отметила она.

Трудно представить, за счёт чего в Алматы сосредоточится более 25% населения, рассуждает демограф. Точно не в результате рождаемости, скорее за счёт внутренней миграции. Но этот процесс очень сложен и должен чётко регулироваться — в этом Альжанова согласна с президентом. К чему приводит неконтролируемая миграция — мы все увидели нынешней зимой на примере пяти девочек, которые сгорели во времянке в столице.

- Сегодня в Алматы около 170 тыс. человек относится к молодёжи категории NEET (не учатся и не работают), и это потенциальная протестная бомба. Если посмотреть демографическую структуру Жанаозена 2011 года, то становится ясно, что конфликт был неизбежен: там было очень много «неприкаянной» молодёжи, - напомнила Аида Альжанова. - Поэтому в первую очередь необходима ясная политика по созданию рабочих мест, а их может создать только малый и средний бизнес. Но у нас МСБ — это в основном розничная торговля, ресторанный бизнес и сфера услуг.

Для Алматы стоит развивать МСБ в пригородных зонах, создавать там занятость и налаживать транспортное сообщение с пригородами, чтобы работающие в городе без проблем возвращались домой, считает эксперт. В Нью-Йорке, например, несколько миллионов человек, работающих на Манхэттене, возвращаются на электричках «ночевать» в прилегающие районы.

Аида Альжанова
Аида Альжанова

- Большие города являются местом притяжения, потому что у нас сильно недоразвиты регионы — у людей нет работы, нет доходов. Но горожане, обычно лучше образованные, не готовы уступать место внутренним мигрантам, и те чаще всего устраиваются на низкооплачиваемую работу, получают серую зарплату. Это ведёт к снижению налогов и, соответственно, бюджета города, что ухудшает качество социальных услуг и усугубляет социальное неравенство. А если население не имеет достаточного уровня услуг от государства, это всегда будет вызывать протест, - подчеркнула она.

В странах, где власть и ресурсы децентрализованы, внутренняя миграция регулируется налоговыми методами. Например, в Нью-Йорке налоги намного выше, чем в других городах.

- В централизованном же государстве можно перераспределять бюджет авторитарным способом. Изучив причину возникновения миграции, инвестировать в ту местность, откуда идут потоки: создавая рабочие и учебные места на местном уровне, улучшая инфраструктуру в сельских районах, создавать локальные центры притяжения, - порекомендовала она.

А для растущего мегаполиса прежде всего необходимо планирование, основанное на демографическом прогнозе: обеспечение рабочих мест, инфраструктуры, транспорта, образования, здравоохранения, безопасности, здоровой окружающей среды. Для снижения негативного эффекта миграции необходимо создавать центры интеграции для мигрантов.

- А вообще мобильность населения - это его право. Но это право нужно осуществлять законно - без серых схем и взяток, - отметила в заключение эксперт. - Но это уже к демографии не относится.

Палисадники победили асфальт

Сагинтаев и Токаев посмотрели на одну и ту же проблему с двух сторон, считает социолог Ольга Симакова: если аким Алматы говорит о возможностях и инвестициях, то президент — о рисках и нагрузке на инфраструктуру, которые несёт с собой миграция.

Ольга Симакова
ФОТО: facebook.com/olga.simakova
Ольга Симакова

- Говоря о том, как остановить миграцию, нужно поднять вопрос о развитии регионов: рынке труда, повышении качества образования и медицины. Что касается Алматы, то город будет расти за счёт расширения агломерации, - считает эксперт. - Печально, что у нас отсутствует так называемое перспективное планирование. Даже когда строят город, плохо себе представляют, каким он будет через 10-15 лет, как это случилось с Нур-Султаном. Город стали развивать, но не продумали, что делать, когда она станет центром притяжения. И теперь, какие бы ограничения ни ставили, город сталкивается с проблемами развития социальной инфраструктуры.

Вопрос, расти или не расти, уже не стоит, утверждает урбанист Надежда Червякова, выбор сделан уже давно: урбанизация - это одна аэродинамическая труба, все большие города развиваются в одних трендах.

- Мир решает проблему: как сохранить преимущества маленьких городов внутри большого. В развитых странах, например Канаде, таун-хаусы победили высотки, фермерские хозяйства - супермаркеты, палисадники победили асфальт, - перечислила она. - Решение в этом городском парадоксе - как объединить глобальное и локальное, мегаполис и деревню. От этого парадокса концептуально идёт стратегия городского развития, он - основа для проектирования: маленький и большой дома рядом, театр в ресторане, студия в бывшем заводе и проч. И денежный вопрос здесь двадцать пятый, он ничего не решает.

Но беда в том, что у нас пока нет стратегии, нет общей рамки развития.

- Байбек - в одной стратегии, Сагинтаев - в другой. Но это уже не про рост городов, - поставила точку урбанист.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7646 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
24 октября родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить