Сети «Кселл» и Tele2 будут интегрированы

31826

Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью Forbes.kz рассказал член совета директоров и независимый директор АО «Кселл» Рашит Махат

Рашит Махат
ФОТО: архив пресс-службы
Рашит Махат

Рашит, после покупки компанией «Казахтелеком» оператора «Кселл» прошел год. Уже прошло достаточно времени, чтобы понять, удачной ли была эта покупка.

- Для нас сделка по приобретению акций «Кселл» имела важное стратегическое значение с точки зрения усиления позиции компании на рынке мобильной связи Казахстана, а также потенциальной синергии для группы «Казахтелеком».

По результатам 2019 года, впервые за последние пять лет, компания показала положительный результат: выручка составила 156,7 млрд тенге, увеличившись на 4,6% по сравнению с 2018 годом; показатель EBITDA вырос на 24,7% и составил 63,533 млрд тенге. Чистая прибыль составила 10,117 млрд тенге.

Накануне АО «Казахтелеком» объявил о том, что обеспечит бесплатной связью и доступом в интернет казахстанских медиков. Насколько удачно реализуется эта инициатива и какова в ней роль «Кселл»?

- 18 марта 2020 года группа компаний «Казахтелеком» подписала меморандум с Министерством здравоохранения Республики Казахстан, согласно которому более 5000 казахстанских медиков будут обеспечены бесплатной мобильной связью, а также доступом к сети интернет.

Сейчас в срочном порядке проходит процесс получения данных медицинских работников от Министерства здравоохранения, задействованных в период осложнения эпидемиологической ситуации. Сотовые операторы работают в круглосуточном режиме для поддержания бесперебойной работы сети. Со стороны «Кселл» и двух других операторов группы медицинским сотрудникам будут абсолютно бесплатно предоставлены услуги безлимитных голосовых вызовов и мобильного интернета на весь период ЧС.

Рашит Махат
ФОТО: архив пресс-службы
Рашит Махат

Не скажется ли чрезвычайная ситуация на качестве мобильной связи для рядовых казахстанцев?

- Несмотря на то что сегодня мы подводим итоги финансовой деятельности за 2019 год, на период эпидемиологической ситуации приоритетом является не получение прибыли, а сохранение качества предоставляемых услуг. В данный момент «Кселл» максимально использует все доступные нам ресурсы для того, чтобы избежать возможных форс-мажоров.

Год назад в интервью Forbes.kz CEO «Кселл» Каспарс Кукелис говорил о том, что разрабатывается ряд совместных пакетных предложений и тарифов «Казахтелекома» и «Кселл». Что уже удалось внедрить и предложить клиентам?

- Да, все верно, на тот момент Каспарс говорил о тарифных пакетных предложениях, которые уже запущены и демонстрируют хорошую динамику. Это совместные с АО «Казахтелеком» универсальные пакетные предложения, которые включают в себя услуги высокоскоростного интернета, домашней/мобильной телефонии и телевидения. Сейчас в планах расширить тарифную линейку и добавить к ним дополнительные продукты, разработка которых стала возможна благодаря интеграции.

Даст ли такая интеграция тарифов возможность абонентам сэкономить?

- Конечно, любая синергия означает возможности для значительной экономии. Данные тарифы включают в себя такой объем бесплатных минут внутри сети, на городские сети и на номера Altel/Tele2, что абонент получает возможность звонить практически без лимита внутри страны (за исключением, разумеется, звонков на другие сети). Единый счет на услуги домашнего интернета, телевидения, домашней и мобильной телефонии сэкономит и время и деньги.

Вы можете с уверенностью утверждать, что «Кселл» готов к вызовам рынка мобильных технологий? С какими сложностями сталкивается оператор? Какие тренды сама компания задает на рынке?

- Так сложилось, что «Кселл» уже давно задает тон рынку тем, что запускает в Казахстане самые передовые технологии. Это и запуск магазина с онлайн-скорингом для продаж контрактных телефонов, и доступ к технологии eSim. В будущем у нас большие планы в направлении мобильных финансов и OTT-сервисов.

Разумеется, есть и сложности. Существуют проблемы с перегруженностью сети из-за нехватки частотного ресурса. Недостаточно покрытия в сельской местности. На текущий момент компания покрывает около 35% территории страны. Чтобы покрыть всю территорию республики, необходимы немалые инвестиции в инфраструктуру.

В ближайшее время в планах реализация совместного проекта трех мобильных операторов по покрытию сельских населенных пунктов с населением от 250 человек. Если все пройдет успешно, то мы сможем обеспечить широкополосной связью самые отдаленные уголки нашей страны.

Также компания работает над усилением пропускной способности сети, улучшением качества связи в проблемных районах. На 2020 год запланирован ряд активностей, которые позволят значительно улучшить качественные показатели сети.

Основным проектом является интеграция сетей «Кселл» и Tele2, что позволит получить прорывной эффект как в скорости передачи данных, так и в абсолютном покрытии сети в сравнении с конкурентами. Более того, за счет объединения сетей компания сможет достигнуть серьезной операционной оптимизации, что повлияет на экономические показатели страны в целом.

Рашит Махат
ФОТО: архив пресс-службы
Рашит Махат

О каких объемах финансовых вливаний может идти речь?

- Пока рано говорить о том, сколько денег это будет стоить, до завершения оценки проекта. Но как только данные будут доступны, мы объявим об этом рынку.

Как изменились рыночная доля и финансовые показатели компании за минувший год?

- Компания остается лидером рынка. По итогам 2019 года доля рынка «Кселл» по обороту составила 35%. Вместе с тем существует ряд негативных факторов, влияющих на бизнес «Кселл». Например, тот факт, что рынок мобильной связи растет быстрее, чем мы. Это связано с позицией со стороны регулятора при одобрении сделки по приобретению «Кселла» АО «Казахтелеком». Но даже несмотря на эти ограничения, общий доход «Кселл» в 2019 году вырос на 4,6%.

В таком случае влияние каких мировых тенденций ощутит рынок мобильных технологий Казахстана в 2020? Есть ли какие-то прогнозы на будущее?

- Тенденции рынка мобильных операторов – предложение абсолютно новых продуктов и услуг, включая услуги по обработке данных, IoT и им подобных.

В ближайшем будущем традиционный подход к бизнесу телекоммуникационных услуг не сможет обеспечить значительный рост. Тем не менее сейчас много новых возможностей для телеком-компаний, здесь важен правильных подход к трансформации и развитию бизнеса.

Одно из направлений, которое активно развивают телеком-операторы, связано с так называемыми большими данными, или big data. Телеком, владея огромным массивом данных абонентов, переходит от внутреннего использования данных к монетизации этого актива. Развитие IoT – это не только использование «умных» устройств, а создание технологической экосистемы, объединяющей решения для сбора, передачи и агрегации данных на платформе, позволяющей их обработку и использование. Для внедрения IoT на уровне страны необходима синергия государства и бизнеса, их готовность экспериментировать и развивать новую экосистему.

Рашит, можете в качестве итога нашей беседы перечислить три основных изменения в компании с момента покупки до сегодняшнего дня?

- Думаю, что прежде всего это - положительная динамика операционных показателей компании. Наличие стратегического плана, который четко определяет коммерческую и техническую стратегии компании, а также возможность использования эффекта синергии группы и предложение новых конвергентных продуктов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить