Где одеваются богатые жители Астаны

Ситуацию на рынке торговой недвижимости Астаны анализировал для Forbes.kz председатель наблюдательного совета агентства недвижимости «Абсолют» Сергей Погребняк

Фото: gvimborulbochka.livejournal.com

Рынок торговой недвижимости Астаны, если рассматривать наиболее развитую его часть, Левый берег, характеризуется большим количеством крупных торговых центров и достаточно разнообразным предложением в сегменте «стрит-ретейл». Так, по обеспеченности крупными торговыми помещениями центр Астаны уже значительно опережает не только Алматы и Москву, но даже Варшаву, вплотную приблизившись к показателю в 500 м2 торговых площадей на 1000 человек.

Сейчас на левобережье Астаны работает 5 крупных ТРЦ общей площадью более 300 тыс. м2. В ближайшие два-три года в центральной части столицы будет открыто еще несколько первоклассных торговых центров, что позволит довести общую торговую площадь до 500 тыс. квадратных метров.

Однако уже сейчас многие торговые и торгово-развлекательные центры не  в состоянии сгенерировать поток потребителей. Между ними существует жесткая конкуренция, и выживают лишь центры с наиболее удачной концепцией.

Таким на Левом берегу является торговый центр «Керуен». Вакантные места в нем даже при ставках аренды выше $200/м2 отсутствуют, более того, существует длинный лист ожидания. Надо отметить, что сегодня это единственный ТРЦ в Астане, в котором представлены, в том числе, бренды классов люкс и премиум.

По имеющейся у нас информации, многие крупнейшие мировые бренды из категории luxury ведут переговоры об аренде торговых площадей в «Абу-Даби Плазе» и «Талан-Тауэре», самых престижных комплексах, которые планируется ввести в строй к 2017.

Таким образом, на конец 2014 зафиксирован отложенный спрос на качественные торговые помещения для размещения брендов высокого и высшего сегментов, который будет частично удовлетворен с вводом новых площадей в ближайшие годы.

Наряду с крупными ТРЦ, торговые предприятия различных концептов размещаются в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых, административных зданий или бизнес-центров. Многие из таких помещений сдаются в аренду, но большая часть предлагается в собственность.

Покупательский спрос на подобные торговые помещения достаточно высок. Во-первых, потому что приобретение торговой площади в собственность позволяет значительно сэкономить на аренде.

Второй основной причиной, почему некоторые предприниматели предпочитают покупку, а не аренду недвижимости, является отсутствие хороших мест в раскрученных торговых центрах.

Третьей причиной приобретения торговых площадей вне ТРЦ является нежелание конкурировать с представленными рядом марками.

И, наконец, наличие точки вне ТРЦ – политика головной компании некоторых марок.

Все эти факторы приводят к тому, что активность на покупательском рынке достаточно высока. В Астане сложился дефицит качественных торговых помещений вне торговых центров, выдерживающих все требования ретейлеров (центральные улицы с большим пешеходным и автомобильным трафиком, видимость с проезжей части, витражные окна, позволяющие демонстрировать товар, высококачественная отделка фасада, удобный доступ к помещению (как на автомобиле, так и пешком), наличие свободных парковок, статусные соседи). Более того, можно сказать, что помещений в Есильском районе, наиболее востребованной части Астаны, полностью удовлетворяющих всем требованиям взыскательных ретейлеров и бизнесменов, желающих начать или расширить торговую деятельность, почти нет. Конечно, это диктует высокие цены на рынке.

Если же говорить об общих тенденциях на рынке торговой недвижимости Астаны, то развитие происходит по традиционной схеме: обороты вещевых, смешанных и продовольственных рынков в течение последних лет неуклонно снижаются. Постепенно рынки и мелкие магазины вытесняются торговыми домами и центрами нового формата. При этом неизбежно страдают торговые дома и магазины постсоветских времен. Кроме того, все большее развитие получают новые форматы торговой недвижимости, реализованные в виде торговых галерей, размещенных в районах с большим пешеходным трафиком и представляющих из себя торговые площади разных собственников, объединенные под общей крышей. Такие галереи притягивают покупателей за счет большого выбора марок и ассортимента. Но важнейшим параметром успешности подобного формата будет правильно выбранная ниша и тщательно выверенное позиционирование.

 Так, например, на Правом берегу компания Highvill поэтапно вводит «торговую улицу» (street retail) на территории своего ЖК. На левобережье Астаны в ближайшее время тоже будет введен торговый объект, реализованный в формате торговой улицы или галереи – это Festival Avenue, расположенный возле недавно открытого пятизвездочного отеля Marriott.

Отличие этих галерей не только в расположении (Правый и Левый берега), но и в качестве отделки и направленности на целевую аудиторию. Галерея Highvill – это добротный, но все же средний сегмент торговых площадей, которые нацелены, в первую очередь, на жителей самого комплекса Highvill. А галерея Festival Avenue – это более дорогой концепт, в силу своего премиального расположения привлекающий чиновников и бизнесменов высшего звена, работающих или проживающих на Левом берегу Астаны. Площади этих «торговых улиц» невелики (до 10 тыс. м2 у Highvill и 17 тыс. м2 у Festival), что не позволит полностью удовлетворить спрос на такой набирающий популярность формат торговли.

Из интересных тенденций, которые отмечают эксперты, можно также выделить еще одну. С приходом в столицу мировых брендов премиум и luxury-класса все больше обеспеченных жителей Астаны покупают одежду и обувь в своем городе. Раньше абсолютное большинство богатых астанчан «отоваривалось» за границей. Мы уверены, что эта тенденция в ближайшие годы будет лишь укрепляться, а, значит, и спрос на первоклассные торговые бутики будет постепенно расти. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
25164 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
25 июня родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить