Почти 700 млрд тенге заняли казахстанские компании за рубежом под гарантии государства

5733

Размер внешнего долга Казахстана традиционно активно обсуждается. Но, помимо непосредственно правительственных займов, есть ещё одна часть внешних долгов, которые в структуру госдолга не входят – это займы, привлечённые под гарантии государства. Forbes.kz выяснил, кто и как может получить такие займы

ФОТО: Depositphotos.com\ar130405

Конечно, просто прийти «с улицы» и сказать «хочу получить заём в международном финансовом институте под гарантии государства» нельзя. Есть отдельный порядок отбора инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счёт негосударственных займов под гарантии государства.

Центральный уполномоченный орган по государственному планированию формирует на основании экономических заключений и вносит на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии проект перечня инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счёт средств негосударственных займов под государственные гарантии, с приложением экономических заключений по проектам. Республиканская бюджетная комиссия при рассмотрении проекта перечня инвестиционных проектов, предоставленного центральным уполномоченным органом по государственному планированию, определяет перечень инвестиционных проектов на год, входящих в лимит предоставления государственных гарантий на очередной год. По результатам рассмотрения республиканской бюджетной комиссией перечень инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за сёт средств негосударственных займов под государственные гарантии, в соответствии со статьёй 216 Бюджетного кодекса утверждается отдельным решением правительства и подлежит опубликованию, - сказано в ответе Министерства национальной экономики.

Одного включения в перечень инвестпроектов, предлагаемых к финансированию, недостаточно. Требования к потенциальным получателям госгарантий под займы закреплены в Бюджетном кодексе. Заёмщиком может быть юридическое лицо, обязательно резидент Казахстана. Необходимо иметь гарантию банка второго уровня либо договор страхования, удовлетворяющие требованиям обеспечения возвратности займов. При этом гарантия банка должна быть предоставлена на весь срок действия договора займа и покрывать сумму основного долга, а также все суммы вознаграждений, комиссий, неустоек (пеня, штраф) и иных платежей, которые заёмщик осуществляет в соответствии с договором займа. Договор страхования должен обеспечивать страхование рисков по проекту, которые могут привести к дефолту заёмщика и выполнению государством обязательств по государственной гарантии. У заемщика должна быть и чистая кредитная история – он не может иметь задолженности по погашению и обслуживанию ранее полученных гарантированных государством займов, сроки платежей по которым наступили, а также иной просроченной задолженности перед кредиторами.

Потребуется заручиться и положительными заключениями непосредственно на проект – от отраслевого уполномоченного органа, центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета (Министерство финансов) и центрального уполномоченного органа по государственному планированию (Министерство национальной экономики).

Также заёмщик обязан обеспечить обязательства по софинансированию предлагаемого инвестиционного проекта в случае привлечения займа, не покрывающего общую стоимость проекта, и иметь собственный капитал, составляющий не менее 30% по отношению к стоимости предлагаемого инвестиционного проекта. 

В этих требованиях есть исключения. Наличие банковских гарантий и собственного капитала для реализации инвестиционных проектов не требуется от национального оператора по управлению автомобильными дорогами и компаний, осуществляющих функции управления объектами транспортной инфраструктуры столицы. Для национальных управляющих холдингов и их дочерних организаций делается аналогичное исключение при реализации социально значимых инвестпроектов или на реализацию проектов, предусматривающих финансирование банков второго уровня.

Если принимается положительное решение о гарантировании государством, заёмщику придется внести оплату. С него взимается предварительная единовременная плата (сбор) в размере 0,2% от суммы государственной гарантии для юридических лиц, имеющих стопроцентное участие государства в уставном капитале на момент предоставления государственной гарантии, а также для национального управляющего холдинга и юридических лиц, 100% акций которых принадлежат национальному управляющему холдингу. Для прочих юридических лиц сбор выше – 2% от суммы государственной гарантии.

Существуют также лимиты предоставления государственных гарантий, которые ежегодно закрепляются в республиканском бюджете. Так, лимит предоставления государственных гарантий в 2019 году установлен в размере 1 500 000 000 тыс. тенге.

Согласно данным Министерства финансов, объём гарантированного государством долга ежегодно увеличивается. Так, в 2015 году он составлял 238,3 млрд тенге; в 2016 – 286,9 млрд тенге; в 2017 – 446,2 млрд тенге; в 2018 – 620,3 млрд тенге. На 1 июля 2019 года он составляет 673,2 млрд тенге.

В Минфине также сообщили, что решениями правительства одобрено предоставление госгарантий в автодорожной отрасли на реализацию 6 проектов на общую сумму 688 831 400 тыс. тенге. Заёмщик – национальный оператор по управлению автомобильными дорогами АО НК «ҚазАвтоЖол». 

При этом, поскольку дороги являются частью инфраструктуры для естественной жизнедеятельности общества, предназначены для общего пользования и не являются источником коммерческих доходов, «государство возмещает все необходимые расходы АО НК «ҚазАвтоЖол», произведённые им при доверительном управлении дорогами республиканского значения, включая расходы по возврату основного долга, обслуживанию привлеченного займа и прочие расходы». В республиканском бюджете 2019 года на выполнение обязательств по договору доверительного управления государственным имуществом предусмотрены средства в сумме 21 223 199 тыс. тенге. А в проекте бюджета страны на предстоящие три года на эти цели предусмотрена сумма 181 523 580 тыс. тенге, из них на 2020 год – 58 965 019 тыс. тенге; на 2021 год – 59 642 506 тыс. тенге; на 2022 год – 62 916 055 тыс. тенге.

Отметим, что на вопрос о том, сколько было случаев, когда государству пришлось выплачивать заём по гарантиям вместо заёмщика, ни в Министерстве финансов, ни в Министерстве национальной экономики не ответили.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить