Что ждёт фармацевтическую отрасль Казахстана в 2018

Минувший год был непростым для сферы государственного регулирования лекарственного рынка: дело доходило даже до вмешательства высшего руководства страны. Абстрагируясь от событий, эксперты отрасли подводят итоги года с точки зрения изменений в законодательном поле

Фото: © Depositphotos.com/DragonImages

Людмила Бюрабекова, председатель Комитета фармации Минздрава РК:

«В минувшем году ориентиром для отрасли стали поручения главы государства, данные на расширенном заседании правительства РК 3 февраля 2017 и на совместном заседании палат парламента 4 сентября 2017. Поручения были нацелены на снятие препятствий развитию отечественного фармацевтического рынка и анализ эффективности расходования бюджетных средств на лекарственное обеспечение и медицинскую технику.

Людмила Бюрабекова
Людмила Бюрабекова

Мы осознаем повышенное внимание к отрасли, и поэтому Комитет фармации целевым образом модернизировал систему лекарственного обеспечения по ключевым направлениям. Это экономия бюджетных средств и тарифообразование, поддержка отечественного товаропроизводителя, прозрачность, доступность.

Пожалуй, главным нововведением стала консолидация закупа лекарственного обеспечения. Единый дистрибьютор ТОО «СК-Фармация» был наделен правом на закуп лекарственных средств на амбулаторном уровне.

Введен особый порядок закупа у международных организаций, учрежденных Генеральной ассамблеей ООН, а также лекарственных средств для предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, предотвращения и устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

В общий порядок закупа внесены изменения, направленные на увеличение доли препаратов, закупаемых напрямую у производителя, без посредников.

Вводятся новые правила формирования перечней закупа лекарственных средств. Процедура предполагает комплексную оценку, позволяющую сравнивать различные препараты и медицинские изделия с позиций клинической и экономической эффективности. В основе подхода – доказательная медицина и фармакоэкономика.

Структура фармацевтической услуги разделена на непосредственно лекарственные средства, услугу по транспортировке и хранению и услугу по учету и реализации (в размере до 12%).

Определена наценка на услугу по хранению и транспортировке в размере до 3%, в том числе 2% на услуги хабов и 1% - на услуги операционных складов. Размеры наценки сформированы с учетом сложившегося опыта единого дистрибьютора и международного опыта.

Вводятся нормы референтного ценообразования. Согласно новым правилам, каждый заявитель будет предоставлять данные о цене завода-производителя при продаже в другие страны. В Казахстане для закупа будет регистрироваться цена не выше средней цены референтных стран.

Что касается предстоящих изменений, то для реализации послания главы государства «Третья модернизация» разработан законопроект по регулированию цен на лекарственные средства. Регулирование цен будет введено с 1 октября 2019.

Поддержка отечественного товаропроизводителя

Для поддержки ОТП введено понятие контрактного производства лекарственных средств и медицинских изделий. При этой схеме иностранная компания производит продукцию на контрактной основе на производственных мощностях отечественного агента. Отечественный партнер обеспечивает соблюдение требований надлежащей производственной практики (GMP).

Прозрачность закупок

Процедуры закупа лекарственных средств и медицинских изделий переходят в электронный формат, упрощен порядок представления документов, снижено количество нотариальных заверений конкурсной документации.

Доступность лекарств

Для повышения доступности лекарственных средств и оперативности доставки количество лотов на услуги по хранению и транспортировке увеличено с 5 до 16. Это позволит разместить склады во всех областных центрах, городе республиканского значения и столице».

Али Нургожаев
Али Нургожаев

Али Нургожаев, эксперт в сфере здравоохранения:

«В рамках действующей системы закупа лекарственных средств и в условиях интенсивных реформ решение о консолидации закупа на центральном уровне – скорее верное.

Во-первых, это улучшит баланс переговорной силы закупщика. Во-вторых, по аналогии с реформой Единой национальной системы здравоохранения, централизация создает условия для повышения управляемости реформ, соответственно, можно ожидать более скоординированного процесса и быстрых результатов.

В целом отмечу повышение прозрачности регулятора. Например, заседания формулярной комиссии транслируются в прямом эфире в Facebook. Такая открытость в новинку и впечатляет».

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4040 просмотров
Поделиться этой публикацией в соц.сетях:
Об авторе:
23 января родились
Именинников сегодня нет
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку
Обсуждаемые в Соцсетях