Правительство не хочет расставаться с активами

К сегодняшнему дню благодаря нефтяным доходам правительство РК превратилось в монстра, владеющего большей частью бизнес-активов в стране, что означает и власть, и деньги. Финансист Мурат Темирханов пришел к выводу: правительству крайне не хочется возвращать эти активы в конкурентную среду

Фото: inpress.ua

14 февраля на расширенном заседании правительства с участием президента премьер-министр Серик Ахметов сказал: «Для расширения частного сектора во всех сферах экономики будет разработан и представлен на ваше рассмотрение комплексный план масштабной приватизации».

Затем в своем выступлении глава государства разве что не стукнул кулаком по столу, возмущенно потребовав от правительства к 2020 году снизить долю государственной собственности до уровня 15% от ВВП. С учетом того, что на сегодня эта доля составляет существенно более 60%, это означало, что на следующие шесть с половиной лет перед правительством была поставлена очень грандиозная и сверхсложная задача.

21 февраля Ассоциация финансистов Казахстана разослала финансовым организациям проект «Комплексного плана приватизации на 2014 – 2016 годы», подготовленный Министерством экономики и бюджетного планирования. С учетом последних требований президента, данный документ ожидался финансовыми организациями с особым нетерпением, поскольку приватизация напрямую связана с развитием фондового рынка. В результате этот документ превзошел все ожидания – только в отрицательном смысле.

Документ показал, что у правительства своё собственное понимание слов «комплексная» и «масштабная» по отношению к приватизации. Масштабы этого документа ограничиваются только приватизацией дочерних и зависимых компаний национальных холдингов и компаний, а также государственными организациями в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта и т.д. То есть в этом «комплексном» и «масштабном» плане приватизации даже не идет речь о расгосударствлении самих национальных холдингов и компаний, в которых сосредоточены практически все бизнес-активы государства: например, НК «КазМунайГаз», «Казахстан Темiр Жолы», «Казатомпром», «Казахтелеком», «Самрук-Энерго» и много других крупных государственных компаний.

С такой «масштабной» приватизацией правительство вряд ли сможет за этот срок сократить долю государственной собственности в рыночной экономике даже на 2-3%. Опять гора родила мышь. Это уже даже не смешно! Где в этом случае широкомасштабная приватизация? Такими темпами мы не снизим участие государства в экономике до разумного уровня и за 100 лет!

Вообще этот документ немедленно ввел меня в состояние дежа вю, поскольку сразу после финансового кризиса 2008- 2010 в Казахстане регулярно объявляются массовые приватизации, но в результате доля государства в рыночной экономике так и продолжает расти. Само понятие широкомасштабной приватизации зародилось в выступлении президента в феврале 2011, на 13 съезде НДП «Нур Отан».

Тогда Нурсултан Назарбаев дал поручение правительству: «Уже до конца этого года (2011) необходимо обеспечить размещение на фондовом рынке акций АО «Самрук-Энерго», АО «KEGOC», АО «Казпочта». На следующем этапе в 2012-2013 годах необходимо выставить на фондовый рынок акции АО «НК «КазМунайГаз», АО «НК «Казахстан ТемiрЖолы», АО «Казатомпром»». В последующем вопрос широкомасштабной приватизации также неоднократно поднимал сам глава государства, два премьер-министра и отдельные министры. К настоящему времени венцом этого чрезвычайно важного для страны процесса стал этот самый трехлетний план комплексной приватизации, который оказался пустышкой - просто для галочки.

Что касается снижения участия государства в экономике вообще, то лично для меня все ясно. Казахстан никогда не сможет войти в 30 стран с наиболее развитой несырьевой экономикой, если мы не начнем жестко выполнять то, что декларируем по этому вопросу. В этом утверждении ключевыми словами являются «несырьевая экономика», поскольку за счет продажи ископаемых ресурсов Казахстан легко может достичь благосостояния населения на уровне самых развитых стран - так, как это произошло в некоторых арабских странах, богатых нефтью. Но для нас самым главным вопросом должен быть: что будет со страной, когда закончатся наши ископаемые богатства?

В такой ситуации очень беспокоит то, что до сегодняшнего дня президент проигрывает борьбу с монстром в лице государственного владения курпнейшими бизнес-активами. А наша политическая система построена таким образом, что только глава государства может выиграть её. Остальные общественные институты не играют какой-либо важной роли в этом процессе: как говорится, собаки лают – караван идет. Сейчас уже начинает создаваться впечатление, что на самом деле никакой борьбы нет, и перед нами опять разыгрывается какой-то спектакль – так, как это было, например, с последней девальвацией, индустриализацией и с объединением всех частных пенсионных фондов в один государственный. Очень надеюсь, что это не так.

В целом задача снижения участия государства в экономике является всеобъемлющей, причем она затрагивает не только приватизацию, но и практически все стороны будущего развития страны. Поэтому, как я считаю, нужно разработать отдельную программу, которая, помимо вопросов приватизации, включала бы переосмысление роли государства в многих областях. В программе стоит рассмотреть следующие вопросы: новая роль правительства; максимальная открытость рынка страны; снижение числа стратегических активов; естественные монополии; социальные обязательства; трудовые отношения; и т.д. и т.п.

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


финансист

 

Статистика

14488
просмотров
 
 
Загрузка...