Почему строительные компании Казахстана вынуждены объединяться

За последние 10–15 лет на казахстанском рынке все более широкое распространение получают так называемые строительные консорциумы. Это связано с появлением, с одной стороны, крупных уникальных строительных объектов, и с другой – с усилением конкурентной среды на подрядном рынке, требующем от строительных компаний повышения экономической эффективности и надежности, чего можно достичь, лишь объединяясь

Фото: © Depositphotos.com/mihalec

Также в Казахстане для выполнения обязательств по местному содержанию компании-заказчики требуют от компаний, в основном иностранных, вовлекать казахстанских поставщиков товаров, работ или услуг.

В марте 2017, выступая на коллегии ведомства, министр энергетики Канат Бозумбаев заявил: «Говорим крупным трём нашим недропользователям, которые являются операторами на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке: западные компании больше подрядчиками не будут. Западные компании могут работать в нашей стране, создавая совместные предприятия с местным бизнесом».

В преддверии реализации проекта будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл» (ПБР ТШО) на одной из ключевых встреч, организованной в феврале 2017 для строительных подрядных компаний, Канат Бозумбаев заявил: если не будет совместных предприятий (СП) и консорциумов – не будет проекта.

Данное заявление в отношении значимого не только в Казахстане, но и во всем мире ПБР ТШО, вызвало ажиотаж и волнение в среде строительного бизнеса. В связи с чем возникает множество животрепещущих вопросов: с кем объединяться, как выгоднее объединяться, как распределять различные функций между собой и, самое главное, как распределять доходы и расходы от совместной деятельности.

Для начала мы хотели бы попытаться прояснить и ответить на следующий вопрос: что такое консорциум строительных подрядных компаний.

Консорциум: как было и как есть

Называясь «консорциумом», строительные компании зачастую и де-факто структурируют свои отношения по принципу «подрядчик - субподрядчик», либо создают СП в форме юридического лица (которые так же называют консорциумом).

В первом случае, если продвинуться дальше в наблюдениях, компании заключают консорциальные соглашения между собой и одновременно между собой выстраивают отношения по факту «подрядчик - субподрядчик». То есть, как если бы один из них выступал в роли генерального подрядчика, который нанимает субподрядные компании. Это объясняется желанием вести взаиморасчёты и налоговые обязательства в более упрощенной и привычной для компаний форме.

Во втором случае, компании часто отождествляют или путают консорциальное соглашение или договор о совместной деятельности с учредительным договором юридического лица – совместного предприятия.

Консорциум: как должно быть

Что подразумевается под консорциумом в правовых рамках? Согласно нормам гражданского законодательства, консорциум — это договор между юридическими лицами, временно объединившими свои имущественные и/или неимущественные вклады для достижения одной общей цели.

Как видно из определения, фундаментом консорциума является договор или соглашение сторон, в котором две и более сторон определяют свои права и обязанности, порядок внесения вкладов, распределения прибыли, убытков, ответственности по обязательствам и т.д.

С учетом того, что зачастую консорциум создается для выполнения сложных, нестандартных и капиталоёмких проектов, заказчик скорее всего будет требовать от участников консорциума выполнения ряда обязательств. К примеру, заказчик будет стремиться к тому, чтобы объем работ, передаваемый на исполнение консорциуму, был корректно распределен между его участниками с учетом требований по лицензированию деятельности, а также в законно установленном порядке передан в субподряд. Кроме того, заказчик в целях минимизации риска создания ситуации, при которой ответственность каждого из участников консорциума неясна или размыта, будет требовать от членов консорциума наличия солидарной ответственности перед заказчиком. А также, как правило, будет настаивать на назначении лидера консорциума, который будет осуществлять общую координацию работ и управление консорциумом под ответственность всех членов консорциума («single point of responsibility»).

Такие требования обусловлены тем, что заказчик не желает стать жертвой в ситуации, когда он будет вынужден пытаться определить виновную сторону консорциума и в итоге столкнется со сложной паутиной взаимоотношений, где каждый из участников консорциума будет ссылаться на свою непричастность, указывая при этом на других участников в качестве ответственных лиц.

Выстраивание правильных взаимоотношений важно не только между заказчиком и консорциумом, но и между самими участниками консорциума. Сложившейся практикой является выдача участниками консорциума доверенности на имя лидера консорциума. Следует помнить о том, что гражданское законодательство содержит ряд требований к порядку оформления, выдачи и отзыва доверенности. На практике случалось, что доверенности признавались недействительными или поддельными. В итоге, доверенности отзывалась или опротестовывались, нередко со ссылками на превышение внутренней компетенции лиц, подписавших или утвердивших их выдачу. Поэтому, при оформлении доверенностей следует убедиться, что они соответствуют требованиям законодательства и условиям консорциального соглашения.

При этом, подписание контракта с консорциумом и выдача соответствующей доверенности ее лидеру не означает, что остальные члены консорциума могут ни о чем не беспокоиться. Выданная участниками консорциума доверенность нередко позволяла лидеру консорциума принимать на себя обязательства, несогласованные с другими участниками консорциума, тем самым приводя к дополнительным издержкам или возникновению неожиданных обязательств остальных участников.

Одним из возможных способов предупреждения таких ситуаций является тщательная проработка условий консорциального соглашения, в том числе в отношении согласования и принятия решений, например, путем учреждения для этих целей внутреннего совещательного органа консорциума, представленного уполномоченными представителями участников консорциума. При условии надлежащего и ответственного подхода к работе такого совещательного органа, участники консорциума могут рассчитывать на обоюдные и согласованные действия, позволяющие в итоге избежать неприятных неожиданностей.

Международный опыт

В западной практике проблема оформления отношений участников консорциума решается по-разному, к примеру, практикуется применение типовых форм консорциальных соглашений по аналогии со строительными контрактами. Многолетняя практика применения таких форм отполировала острые углы и несовершенство законодательства, что в целом позволило разнообразить формы и порядок их применения. На наш взгляд, заимствование международного опыта положительно сказалось бы на формировании консорциумов в Казахстане.

Налоговые и таможенные аспекты

Отдельного внимания заслуживает налоговый и таможенный аспекты работ, выполняемых консорциумом, а также налогообложение его участников в отдельности.

В связи с тем, что в составе консорциума могут участвовать как иностранные, так и отечественные компании, имеет смысл структурировать объем работ внутри самого консорциума так, чтобы сам факт участия в консорциуме налоговых нерезидентов не приводил к избыточным налоговым последствиям или нежелательным юридическим обязательствам.

С точки зрения таможенных аспектов важно учитывать ограничения, налагаемые на товары, которые завозятся на территорию ЕЭС и РК с применением льгот и преференций. Практика показывает, что можно столкнуться с ситуацией, когда передача таких товаров от заказчика лидеру консорциума, а также внутренняя передача между участниками консорциума может повлечь утрату льгот и преференций заказчиком работ, а также доначисления участникам консорциума. В связи с этим, возможно, участникам консорциума следует проработать опцию по предоставлению заказчиком гарантий возмещения убытков в связи с потенциальными доначислениями.

Для целей налогообложения деятельность в рамках консорциума скорее всего будет рассматриваться в качестве совместной деятельности.

Следует также помнить, что налогообложение участников консорциума в рамках выполнения подрядных работ не является таким простым и однозначным, и обусловлено рядом требований к порядку учета и распределения доходов и расходов её участниками, а также особенностями исчисления и начисления налогов и возможного применения налоговых льгот в зависимости от выполняемой тем или иным участником консорциума видов работ.

К примеру, налоговые органы будут акцентировать внимание на месте оказания/реализации услуг/выполнения работ (offshore/onshore), будут выяснять, приезжали ли в Казахстан сотрудники иностранного участника консорциума для выполнения работ, если «да», то на какой срок, кто будет являться налоговым агентом в зависимости от структурирования оплаты за услуги (заказчик/лидер консорциума), а также многое другое, что и будет определять режим налогообложения.   

Строительные консорциумы в государственных закупках

Консорциум также может участвовать в государственных закупках или закупках квазигосударственного сектора (к примеру, фонда «Самрук-Казына»). Однако и здесь участников консорциума ждет немало подводных камней.

Участие консорциума в таких видах закупок начинается с составления конкурсной заявки на участие в тендере. Известно значительное количество примеров, когда заявки участников были отклонены только из-за формальных ошибок, таких как неверно указанное наименование компании, подписанта, номера доверенности, а также других сведений, которые предоставляются потенциальными поставщиками на этапе участия в конкурсе. Для консорциума, участниками которого является два и более юридических лиц, корректное заполнение конкурсных документов и их подписание уполномоченным лицом является едва ли не самым сложным аспектом в процессе допуска к участию в объявленном конкурсе.

Неисполнение или нарушение обязательств по договору государственных закупок участниками консорциума также может привести к неблагоприятным последствиям. В этих случаях участники консорциума, оказавшись под «властью» условий консорциального соглашения и положений о солидарной ответственности, оказываются в ситуации, когда заказчики при выявлении нарушений со стороны консорциума успешно обращаются в суд о признании консорциума и его участников недобросовестными поставщиками услуг, товаров, работ. При этом остальные участники консорциума могут даже и не знать о том, что они оказались виновны в неисполнении или нарушении в каком-то смысле «чужих» обязательств. Поэтому, для компаний, имеющих намерение принять участие в регулируемых закупках является критичным заранее оценить требования конкурсной документации, продумать порядок действий участников консорциума, корректно составить соответствующие положения консорциального соглашения, а также процедуру выхода и/или уступки прав требований или обязательств в рамках консорциума и корректное инкорпорирование таких мер в договор закупок с заказчиком.

В заключение следует отметить что консорциальное соглашение при кажущейся простоте и законодательной неурегулированности, по своей сути - сложный и комплексный документ, правильное составление которого может в будущем значительно снизить издержки, связанные с потенциальными финансовыми потерями и спорами как внутри консорциума, так и в отношениях с третьими лицами.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторах

Мира Досова, служба юридических услуг PwC

Сакен Токенов, служба юридических услуг PwC

Жанар Аликулова, служба юридических услуг PwC

 

Статистика

3277
просмотров
 
 
Загрузка...