Джунусов: Производить больше бензина Евро-5 мешают барьеры

Первый казахстанский бензин экологического класса Евро-5 с осени прошлого года выпускается в Западно-Казахстанской области (ЗКО). Здесь расположено АО «Конденсат», которое получило поддержку в виде долгосрочного займа государственного «Банка Развития Казахстана» (БРК)

В апреле предприятие запустило секцию вакуумной перегонки (СВП), что позволило наладить производство экспортных нефтепродуктов - гудрона и газойля. На очереди - выпуск высококачественного дизельного топлива. Казалось бы, все идет как по маслу – выпускай нефтепродукты, которые пользуются повышенным спросом, и не знай бед. Но не все так просто. О невидимых барьерах на пути казахстанского моторного топлива класса Евро-5 рассказал Forbes.kz генеральный директор АО «Конденсат» Эдуард Джунусов.

Эдуард Валерьевич, какие задачи решает введенная установка СВП?

- За счет вакуумной перегонки увеличивается глубина переработки нефтепродуктов, а также расширяется ассортимент готовой продукции с добавленной стоимостью. Новая установка мощностью 250 тыс. тонн в год позволяет перерабатывать тяжелые нефтепродукты и повысить выход светлых и осветленных нефтепродуктов до 90%. Главная цель СВП – выделить дизельное топливо из тяжелого продукта.

Какая продукция производится на новых мощностях?

- Мы наладили выпуск востребованных на рынке нефтепродуктов – гудрона и вакуумного газойля. Первая товарная продукция уже готовится к отгрузке. Произведено около 1 тыс. тонн гудрона, который используется для производства дорожного и кровельного битума и пользуется большим спросом на рынке. Также мы произвели уже около 2,5 тыс. тонн вакуумного газойля. Это еще более ценный продукт, который используется для производства дизтоплива, бензина и смазочных масел.

В какие страны планируете поставлять новую продукцию?

- Вакуумный газойль мы планируем поставлять на нефтеперерабатывающие предприятия Казахстана, России и дальнего зарубежья. Первая партия произведенного газойля направлена на экспорт в Финляндию. В будущем, после завершения модернизации трех НПЗ Казахстана, мы рассчитываем поставлять вакуумный газойля на внутренний рынок. Это очередной этап проекта модернизации и расширения завода «Конденсат». Первым этапом стал запуск в декабре прошлого года бензинового завода при финансовой поддержке БРК.

Какова общая стоимость проекта модернизации? На какие цели были направлены заемные средства БРК?

- В целом стоимость модернизации и расширения всего комплекса завода на сегодняшний день составила около 43 млрд тенге, или $170 млн по тому курсу, который был на момент проведения строительно-монтажных работ. Из них чуть более 70% средств финансирует БРК. Остальное мы финансируем из собственных средств.

Основная господдержка проекта заключалась как раз в том, что наш проект включили в Карту индустриализации, что позволило БРК осуществить финансирование проекта. Это возвратные средства сроком на 11 лет. Без финансовой поддержки госбанка мы бы не смогли в полной мере реализовать все наши планы по модернизации предприятия, причем в такие рекордные сроки. Выделенные БРК средства были направлены на строительно-монтажные работы по запуску новых мощностей и закуп оборудования.

Каковы текущие производственные показатели бензинового комплекса? Как вы оцениваете рынки сбыта?

- На данный момент произведено около 24 тыс. тонн первого казахстанского бензина экокласса Евро-5. Основной рынок сбыта – ЗКО, реализацию топлива осуществляем через собственную сеть АЗС, а также через сети АЗС наших партнеров. В принципе, мы имеем возможность производить и больше бензина, но сейчас есть ряд рыночных и административных барьеров, которые мешают производству.

О каких барьерах идет речь?

- В первую очередь, это очень большая разница между акцизами на импорт и производство. То есть импортированное российское топливо облагается акцизами в разы, а некоторых случаях в десятки раз меньше, чем продукция собственного производства. Соответственно, это дает значительное конкурентное преимущество российским производителям. Мы намерены добиваться справедливой акцизной политики, а также налаживать экспорт бензина в другие регионы Казахстана, если потребуется, то и в Россию. Данный вопрос на уровне Евразийской экономической комиссии не поднимался, но мы его озвучили на уровне правительства РК.

  При вводе пониженного акциза на импорт декларировалось, что она введена для снижения риска дефицита топлива и, после завершения модернизации казахстанских НПЗ, данная разница будет устранена. Но модернизация Атырауского и Павлодарского заводов уже подходит к концу, a модернизация нашего завода «Конденсат» была завершена с опережением. Соответственно, пониженный акциз на импорт бензина уже сейчас полностью противоречит принципам импортозамещения. В частности, как указывалось ранее, мы сейчас произвели 24 тыс. тонн бензина, то есть заместили российский импорт в том же количестве, а могли бы заместить более 70 тыс. тонн. Импортозамещение работает плохо, когда акцизная политика невыровнена и не соответствует интересам отечественного производителя.

О какой конкретно разнице в размере акцизов идет речь?

- Размер акциза на импорт бензина составляет 4500 тенге на тонну, а на производство - 10 500 тенге, то есть в 2,5 раза больше стоит произвести бензин в Казахстане, чем его импортировать. Разница в акцизе на летнее дизтопливо еще более колоссальная – 540 тенге на тонну на импорт и 9300 тенге на тонну на производство дизтоплива – более, чем в 17 раз!

Каковы потребности ЗКО в бензине сегодня? Ваш завод способен их удовлетворить?

- Потребность области в бензине составляет около 200 тыс. тонн в год. Мы рассчитывали именно на это количество, планируя модернизацию. При небольшой оптимизации технологии мы можем дополнительно увеличить объем производства бензина и покрыть растущие потребности ЗКО.

В чем же все-таки преимущества бензина экокласса Евро-5? Зачем вкладывать миллиардные средства в модернизацию заводов?

-  Основных преимуществ два. Первое относится к экологии. В бензине класса Евро-5 резко снижается показатель серы. Это то вещество, которое влияет на образование смога в городах. Поэтому, когда вся страна перейдет на бензин Евро-5, смога в городах должно стать значительно меньше. Второе преимущество– в обслуживании автомобилей. В бензине классе Евро-5 резко ограничивается использование ароматики и присадок. Это позволяет снизить нагарообразование на свечах и увеличить срок службы автомобиля.

Имеются ли еще какие-либо ограничения для увеличения объемов производства?

- Отсутствие доступа к сырью — это второй вопрос. Все НПЗ Казахстана, как большие, так и малые, страдают от этого. А если быть точнее, не хватает нефти, реализуемой на внутреннем рынке республики, причем по ценам, из которой складываются цены на нефтепродукты на АЗС страны. В большинстве это достигается только за счет тех месторождениий, где участником проекта является государство в лице национальной компании. У остальных недропользователей стоимость сырья близка к мировым ценам. Справедливости ради нужно отметить, что, цены на товарные нефтепродукты в Казахстане составляют 60-70% от цен на международных рынках. Как результат - экспортировать нефть получается более выгодно.

Каким образом решаете вопрос нехватки сырья?

- В первую очередь мы не один год ведем переговоры с «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» (КПО). Но у КПО сырьё для нас исключительно дорогое именно по тем причинам, которые я вам озвучил выше. Мы берем сырьё в доступном для нас диапазоне. Наши основные поставщики – месторождения ЗКО и Актюбинской области. Также иногда, когда в России снижаются курс рубля или цены на сырье, мы покупаем там. Но в целом российское сырье для нас также дороговато. И это одна из основных проблем для нас сейчас. Мы работаем на 30-40% мощности в первую очередь из–за отсутствия доступа к рентабельному сырью.

Каковы производственные планы предприятия на ближайшие годы?

- К концу 2017 мы планируем запуск установки для производства дизельного топлива класса Евро-5. Вопрос обеспечения дизтопливом, особенно зимой, является одной из наиболее острых и системных проблем. Практически всё зимнее дизтопливо завозится из России. Мы рассчитываем, что наша установка, позволит закрыть потребности рынка ЗКО и других регионов Казахстана. То есть, уже к следующему зимнему сезону мы рассчитываем поставлять на местный рынок собственное зимнее дизтопливо.

Также в текущем году мы планируем довести общую мощность по сырью до 850 тыс. тонн в год. Затем, при условии решения вышеуказанных проблем, в ближайшие два-три года будем поэтапно наращивать объемы производства и замещать импорт бензина и дизтоплива в других регионах Казахстана.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

 

Статистика

5493
просмотра
 
 
Загрузка...