Повлиял ли отъезд турецких учителей на качество образования в КТЛ

31774

Часть преподавателей ещё продолжают работать в школах, но некоторым грозит депортация

Фото: архив пресс-службы

В 1992 по совместной инициативе Нурсултана Назарбаева и бывшего президента Турции Тургута Озала в Казахстане открылись первые казахско-турецкие лицеи (КТЛ). В течение следующих 25 лет филиальная сеть школ-интернатов охватила все крупные города страны; КТЛ закрепились среди лидеров отечественного среднего образования, в том числе в ренкинге частных школ Forbes Kazakhstan. Однако последние два года система КТЛ мелькала в новостях не столько благодаря успеваемости учеников, сколько в связи с политическим давлением Анкары, неожиданной депортацией турецких учителей и сменой вывески.

Не нужен им берег турецкий

Так, летом 2016, после объявления о неудачной попытке военного переворота в Турции (в чём власти обвинили живущего за границей диссидента, теолога Фетхуллаха Гюлена), Анкара призвала дружественные государства закрыть все учебные заведения, в которых могут, по её мнению, распространяться идеи «гюленистов». В этот список попали и казахско-турецкие лицеи. Хотя администрация созданного в 1997 для курирования образовательной деятельности КТЛ международного общественного фонда KATEV сразу же выступила с заявлением о непричастности к политической деятельности, многим турецким учителям всё же пришлось покинуть Казахстан – на этом активно настаивало диппредставительство Турции. Часть турецких преподавателей всё ещё продолжают работать в школах, но некоторым из них в ближайшее время тоже грозит депортация из-за заканчивающегося срока действия виз, продлевать который им, вероятно, не будут.

Олжас Худайбергенов
Фото: архив пресс-службы
Олжас Худайбергенов

- Они хотят остаться, но турецкое посольство добивается депортации, – утверждает известный финансист Олжас Худайбергенов, член попечительского совета школы «Нур Орда», входящей в образовательный комплекс казахско-турецких учебных заведений в Казахстане. – Сами школы изначально в любом случае планировалось отдать в местные руки, но проблема в том, что многие турецкие преподаватели приехали в нашу страну молодыми, женились и теперь не видят себя вне Казахстана. Они живут здесь уже более 15–20 лет и фактически стали казахстанцами.

Собеседник отмечает, что уже к 2013 доля местных учителей в КТЛ достигла 90%, так что вопрос не в жизнеспособности школ без иностранцев, а в судьбах конкретных людей, чей дом в Казахстане.

- Администрации школ в данном случае вряд ли в состоянии помочь, разве что морально или деньгами. Обратить депортацию вспять может только Министерство иностранных дел или миграционная служба, – считает Худайбергенов. Сам он уже обращался с открытым письмом к послу Турции в Казахстане, где просил пересмотреть позицию по учителям.

Дарханбек Кожабеков
Фото: архив пресс-службы
Дарханбек Кожабеков

Ходившие слухи о закрытии казахско-турецких лицеев прекратились, однако год назад их переименовали в лицеи «Білім-инновация» и полностью передали под государственный контроль. KATEV тем временем разделился на фонды «Білім-инновация» и «Білім Орда». По словам вице-президента «Білім-инновация» Дарханбека Кожабекова, таким образом произошла полноценная интеграция с казахстанской системой образования.

- Разделение – в большей степени юридическая необходимость. Раньше, когда фонд назывался KATEV, он курировал и государственные КТЛ, и частные учебные заведения сети, – объясняет он. – Сейчас 27 государственных лицеев и Жамбылский колледж экономики и информационных технологий в Таразе находятся под руководством «Білім-инновация», а пять частных школ, две из которых международные, один колледж и университет имени Сулеймана Демиреля – в ведомстве «Білім Орда». Но фонды, естественно, продолжают тесно сотрудничать и обмениваться опытом.

Методики для Казахстана

Представители лицеев утверждают, что отъезд некоторых преподавателей никак не повлиял на качество образования в заведениях, которые уже давно не рассчитывают только на иностранные кадры.

- Когда лицеи открывались, важным фактором было преподавание на английском языке естественно-научных предметов, таких как физика, математика и химия. В то время не хватало местных кадров, владеющих английским, поэтому было приглашено много иностранных учителей. Но в течение последних 10–15 лет мы активно увеличивали долю местных преподавателей: кто-то пришёл к нам после программы «Болашак», учителями стали некоторые наши собственные выпускники. Сегодня только 10–15% преподавательского состава – иностранцы, – подчёркивает Кожабеков.

При этом, по его словам, иностранный коллектив состоит не только из турецких учителей – в лицеях работают преподаватели из более чем 10 стран, среди которых Великобритания, Индия, Австралия, ЮАР, Чили. И местные и зарубежные учителя обучаются по международным образовательным методикам. Принцип, которым пользуются в школах, называется PBL (project-based learning) – ученик изучает новую тему через выполнение проектов. Таким образом он не только проходит материал, но и развивает навыки критического мышления, коммуникабельности.

Обучение методам PBL прошли 200 преподавателей лицеев. Всего в заведениях «Білім-инновация» трудятся 1200 преподавателей, в каждом от 30 до 50 человек.

- У нас нет цели полностью заменить иностранцев местными кадрами, потому что мы верим, что для развития важна интеграция с другими народами. Опыт других стран видоизменяется, и мы хотим перенимать его и внедрять у нас, – говорит Кожабеков.

- Да, в какой-то период было небольшое волнение среди родителей по поводу того, смогут ли местные учителя обеспечить тот же уровень знаний, – признаётся вице-президент фонда. – Но мы проводим очень тщательный отбор кадров. Стараемся нанимать кандидатов с высоким уровнем IELTS, зарубежным образованием. Помимо этого, уделяем особое внимание повышению квалификации учителей. Каждый преподаватель в первый год проходит три семинара, а опытные специалисты передают свои знания вновь прибывшим. Работа с кадрами и является основной деятельностью фонда «Білім-инновация».

Кожабеков подкрепляет свои слова статистикой успеваемости подопечных. Только за 2016/17 учебный год ученики 27 лицеев завоевали 900 медалей на всевозможных олимпиадах, начиная с областных. Всего же в копилке школ системы с 1992 более 17,5 тыс. призовых мест; 70–80% участников международных предметных олимпиад от Казахстана – представители «Білім-инновация».

За время существования системы лицеи выпустили около 25 тыс. человек, многие из которых затем обучались в самых известных университетах мира, таких как Гарвард, Оксфорд, Кембридж.

- Три года назад выпускник Таразского лицея Кайрат Ашим, дважды победивший в международной олимпиаде по химии, поступил в Массачусетский технологический университет, – с гордостью отмечает Кожабеков. – 100% наших выпускников поступают в высшие учебные заведения. Только в прошлом году 251 из 1400 выпускников были зачислены в Назарбаев Университет. Это для нас стало рекордом. Представьте только – этот университет в целом принимает около 700 человек в год, то есть больше трети оказалось из наших школ».

По итогам ЕНТ все 27 лицеев системы вошли в топ-100 лучших школ Казахстана. Самые высокие результаты по экзаменам и олимпиадам показывают заведения в Алматы и Астане, однако удивить могут и небольшие города. Так, учащиеся лицея в городе Иссыке в 2015 году завоевали 12 призовых мест на республиканских олимпиадах.

Неудивительно, что в 2017 при поступлении в лицеи на одно место претендовали 25 кандидатов.

- У нас жёсткий отбор. В Алматы, Астане и Шымкенте за право попасть в лицей соревнуются больше учеников. При вступительном тестировании мы обращаем особое внимание на математику и логику. На уровень английского не смотрим, потому что дети могут легко освоить язык здесь, – говорит вице-президент.

Седьмой класс считается переходным в системе: летом в течение двух недель дети учат английский язык; в сентябре 10% естественно-научных дисциплин начинают проходить на нём; к середине года – половину; а к концу уже 90–100% занятий ведутся на английском. Так как методика специфичная, преподаватели лицеев разработали специальные дву­язычные учебники, как для казахско-английского, так и для русско-английского отделений.

- В Казахстане есть зарубежные учебники по химии и математике на английском языке, но они не подходят под местную систему. Наши же книги соответствуют общеобразовательным стандартам Министерства образования и науки, поэтому ими могут пользоваться и другие школы, которые хотят перейти на двуязычное образование, – заверяет Кожабеков.

Он подчеркивает, что у них нет цели сохранить свои методики в тайне.

- Мы не скрываем наш опыт – напротив, хотим внедрить его в местные школы. Для этого тесно сотрудничаем с МОН и управлениями образования в областях. Проводим обучение педагогов не только внутри системы «Білім-инновация». Например, работаем и с учителями школ «Дарын». Будем только рады, если кто-то обратится к нам с просьбой поделиться опытом, потому что хотим внести свой вклад в развитие кадровой базы в Казахстане. В нашем фонде и школах твёрдо верят в то, что путь к экономически сильному и стабильному государству лежит через образование, – говорит Кожабеков.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить