Учиться, чтобы не вернуться: казахстанскую молодёжь хотят оставить дома

Образовательная миграция стала трендом, которому отчаянно пытаются противостоять отечественные чиновники

ФОТО: © unsplash.com/Matese Fields

Получить диплом известного иностранного вуза престижно – считается, что он поможет достичь личных успехов. Только вот для экономики страны образовательная миграция грозит обернуться серьезной катастрофой.

И власти, по всей видимости, осознают масштаб проблемы. Взять хотя бы недавнее поручение президента Касым-Жомарта Токаева повысить доступность высшего образования, открыть в Казахстане филиалы авторитетных зарубежных вузов. Цель этих инициатив вполне прозрачна – обучившись в родной стране, молодые казахстанцы с большей вероятностью в ней и продолжат работать.

Между тем, по некоторым оценкам, каждый год из Казахстана на учебу за рубеж уезжают около 100 тыс. студентов. Точное число назвать весьма сложно, официальной статистики – сколько человек уехали из страны за знаниями и в какие страны, мы так и не нашли. Последняя доступная статистика UNESCO за 2017 год – согласно ей, на тот момент за рубежом обучались 83,5 тыс. казахстанских студентов. Однако в статистике UNESCO нет данных, сколько из них обучается в России и Китае (авторы исследования вместо цифр поставили многоточие, что означает отсутствие сведений).

Россия и Китай считаются самыми доступными и популярными направлениями студенческой миграции казахстанцев, так же как Чехия и Турция. Очень популярны, но доступны немногим – США, Великобритания, Япония, Южная Корея, Сингапур.

В Минобрнауки уже давно не скрывают тревогу по поводу оттока молодежи. Глава МОН Асхат Аймагамбетов, будучи еще вице-министром данного ведомства, называл учебную миграцию глобальной эпидемией. Тогда же, в 2018 году, аналитик Дархан Жумашев по заказу МОН провел исследование иммиграционных потоков за три года (2015–2017), в его задачу входило определить, действительно ли большую часть уезжающих из страны составляет студенческая молодежь.

Выводы Жумашев сделал следующие: «Обучающаяся молодежь не покидает страну. Эмиграция происходит в более зрелые годы. Выпускники нашей системы образования ни по знаниям, ни по языку особенных затруднений в стране назначения не испытывают. Они легко интегрируются практически везде, так как высокообразованны, ведут светскую жизнь, привычны к принципам правового общества, могут сохранять свои связи и даже бизнес в Казахстане. Любая среднестатистическая страна мира была бы довольна таким результатом».

Однако с выводами Жумашева согласны не все. Руководитель депутатской фракции НПК Айкын Конуров уверен, что импорт образовательных услуг в Казахстане растет, также как и выезд в иностранные вузы. «На сегодня 14% наших студентов обучается за рубежом. Это очень высокий показатель. В странах ОЭСР он составляет от 1% до 8%», – заявил депутат, оценивая итоги допандемийного 2019 года.

Впрочем, главная проблема не в том, что казахстанская молодежь едет учиться за границу. Болонская система высшего образования, к которой Казахстан присоединился в 2010 году, поощряет обучение за границей. Образование давно стало глобальным, а академическая миграция – мировой тренд. Проблема в том, что студенты не всегда заинтересованы вернуться домой.

В свою очередь, программа «Болашақ», ежегодно предоставляющая молодым и талантливым казахстанцам возможность обучения в ведущих вузах мира, приняла очень серьезные меры, чтобы студенты гарантированно возвращались. «В правилах введена норма обязательного возвращения в Казахстан и отработки определенного срока по полученной специальности, - рассказали в Центре международных программ «Болашак». – Тренд «не возвращаться после учебы» массовым назвать нельзя. Обязательство возвращения привязано к залоговому имуществу родственников, в большинстве случаев это недвижимость, правообладателями которой являются родители. Поэтому гарантия возвращения есть».

По данным МЦП, за все время реализации программы «Болашақ» из более чем 11 тыс. выпускников по различным причинам не вернулись только 179 (данные 2021 года – F). Все они уже возместили расходы, потраченные на их обучение. По каким причинам болашаковцы остаются за границей? Основных причин две – семейная (брачный союз) или работа. Но могут быть и другие. За студенческие годы молодые люди привыкают к чужой стране, городу, культуре, а новые друзья становятся своими, близкими, родными.

С этим мнением согласна и проректор Каспийского общественного университета Оксана Киричок: «Обучение на бакалавриате всегда подразумевает не только учебу (сегодня знания обновляются быстрее, чем студент успевает окончить вуз), сколько обретение социальных связей, нетворкинг, создание базы знакомых, друзей, единомышленников. В этом смысле целесообразнее отправлять на учебу за рубеж не бакалавров, а магистров. То есть людей, которые не «прирастут корнями» на новом месте, которые уже имеют эти корни здесь, в Казахстане. Думаю, именно поэтому краткосрочные программы «Болашак» оказались более эффективными, чем прежние – когда бакалавры уезжали за рубеж на несколько лет. Ведь более взрослые люди не только чаще возвращались на родину, но и имели больше возможностей (связей, опыта, средств), чтобы применять усвоенное на практике».

В Казахстане более 120 вузов. МОН и сами вузы постоянно работают над тем, чтобы повысить уровень образования и престиж казахстанских университетов. Но слишком глубоко в нашем сознании поселилось убеждение, что отечественное образование «посредственное». В академической среде с этим готовы спорить. С 2011 года международная образовательная стипендия «Болашақ» прекратила спонсировать обучение по программе бакалавриата за рубежом. «На то были определенные объективные причины. В первую очередь, это появление в стране вузов, которые готовят специалистов в соответствии с международными стандартами», - отмечают в ЦМП «Болашақ». Сегодня казахстанский диплом бакалавра позволяет поступить в самые престижные иностранные вузы по программам магистратуры, резидентуры, докторантуры и стажировки.

Еще один тренд, который будет крепнуть в 2022 году, - открытие в Казахстане филиалов зарубежных вузов и заключение партнерств между отечественными и иностранными университетами. После соответствующего поручения президента в стране появилась даже Дорожная карта открытия филиалов ведущих зарубежных вузов, а на рынке образования только за минувший месяц возникли еще два фигуранта – филиалы российского и британского технических вузов. Приоритет, как подчеркнул Токаев, отдается техническому направлению – в обновленный список для обучения по программе «Болашак» в этом году вошли технические вузы России. Всего в списке – более 200 престижных университетов всего мира из почти 30 государств.

В целом в Казахстан в последние годы «зашли» несколько иностранных вузов, среди которых Университет де Монтфорт Казахстан (Великобритания), University of Arizona (открыт на базе СКУ им. М. Козыбаева) и Arizona State University (ASU, США), реализующий стратегическое партнерство с Almaty Management University (AlmaU, Казахстан). Важно знать, что открытие филиала зарубежного вуза или стратегическое партнерство с ним сильно отличаются от традиционных в Казахстане видов академической мобильности. Это не те «вузы-партнеры», о которых можно прочитать на сайте любого отечественного вуза. Тем более что в Казахстане «картинка» и реальность нередко сильно отличаются.

Так, из 120 с лишним казахстанских вузов около 40 в последние годы открывали программы «двойного диплома». Правда, в Казнете информационно из них представлено не более половины: на практике двудипломные программы реализовать сложнее, это требует ресурсов – в том числе со стороны зарубежного вуза. Действительно реализованных и работающих программ двойного диплома в Казахстане около десяти.

Еще реже в стране реализуется стратегическое партнерство между вузами.

Одним из дополнительных преимуществ учебы в Казахстане, если речь заходит о программах «двойного диплома», является экономия финансов. Учиться на родине, как правило, на порядок дешевле. Неудивительно поэтому, что формат «двойного диплома» становится все более популярным. Даже те, кто относился к нему скептически, уже признают, что это действительно работает и имеет много плюсов. Кстати, подобный опыт давно практикуют Китай, Малайзия, Катар и Эмираты. В современном мире формат «двойного диплома» становится все более популярным и доступным, причем не только для местных, но и для иностранных студентов.

Между тем казахстанское общество задается следующим вопросом: станут ли филиалы иностранных вузов или партнерство с ними залогом успеха наших выпускников? Учитывая, что в отчетах МОН практически нет информации о том, какое место эти «ведущие вузы» занимают в мировых рейтингах и как влияют на экономики своих стран, – вопрос остается все еще открытым.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
42551 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить