Есть ли деньги на Марсе? Кто зарабатывает на освоении космоса

22582

Космическая экономика к 2030 году может достигнуть $1,4 трлн

ФОТО: pixabay.com

Еще 10-15 лет назад космос был преимущественно историей про военные и научные амбиции стран. Производством спутников, строительством ракет, запусками космических аппаратов в основном занимались государственные департаменты, которые финансировались из государственных же бюджетов. Сегодня доля госучастия в космической экономике все еще велика, но в игру вступило и множество частных бизнесов — они поняли, что на освоении космоса можно хорошо зарабатывать.

Андрей Березин
Андрей Березин
ФОТО: личный архив

Аналитики Bank of America прогнозируют оценку космического рынка в $1,4 трлн уже к 2030 году. Это означает рост в 3,5 раза с сегодняшних показателей ($386 млрд). В более отдаленной перспективе космические технологии способны стать многотриллионной экономикой: космос называют последним фронтиром, имея в виду перспективы его освоения. В некотором смысле это тот самый «голубой океан» — огромный рынок, на котором пока еще мало конкуренции.

Драйвером развития spacetech (космических технологий) в последнее десятилетие стала их коммерциализация. В отрасль пришли частные бизнесы, и пионером, конечно, выступила SpaceX. Другие наиболее известные компании — Blue Origin Джеффа Безоса, Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, космические подразделения Boeing, Airbus, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Однако важнее для развития отрасли то, что постоянно увеличивается количество spacetech стартапов и объем инвестиций в них. За последние 10 лет венчурное финансирование в spacetech выросло с сотен тысяч долларов до $15,4 млрд.

При этом больше половины венчурных инвесторов каждый год вкладывают в spacetech индустрию впервые, что показывает растущий интерес к отрасли. Инвесторы в первую очередь рассчитывают на доходность, а значит, согласны с прогнозами о будущем развитии космического рынка. По каким направлениям идет это развитие?

Спутники: интернет, мониторинг, данные

Доля рынка спутников в общей космической экономике сегодня — 70%: $279 млрд из $386 млрд. При этом на производство и запуск спутников приходится всего около $20 млрд, большая часть рынка поделена между поставщиками наземного оборудования (терминалы, спутниковые тарелки и пр.) и спутниковыми сервисами (связь, дистанционное зондирование).

Зачастую компании, предоставляющие спутниковые услуги, одновременно производят сами спутники, а в некоторых случаях— и сами запускают их на орбиту. Кстати, подразделение SpaceX Starlink появилось как «побочный продукт»: у компании была возможность наращивать количество запусков своих многоразовых ракет, но достаточного спроса на вывод полезной нагрузки на орбиту не было.

В результате SpaceX решила создать собственную спутниковую группировку, которая сегодня является крупнейшей в мире: 42% всех запущенных в последние 10 лет малых спутников принадлежат SpaceX. Компания намерена и дальше наращивать свое лидерство и довести количество аппаратов на орбите с сегодняшних 3 тысяч до минимум 12 тысяч.

По подсчетам SpaceX, доход от подразделения Starlink, которое предоставляет услуги высокоскоростного интернета, к 2025 году превысит $30 млрд. Сегодня у Starlink больше 700 тысяч пользователей в 32 странах. Компания активно привлекает и бизнес-клиентов: авиалинии, круизные и логистические компании. Уже известно, что скоро интернет от Starlink появится на лайнерах одной из крупнейших круизных компаний мира Royal Caribbean.

Через 3-4 года Илон Маск, по его собственным словам, намерен сделать Starlink отдельной компанией и вывести ее на IPO (SpaceX сегодня оценивается в $140 млрд, это самая дорогая частная компания в США). Другие крупные спутниковые группировки на орбите принадлежат американской компании Planet (485 запусков за последние 10 лет), британской OneWeb (394), американским Spire Global и Satellogic и китайской CGSTL.

По назначению спутники делятся на телекоммуникационные, навигационные и зондировочные. Первые обеспечивают коммуникацию (связь и интернет, в том числе интернет вещей), вторые — ориентировку на местности (GPS, ГЛОНАСС), третьи предоставляют данные о Земле. Диапазон этих данных очень широк, и появляется все больше компаний, которые специализируются на конкретных категориях.

Например, финский стартап ICEYE с помощью своих спутников отслеживает динамику наводнений, ураганов, землетрясений, разливов нефти, пожаров, а также мониторит состояние морских портов и стратегических объектов. Среди его клиентов — Европейское космическое агентство, нефтяной гигант ExxonMobil, страховые и логистические компании, государственные организации, представители горнодобывающей индустрии.

Запуски и строительство космических аппаратов

Вторая ведущая отрасль космической экономики — запуски полезной нагрузки (будь то люди, спутники или другие грузы) на орбиту. Лидером среди коммерческих компаний здесь опять оказалась SpaceX, которой, благодаря многоразовым ракетам и их эффективному производству, удалось значительно снизить себестоимость запуска. Клиентами SpaceX выступают как другие бизнесы, так и государство. В частности, у компании заключен многолетний контракт с NASA на доставку космонавтов и грузов на МКС.

Среди других крупных игроков в сфере запусков — Northrop Grumman, Sierra Nevada Corporation, Boeing, Blue Origin, Rocket Lab. В последние годы в индустрии появляется и все больше стартапов, которые предлагают инновационные подходы к производству ракет. Например, американская компания Relativity Space печатает ракеты-носители на 3D-принтерах. Это сильно сокращает бюджет и время на производство, а также позволяет легко модифицировать детали. По заявлениям руководства Relativity Space, их ракета Terran R — способная отправить на орбиту полезную нагрузку в 20+ тыс. килограммов, немногим меньше ракеты Falcon9 SpaceX — может быть собрана всего за 60 (!) дней.

Несмотря на то, что первый тестовый полет Terran R запланирован только на 2024 год, компания уже заключила с пятью партнерами контракты на будущую доставку грузов на сумму $1,2 млрд. Столько же денег компания успела привлечь в виде инвестиций, благодаря чему ее капитализация превысила $4 млрд. Планы у Relativity Space включают также полет на Марс в партнерстве с еще одним стартапом Impulse Space. Последний основал бывший инженер и один из основателей SpaceX Томас Мюллер. Impulse должен построить корабль и посадочный модуль, а Relativity — доставить все это на Марс.

Поскольку доля госучастия в космической экономике все еще очень велика, часто заказчиками запусков и других услуг выступают государства. Многие spacetech компании нацелены именно на госконтракты, так как это стабильный источник выручки даже в периоды экономических кризисов. Крупнейшее государство-заказчик, конечно, — Соединенные Штаты, включая NASA, Космические силы США и другие департаменты.

Например, для миссии «Артемида», которая должна вернуть американских космонавтов на Луну после 50-летнего перерыва, NASA заключило контракты с десятками компаний, включая Aerojet Rocketdyne, Boeing, Jacobs, Lockheed Martin, Northrop Grumman, Intuitive Machines, Astrobotic, ispace, Orbit Beyond, Redwire Space и др.

Добыча полезных ископаемых и энергетика

Если в XX веке освоение космоса было в основном поводом для гордости конкурирующих стран, то сегодня человечество озабочено более практическими вопросами. Например — можно ли добывать солнечную энергию на орбите, какие полезные ископаемые есть на Луне и астероидах, как производить топливо для ракет. Индустрия добычи сырья и энергии в космосе только зарождается, но перспективы у нее захватывающие.

Разнообразие природных ресурсов во Вселенной велико — аналога нефти там пока не нашли, зато, например, обнаружили Гелий-3 в реголите (так называется грунт Луны и астероидов). Гелий-3 — изотоп, который может использоваться как крайне эффективный источник энергии. Также известно о месторождениях на астероидах редкоземельных металлов — таких как лантан, неодим и иттрий, необходимых для производства аккумуляторов, электроники, промышленного и другого оборудования. Имеющихся на Земле залежей редкоземельных металлов недостаточно, к тому же они добываются с большим ущербом для окружающей среды, что делает разработку в космосе  привлекательной.

По оценкам CEO компании TransAstra Corporation, которая создает технологии добычи на астероидах, она сможет приступить к разработке уже через 5-7 лет — при условии достаточного венчурного финансирования. Другой стартап в этой области — AstroForge — в этом году привлек $13 млн инвестиций и планирует в январе 2023 года отправить первый прототип спутника-добытчика на околоземную орбиту. Проектируемые аппараты AstroForge нацелены на переработку астероидного реголита для извлечения из него платины.

В целом добыча ресурсов в космосе имеет две цели: использование на месте и транспортировка на Землю. Локальное применение необходимо, чтобы осваивать и колонизировать космос. Например — заправлять топливом межпланетные ракеты и корабли, строить жилую и промышленную инфраструктуру на Луне и Марсе. В качестве топлива может использоваться либо тот же Гелий-3, либо полученный из воды водород (залежи воды в виде льда обнаружены на лунных полюсах).

Лунный грунт реголит — помимо его переработки в другие соединения — может быть и строительным материалом. В ноябре этого года NASA подписало $57-миллионный контракт с компанией ICON на строительство дорог из реголита на Луне. Контракт заключен до 2028 года: предполагается, что ICON будет использовать для строительства 3D-печать.

Транспортировка ресурсов из космоса на Землю касается не только металлов, но и солнечной энергии. Существуют проекты (которые поддерживают космические агентства многих стран) о выводе на орбиту космических солнечных электростанций. Вне атмосферы Земли интенсивность солнечной энергии намного выше и не зависит от времени суток, что дает преимущество по сравнению с наземными солнечными панелями. Такая станция может аккумулировать солнечную энергию и преобразовывать ее в микроволновое излучение для передачи на специальные антенны на Земле. Там, в свою очередь, энергия будет вновь конвертироваться в электрическую. Пока это лишь теоретические разработки, но крайне интересные.

Космический туризм

Туризм — одно из самых медийных, но пока — мало развитых направлений космической экономики. На сегодняшний день в космосе побывали всего лишь десятки туристов. Лидерами рынка выступают SpaceX, Blue Origin Джеффа Безоса, Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, а также брокерские компании, которые не производят запуски сами, но организовывают полеты.

В 2021 году SpaceX в рамках миссии Inspiration4 впервые отправила на орбиту полностью гражданский экипаж — 4 туристов. В апреле 2022 SpaceX выполнила доставку туристов на МКС по контракту с брокерской компанией Axiom Space. Участники миссии — граждане Израиля, США и Канады — провели на борту МКС 17 дней; следующий такой полет Axiom Space, также в сотрудничестве со SpaceX, планирует организовать в 2023 году.

Компания Blue Origin запускала туристов в космос — включая ее основателя и бывшего CEO Amazon Джеффа Безоса — уже 6 раз. В отличие от SpaceX, Blue Origin специализируется на суборбитальных полетах, проходящих на высоте не более 100 км над уровнем моря. Условия позволяют туристам оказаться в невесомости и наблюдать за Землей из космоса, но, например, не позволяют доставить их на МКС (орбита 408 км).

Суборбитальные полеты организовывает и компания Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Правда, пока ей удалось провести только один полет — в 2021 году. Последующие запуски из-за технических неполадок были поставлены на паузу. Проблемы компании, а также общее снижение американского фондового рынка, «уронили» акции Virgin Galactic с пика стоимости в июне 2021 года на 90% (!).  

Space Adventures — еще один заметный игрок в сфере космического туризма. Американская компания выступает как брокер, то есть заказывает запуски у партнеров. Space Adventures в последние годы сотрудничала с Роскосмосом, отправляя туристов на орбиту с космодрома Байконур. Последний такой полет прошел в декабре 2021 года, когда на МКС отправился японский миллиардер Юсаку Маэдзава.

Помимо запусков, космический туризм предполагает и другие ниши — например, размещение туристов в космических отелях. Два таких уже строит американская компания Orbital Assembley. Причем первый отель — на 28 гостей — планируется открыть уже в 2025 году. Axiom Space тем временем возводит первую коммерческую космическую станцию.

Дорога к успеху в сфере космического туризма сложна, так что не всех ждет успех. Например, нидерландский стартап Orion Span тоже заявлял о намерении построить космический отель, но в 2021 году объявил о своем закрытии. Компания Mars One, чей целью было ни много ни мало основать колонию на Марсе, просуществовала 10 лет, но так и не реализовала свои планы.

Пока рынок космического туризма оценивается всего в $0,6 млрд, но теоретически у него большой потенциал. В ближайшие десятилетия клиентами будут богатые и сверхбогатые люди (известно, что место в экипаже Virgin Galactic стоит $450 тыс.). В будущем, за счет снижения стоимости запусков и инфраструктуры, состав клиентов станет более разнообразным. 

Сверх- и гиперзвуковые перелеты между континентами

Есть еще один рынок на стыке космических технологий и авиации, потенциал которого значительно больше, чем у космического туризма. Это сверхзвуковые перелеты между континентами. Появление «самолеторакет» позволит перемещаться из Парижа в Сидней за 2 часа вместо 20 часов, что станет революцией в гражданских и грузовых воздушных перевозках. Учитывая, что авиационная экономика оценивается в $3,5 трлн, здесь есть за что конкурировать.

Изобретением сверх- и гиперзвуковых самолетов сегодня занимаются как стартапы, так и авиационные гиганты. Готового к эксплуатации аппарата нет ни у кого, производство находится на стадии разработок и прототипирования. Задача перед инженерами стоит непростая, поскольку необходим новый тип двигателя, новый дизайн корпуса и другие инновационные решения.

При этом технические характеристики у разработчиков сильно отличаются: одни предполагают полеты на скорости в 2 Маха (в 2 раза больше скорости звука), другие — в 5-6 Махов. Так, Airbus еще в 2015 году объявил о разработке сверхзвукового самолета Concorde 2: предполагается, что он будет двигаться со скоростью 4,5 Маха на высоте 30 км и вмещать 20 пассажиров. Однако никаких новостей о разработке в последние годы не было, и не известно, ведется ли она сегодня.

Boeing презентовал свой концепт сверхзвукового лайнера, который будет перевозить 40-70 пассажиров и совершать два полета из Лондона в Нью-Йорк и обратно в течение дня, в 2018 году. Как и о Concorde 2, новостей о разработке нет. Свои концепты также представили Lockheed Martin, Virgin Galactic, Spike Aerospace, Exosonic, Hermeus, Boom Supersonic и некоторые другие компании.

Один из самых интересных стартапов в области сверхзвуковой авиации сегодня — швейцарский Destinus, основанный бывшим российским предпринимателем Михаилом Кокоричем. До этого Кокорич уже основал две spacetech компании: Dauria Aerospace и Momentus, и вторая даже вышла на биржу США с оценкой $567 млн. Сейчас же предприниматель вместе с командой работает над созданием гиперзвукового самолета, который сможет перемещаться на скорости выше 5 Махов.

Отличительная особенность гиперсамолета Destinus, помимо высокой скорости, — автопилот и жидкий водород в качестве топлива и охлаждающего агента. Причем водород планируется получать из возобновляемых источников энергии — за счет этого углеродный след технологии будет сведен к нулю. Destinus уже разработала и протестировала два первых прототипа и начала испытания водородного двигателя. В феврале 2022 года компания привлекла от венчурных инвесторов $29 млн.

В гонку за гиперзвуковые авиаперевозки может включиться и SpaceX. В своем выступлении на недавнем саммите G20 Маск заявил, что видит потенциал в использовании ракет «для передвижения из одной точки планеты в другую».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить