«55 китайских заводов в Казахстане»: Forbes.kz объясняет, о чем идет речь

О размещении предприятий на территории Казахстана было заявлено ещё три года назад при подписании плана сотрудничества по сопряжению «Нурлы жол» и «Экономического пояса Шёлкового пути», в рамках которого был сформирован перечень совместных проектов. На сегодняшний день из этого списка реализованы лишь несколько

Акция в Актобе в поддержку жителей Жанаозена, которые призывают Касым-Жомарта Токаева отменить визит в Китай и обнародовать соглашения с Китаем. 3 сентября 2019
ФОТО: Zhanagul Zhursin (RFE/RL)
Акция в Актобе в поддержку жителей Жанаозена, которые призывают Касым-Жомарта Токаева отменить визит в Китай и обнародовать соглашения с Китаем. 3 сентября 2019

В городах Казахстана с начала месяца проходят акции протеста против строительства 55 китайских предприятий на территории страны. Первыми своё несогласие выразили в Жанаозене в понедельник, 2 сентября. На следующий день протестную акцию провели в Актобе. Затем выступить против строительства китайских предприятий собрались уже жители Актау и Шымкента. Кроме того, в среду, 4 сентября, с протестом вышли в Алматы, Уральске и в столице республики. Исходя из выступлений протестующих, формируется общий месседж: люди недовольны экономической экспансией Китая и выступают против «55 старых китайских заводов на западе Казахстана».

Но здесь есть один специфический нюанс. Дело в том, что договорённость о переносе китайских производств появилась ещё в 2014 по итогам заседания Совета глав правительств ШОС в Астане в рамках сопряжения инициативы «Один пояс - один путь» с новой экономической политикой «Нурлы жол». Перечень проектов был составлен в 2016, напомнил директор центра китайских исследований China Center, политолог Адиль Каукенов.

Адиль Каукенов
ФОТО: страница спикера в Facebook
Адиль Каукенов

Да и сама инициатива «Один пояс - один путь» была провозглашена именно в Казахстане в сентябре 2013 во время государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина.

- Тогда говорилось о реальных проектах сопряжения, в результате которых появятся 55 видов нового производства на территории Казахстана, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению рабочих мест, налоговых поступлений и так далее. Но одно дело объявить, и другое – реализовать. На сегодняшний день реальная картина такова, что из этих заявленных 55 предприятий по факту реализовано только несколько. При этом сама программа «Нурлы жол» уже заканчивается. Она была рассчитана до 2019 года, – сообщил Forbes.kz Адиль Каукенов.

Соответственно, сама формулируемая повестка немедленного переноса производств, массового создания китайских предприятий в рамках этой программы, как отметил эксперт, мягко говоря, устарела. Тем более что за 5 лет действия программы были достигнуты весьма скромные результаты. Из наиболее успешных примеров казахстанско-китайских предприятий в рамках программы эксперт припомнил завод по производству шубата в ЮКО, завод по производству бесшовных труб неподалёку от Караганды и автомобильный завод JAC в СКО. Работают на этих предприятиях, как отметил собеседник Forbes.kz, в основном граждане Казахстана.

- Тем не менее, несмотря на эфемерность программы 55 производств, люди вышли на улицу, они возмущаются и протестуют. И здесь очевидно, что главный вопрос – это насколько власть умеет донести свою политику до населения. Так как долгие годы власти Казахстана методично «закручивали гайки», а сам процесс общения с населением воспринимали только в одностороннем формате, когда СМИ вынуждены давать только позитивную картину, был создан глубокий вакуум доверия, – заметил Адиль Каукенов.

То есть люди протестуют из-за того, что не доверяют государственной внешней и внутренней политике, пояснил эксперт.

- Накопившиеся годами нерешаемые социальные проблемы, усталость от девальваций и кризисов, отсутствие ощущения перспектив «светлого будущего» вызывают в регионах постоянное раздражение и глухой ропот, который выплёскивается в антиправительственные митинги. Китаефобия служит отличным триггером для того, чтобы обвинить власти в сговоре с внешними силами, а внятно объяснить ситуацию государственные чиновники уже не могут, так как за десятилетия отсутствия публичной политики исчез сам навык и механизмы публичной работы с населением, – поделился своим мнением с Forbes.kz Адиль Каукенов.

Как подчеркнул эксперт, о причинах протеста есть и конспирологические теории. Например, о связи с противостоянием между США и Китаем, а также латентной конкуренцией между Россией и КНР в Центральной Азии. Также есть версия, что протесты организованы в связи с предстоящим визитом президента Токаева в Китай.

- Есть и вариант внутриполитического саботажа: региональная элита демонстрирует своё недовольство политикой центра, подогревая в массах недовольство внешней политикой центра, тем самым выторговывая себе «место под солнцем». Однако данные версии из серии размышлений и разминки для ума, так как подтвердить их практически невозможно, – отметил эксперт.

Но самое главное, отметил эксперт, текущие протесты - не столько о Китае, сколько о Казахстане.

- Китай — это тема для разговора, повод для протеста в ситуации, когда власть говорит об одном, а группа людей о другом. Можно много поводов найти: многодетные матери, коррупция, засилье внешней экспансии, но суть в отсутствии консенсуса в обществе, который необходимо срочно найти, во избежание ситуации ожидания на пороховой бочки, – подытожил Адиль Каукенов.

Если исключить антикитайские настроения, очень интересно то, какой экономический эффект получит Казахстан в рамках программы 55 китайских производств. Однако, как отметил главный редактор журнала «Эксперт Казахстан» Сергей Домнин, говорить об экономическом эффекте пока рано, так как часть из этих 55 китайских предприятий находится на стадии реализации, а часть до сих пор на стадии подготовки или заморожены.

Сергей Домнин
ФОТО: страница спикера в Facebook
Сергей Домнин

-  Один из завершённых проектов – модернизация Шымкентского НПЗ. Благодаря этому проекту Казахстан наконец смог закрыть потребность внутреннего рынка в высокооктановом бензине АИ-92. Кстати, модернизацию двух других НПЗ мы проводили также на китайские деньги с применением китайских технологий. Другой проект – производство автомобилей JAC наряду с ещё несколькими проектами сборки – позволил загрузить завод «СарыаркаАвтопром». Завод «Тайынша май», где выпускают рапсовое масло на экспорт, – один из кирпичиков, которые делают наш экспорт чуть более диверсифицированным, а экономику - устойчивой. То же самое относится к проекту модернизации производства порошкового полипропилена в Павлодаре, – сказал Сергей Домнин Forbes.kz.

Конечно, как отметил Домнин, практики менеджмента, которые несут китайские компании, уступают, например, западным. И необходимо помнить, что за китайскими компаниями практически всегда стоит государство, которое через бизнес реализует свои интересы. Но иногда бизнес – это только бизнес, подчеркнул он.

- На мой взгляд, наши отношения с китайскими компаниями предельно прагматичны, и хорошо, если они останутся такими и далее. Как ни странно, в эмоциональный формат их переводят как раз наши антикитайские акции. Наивно полагать, что в Пекине на это никак не отреагируют. Так же наивно полагать, что рост китаефобии и угрозы китайским рабочим и бизнесменам заставят их свернуть активность в Казахстане, – считает Сергей Домнин.

Протестные настроения собеседник Forbes.kz объяснил тем, что повод для китаефобии - это просто сам факт китайского участия в проектах. Более глубокой и последовательной аргументации, как сказал спикер, он не встречал.

По некоторым направлениям Китай - наш безальтернативный технологический партнёр (или стоимость альтернативы очень высока), и в этом партнёрстве заинтересован в первую очередь казахстанский бизнес. Просто те деньги, которые китайцы вкладывают в Казахстан, и те товары и услуги, которые они нам продают, в противном случае будут стоить дороже, и заплатят за это субъекты казахстанского бизнеса и население, – заключил Домнин.

Кстати, ровно три года назад, 2 сентября 2016, тогда ещё министр нацэкономики Куандык Бишимбаев с председателем Государственного комитета по развитию и реформам КНР Сюй Шаоши подписали план сотрудничества по сопряжению «Нурлы жол» и «Экономического пояса Шёлкового пути», в рамках которого был сформирован перечень из 51 совместного проекта на территории Казахстана на общую сумму от $24–26 млрд. Подробно об этом Forbes.kz писал в материале «Попасть в колею». Позже список расширился до 55 предприятий.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
19176 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
15 октября родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить