Как два парня из провинции создали казахстанский бренд очков

21524

За пять лет он стал лидером в среднем ценовом сегменте

ФОТО: Андрей Лунин

По данным исследовательской компании Index Box, за 2019 объем производства очков и очковой оптики в мире увеличился на 25%, а за последние пять лет – на 38,4%.

Лауреаты прошлогоднего рейтинга «30 моложе 30» Forbes Kazakhstan Данияр Шайкемелов и Рафаель Тлепов в 2015 обнаружили, что отечественный рынок солнцезащитных очков не может похвастать разнообразием. Походив по рынкам и бутикам, начинающие предприниматели увидели, что продаются только два типа очков – дешевые и некачественные, те, что на базаре можно купить за пару тысяч тенге, и дорогие, обычно итальянские, стоящие несколько сотен долларов. А вот найти очки по цене дешевле смартфона, но добротные по качеству практически невозможно. Так возникла идея делать именно такой продукт, и началась история BRO Glasses, сегодня известного отечественного бренда.

Переломный момент

Мы встречаемся с Данияром в фешенебельном зеленом районе в верхней части Алматы. Здесь размещается офис BRO Glasses – яркие бело-желтые стены, череда стеллажей с новыми, еще не вышедшими моделями очков, лофт-дизайн, запах прогресса и стиля. На почти 200 квадратных метрах площади работают дизайнеры и маркетологи – целая инфраструктура. Кто бы мог подумать, что еще пять лет назад выходец из поселка Тобол Костанайской области, имея всего 120 тыс. тенге стартового капитала, вырастит компанию с оборотом более 300 млн тенге в год.

Как рассказывает Данияр, до девятого класса он жил в поселке и даже не думал куда-либо уезжать.

- Это как в фильме, где мальчик всю жизнь жил в одной комнате и думал, что это и есть весь мир. В поселке я ощущал примерно то же самое, – вспоминает он.

Но однажды к сельским ребятам приехали друзья из Костаная – они рассказали, какая красивая и яркая жизнь в областном центре. Недолго думая, Данияр решил ехать в город. Тогда ему было 16 лет, и ничего лучше учебы в железнодорожном колледже он придумать не мог. Ведь все члены семьи работали на железной дороге.

Как только Данияр начал учиться, сразу стал подрабатывать. Сначала таксовал, пытаясь прокормить себя, потом заинтересовался предпринимательством.

- Однажды я познакомился с одним человеком, в свое время подобных называли «решала», то есть весомая личность в городе. Он был старше на 10 лет и многому меня научил. Я ему помогал, видел, как он ведет бизнес, и набирался навыков, – рассказывает собеседник.

Примерно в то же время он подружился с Рафаелем Тлеповым – вместе они смотрели мотивационные ролики на YouTube, интересовались программами личностного роста типа «Бизнес Молодость» и страстно хотели двигаться вперед. В 2011 решили заняться техосмотром – в те годы государство отдало функции техосмотра в частные руки.

- Когда наши дела пошли в гору, я впервые почувствовал, что такое деньги и как они могут повлиять на человека. Ты парень из деревни, который не видел особых денег, а тут их стало много, и тратятся они с бешеной скоростью, и ты незаметно начинаешь думать не только о работе, – смеется Данияр.

Затем друзья решили заняться автомойкой, арендовали помещение, мыли машины. Параллельно сняли прицеп от машины, оформили его как точку для торговли фастфудом и торговали на спартакиадах и прочих массовых мероприятиях. Так и зарабатывали.

По признанию Данияра, раньше, до BRO, он занимался бизнесом просто так, «для друзей», чтобы все увидели и оценили его успех. Но в один момент, который можно назвать переломным, у него возникли проблемы с правоохранительными органами, поэтому найти где-либо работу было бы тяжело. Вот тогда он и понял, что бизнесом нужно заниматься серьезно, на долгосрочную перспективу.

Любовь и ребрендинг

В 2015 Данияр с Рафаелем решили съездить в Россию. Перед поездкой сложились – вышло всего 120 тыс. тенге. На эту скромную сумму они закупили там солнцезащитные очки и стали продавать. Сначала через Instagram-аккаунт с комичным названием «VIPочки Костанай». Затем, в мае того же года, отправились на рынок и начали продавать очки со стойки. В первый день у друзей было около 30 моделей, которые они сразу продали. Очки разлетались очень быстро, и с такой же скоростью росли амбиции парней. Они захотели продавать очки по всему Казахстану, а не только в Костанае.

ФОТО: Андрей Лунин

Так случилось, что в этот же период Данияр влюбился. Ему сильно нравилась девушка, которая жила в Астане. Как-то они с Рафаелем приехали в столицу и за два дня продали столько очков, сколько в Костанае продавали бы две недели. Посовещавшись, уже через четыре дня ребята полностью перебрались в мегаполис, так как поняли, что местный рынок гораздо интереснее.

- Но главная моя мотивация, признаюсь, тогда была в том, чтобы чаще видеть девушку, – улыбается Данияр.

В один из дней, когда друзья торговали на улице, его любовь случайно проходила мимо.

- Было немного неловко, – признается собеседник.

В целом продолжать бизнес в том же духе в столице было малоэффективно. К тому же зима была на носу – холодно, и солнцезащитные очки мало кто в этот сезон покупает. Поэтому было решено уйти «в спячку», подумать над ребрендингом и поиском финансирования. Партнеры хотели продать 50% доли в компании инвесторам за 2 млн тенге, но никто не заинтересовался. Ситуация приобретала тупиковый характер. Как-то Данияр проходил мимо отделения одного из банков и спонтанно решил подать заявку на кредит. К своему удивлению, получил 800 тыс. тенге. На эти деньги друзья сняли бутик в 12 «квадратов» в торговом доме «Есиль». Денег не хватило, поэтому они не закупили даже стулья, так что приходилось торговать стоя. Дизайн помещения тоже сделали в духе «стильно-дешево». В апреле 2016 у магазина появилось название BRO Glasses.

Изначально продажи росли за счет того, что товар имел привлекательное оформление: покупателю дарили брендированные футляр и материал для чистки стекла. Затем Данияр и Рафаель решили купить рекламу у только еще набиравшего тогда популярность вайнера Territima. Последний на тот момент имел всего 40 тыс. подписчиков, однако это оказало эффект – бренд тут же стал более узнаваем.

- Мы стали делать разные акции, например давали скидки клиентам старше 45 лет. Также начали активно раскачивать наш Instagram, вкладывать туда деньги, проводить конкурсы и розыгрыши, – рассказывает Данияр.

Китайский связной

В том году BRO достигли неплохого оборота в 24 млн тенге, а уже спустя год начали расти выше своих конкурентов в разы.

- Мы поднялись до 140 млн тенге в год, потом до 260 млн, в прошлом году – до 330 млн, – говорит сооснователь.

Это получилось во многом благодаря тому, что компания занялась собственным производством.

- Вплоть до 2017 мы закупали очки в России и частично на местном рынке. В 2018 мы поехали на автобусе в Китай, где встретились с давним знакомым, с которым познакомились еще во время первого выезда на закуп в Россию в 2015 году, – рассказывает Данияр.

Тот по китайской традиции пригласил в ресторан и познакомил со своими друзьями. Данияр считает, что им сильно повезло, потому что тогда за круглым столом с ними оказался местный производитель знаменитых очков Ray Ban, а также Pull’n’Bear и других брендов. Они обменялись контактами, добавили друг друга в WeChat, а в головах казахских ребят уже крутилась мысль: «Почему бы не производить товар здесь, вместо того чтобы закупать и перепродавать?»

К лету 2018 они начали производство разных очков на фабриках аж 12 городов Китая. Все потому, по словам Данияра, что фабрики там отличаются по используемым материалам, видам и качеству работы. К концу года была готова первая собственная коллекция BRO Glasses – не более 8 тыс. пар.

- Когда мы приезжали, они относились к нам очень доброжелательно, так как видели в нас канал доступа на новый рынок, ведь казахстанского производителя очков до нас еще не было, – поясняет собеседник.

В прошлом году BRO Glasses выпустили более 25 тыс. пар своих очков, но при этом, отмечает Данияр, им еще есть куда расти.

 - Достаточно сказать, что на одной фабрике производится миллион очков в год совершенно разных брендов, – говорит он.

По-братски

В целом компании все это время особо не требовалось инвестиций со стороны, она работала без долгов и обязательств. Однако в какой-то момент, по словам Данияра, они начали замечать кассовые разрывы, в основном из-за перегруженности по издержкам.

- Мы начали много тратить, появились долги перед поставщиками в Китае, долги в Казахстане. В итоге со всеми удалось договориться, мы сформировали новую стратегию развития и нашли возможности оптимизации. Хотели привлечь инвестиции, но суммы нам предлагали небольшие, не было смысла, – говорит предприниматель. – В начале этого года к нам приезжал человек из одного инвестиционного фонда, предлагал крупную сумму за участие. Это был первый раз, когда к нам обратился серьезный игрок. Во второй половине года я бы начал рассматривать реальные возможности привлечения инвестиций, но деньги должны быть интересными, чтобы мы смогли закрыть наши цели по Казахстану и начать работать на зарубежные рынки.

Сегодня BRO Glasses производят не только солнцезащитные очки, но и оптику. Как гордо отмечает Данияр, они стали помогать более чем ста людям со слабым зрением в сутки. По его словам, первый и самый успешный магазин оптики от BRO Glasses находился в столице на пересечении улиц Иманова и Республики. Он окупился всего за три с половиной месяца, и партнеры видели в нем большой потенциал, однако в один момент магазин у них отобрали. Все из-за того, что владельца помещения арестовали за коррупцию, как и его имущество.

ФОТО: Асем Бектурсынова

Очки BRO, как и мечтали несколько лет назад ребята, теперь продаются по всему Казахстану: торговые точки в Алматы, Нур-Султане и Костанае – гибридные, то есть работают по заказам онлайн. Сам Данияр с некоторых пор – единоличный управляющий компанией. С Рафаэлем они, по его словам, разошлись на дружеской ноте.

- В какой-то момент Рафаель пришел и сказал, что хотел бы выйти из проекта. Мы с ним сразу договорились, что прощание будет дружеским, потому что этот проект многому нас научил. И на самолете мы впервые здесь полетали, и за границу выехали… Для нас было важно остаться друзьями. Посчитали по балансу компании, сошлись в сумме – и я выкупил его долю, – говорит Данияр.

Но Рафаель после этого не покинул BRO Glasses совсем – он отвечает в ней за маркетинг.

Говоря о будущем, собеседник не создает впечатление сверхамбициозного человека, который хочет покорить весь мир своими очками. Данияр, как он себя описывает сам, человек системный и ответственный, потому и планы реалистичные.

- Хочу четко наладить всю структуру в Казахстане, просчитать бизнес-модель и потом развиваться дальше. Например, серьезно настроен на продажу франшизы, будем выходить на азиатский рынок. Скорее всего, я уеду на долгое время в Китай, буду думать над развитием продукта, говорить с теми, кто заинтересован в нашем бренде. Все зависит от того, как будут идти продажи, – поясняет собеседник.

На вопрос, в чем фишка очков от BRO, Данияр отвечает:

- Фишка в том, что мы хорошо чувствуем рынок. Выбрали правильный сегмент, не полезли в дорогой или дешевый. Всегда считали, что нужно искать новые решения. Например, мы первыми начали делать открытые полки. Разработали принципы искреннего сервиса. Вовремя начали производить свои очки. В целом то, что нас отличает, – наша индивидуальность. Плюс сыграло роль название. BRO – это ведь друг, брат, хороший приятель. Это сглаживает углы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить