Выставки в Казахстане готовы открыться сразу после выхода городов из красной зоны

В марте 2021 года выставочный бизнес отмечает грустную дату: ровно год простоя. Бизнес находится на грани выживания. Насколько целесообразно и дальше оставлять его на изоляции?

Иллюстрация: Depositphotos.com/colt_kiev

Целый год бездействия

Казахстанская индустрия отраслевых выставок одной из первых приняла на себя удар пандемии: 14 марта 2020 в Казахстане были отменены все массовые мероприятия. Это застало врасплох индустрию: в стране готовились несколько выставок, а у мартовских уже были готовы стенды и павильоны. Постановление о режиме ЧС всю страну отправило на долгий карантин, и выставки стали переносить с весны на лето, потом на осень, а потом и вовсе отменили или отложили на 2021 год. Однако ситуация трагична тем, что и на этот год нет никакой определенности для индустрии. Особенно обидно, что за последние 12 месяцев практически все виды бизнеса, пусть и с ограничениями, возобновили свою работу, за исключением, пожалуй, банкетных ресторанов и выставок.

За минувший год отрасль пережила всё самое худшее: пришлось сокращать часть сотрудников, кого-то переводили в отпуска без содержания, многих - на сокращенную рабочую неделю. Некоторые компании уже просто обанкротились, остальные - на грани разорения. Небольшие онлайн-ивенты не спасли ситуацию. Оставшиеся на рынке компании продолжают вести работу с партнерами, хотя в условиях неопределенности это делать крайне трудно.

Страдают не только компании, напрямую занимающиеся ивентами. Выставки — это огромная индустрия, на которую работают множество смежных секторов экономики. Взять хотя бы постоянных поставщиков товаров и услуг для выставочного бизнеса: это строители, дизайнеры, полиграфисты, рекламщики, транспортные компании, общепит и т. д. Отсутствие выставок автоматически лишает всю эту индустрии львиной доли заказов. Плюс недозаполненные гостиницы, недозагруженные авиарейсы и много чего еще. С учетом всего этого парализованная на целый год индустрия в конце концов не дает налогов с выставочной деятельности в бюджет страны. По подсчетам ITECA, каждый иностранный посетитель выставки оставляет в Казахстане в среднем $1500, а на каждого казахстанца приходится примерно по $700 трат. Эти деньги сегодня не циркулируют в экономике.

Более того, выставочный бизнес активно привлекал для работы на своих мероприятиях студентов — для них это был отличный опыт и хорошее финансовое подспорье. Всего этого молодежь сегодня тоже лишилась.

ФОТО: ITECA

Важная индустрия

Всемирная ассоциация выставочной индустрии UFI недавно опубликовала данные по ущербу, который нанесла отрасли в 2020 году пандемия COVID-19. Так, доходы мировой выставочной индустрии упали на 68% по сравнению с 2019 годом. Эксперты отмечают, что в минувшем году выставочная отрасль потеряла минимум €200 млрд. А отмена большинства выставок в 2020 году привела к потерям бизнеса на сумму €330 млрд, которые не удалось компенсировать за счет онлайн-мероприятий. «Мы все с нетерпением ждем снятия текущих ограничений и восстановления экономики стран. Выставки сыграют важную роль в этом процессе», - заявил генеральный директор UFI Кай Хаттендорф.

Считается, что выставки — это драйверы роста множества отраслей и в целом экономики. Именно поэтому многие страны стали разрешать выставки еще в прошлом году.

- Например, в Южной Корее первое офлайн-событие прошло уже в мае 2020, - рассказал директор по продажам компании ITECA Борис Даниленко. - Далее с небольшими паузами стали открываться Китай, Россия, Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан — все наши соседи уже либо начали проводить выставки, либо начнут это делать в ближайшее время и уже активно к этому готовятся. Таким образом, все страны вокруг Казахстана вновь вернулись к выставочной деятельности, но не мы.

Чем это опасно для экономики страны? По имеющейся у ITECA статистике, ранее иностранцы составляли около 60% от общего числа участников на казахстанских выставках. Сегодня в условиях экономической турбулентности страны будут активно соревноваться за привлечение иностранных инвесторов, но они могут пройти мимо «закрытого» Казахстана и будут уходить к соседям. Партнеры казахстанского выставочного бизнеса за рубежом уже отмечают, например, значительный рост выставочной деятельности в Узбекистане. Это происходит в том числе потому, что иностранные бизнесмены, не попав в Казахстан, стали участвовать в выставках там. У иностранных компаний зачастую заложены бюджеты для участия в выставках, и теперь эти деньги идут не в экономику Казахстана, а за рубеж.

Выставки помогают не только привлекать иностранные инвестиции, но также являются важным инструментом по внедрению новых технологий и инновационных решений в стране. Причем в Казахстане это делается не только за счет иностранных компаний, но зачастую и силами казахстанских производителей. На время пандемии экономика лишилась и этого.

Особенно негативно отсутствие выставок сказывается на отечественном бизнесе. Сегодня во многих деловых сферах происходит большой передел, часть компаний закрылись, а на их место приходят новые. Многим из них нужно заявить о себе потенциальным партнерам и клиентам. И ивенты были идеальной платформой рассказать о себе. Более того, именно выставки могут помочь местным производителям и МСБ перезапустить и восстановить бизнес после пандемии.

Кроме того, отдельные направления бизнеса расцвели во время пандемии, например, медицина и горнодобывающая промышленность, и тут тоже есть большой потенциал для выставок.

ФОТО: ITECA

Готовность номер один

Масштабы выставочной деятельности в Казахстане большие. Одна только компания ITECA – крупнейший организатор выставок в Казахстане в 2019 провела 25 выставочных мероприятий, в которых приняли участие 2 684 компаний-участниц и посетили 37 670 специалистов из 67 стран мира.

Видя, что за рубежом выставочный бизнес стал оживать еще в прошлом году, казахстанские предприниматели стали обращаться во все инстанции, которые ответственны за принятие решений, с просьбой разрешить проводить им мероприятия. Бизнес считает, что предоставил государству достаточно убедительных аргументов в пользу того, что выставки могут возобновить работу. Со своей стороны бизнес готов и ждет решения чиновников.

ФОТО: ITECA

Максимально безопасно

Безусловно, главный вопрос, который сегодня всех волнует, - могут ли выставки стать источником распространения коронавируса? Теоретически, конечно, да — как и любое другое мероприятие или помещение, где собираются двое человек и больше. Однако уже упомянутая Всемирная ассоциация выставочной индустрии разработала свои рекомендации для безопасного проведения офлайн-мероприятий. Их все передали казахстанским чиновникам.

Принцип правил простой и стал хорошо знаком нам за год пандемии: социальное дистанцирование, масочный режим и применение антисептиков и санитайзеров. Это если в общем. Если углубляться в детали, то решения тут все изящные, изобретать велосипед не надо - всё уже успешно используется другими странами при проведении выставок. Например, предлагается расширить коридоры на выставках, сделать перемещение людей односторонним и т. д. А поточно-вытяжная система кондиционирования позволит чаще обновлять воздух в и так достаточно просторных выставочных помещениях.

Кстати, казахстанские санврачи сегодня рассчитывают безопасную заполняемость помещений из расчета 1 человек на 4 квадратных метрах. В ITECA посчитали, что еще до пандемии, в 2019 году на их выставках средний коэффициент составлял 1 человек на 6,5 квадратных метра, а сегодня организаторы готовы еще больше расширить свободное пространство и улучшить коэффициент. Организаторы уверены: выставки, наоборот, могут стать наиболее безопасным местом для деловых встреч, в отличие, например, от тесных офисов.

При этом очень часто выставки не являются массовым мероприятием, a по сути b2b-событием, узкоспециализированным мероприятием, которое часто посещают только те, кому важно на нем быть. Именно поэтому сегодня бизнес просит исключить торговые выставки из категории массовых мероприятий — так, например, сделали в некоторых землях Германии, чтобы поддержать отрасль.

ФОТО: ITECA

Будет ли спрос?

Организаторы говорят, что за год значимого оттока клиентов они не наблюдают. По каждой специализированной выставке как минимум половина прежних участников готовы участвовать снова, а остальные находятся в режиме ожидания и готовы рассмотреть предложение на участие. Да, есть трудности с международным авиасообщением, но количество международных рейсов с каждой неделей увеличивается, и острого дефицита на авиабилеты уже нет. Главное — не упустить шанс и не потерять иностранных клиентов. Ну и дать возможность собственному бизнесу вновь встать на ноги — ведь именно это государство сегодня провозглашает первоочередной задачей.

ФОТО: ITECA

 

Все материалы по теме «Коронавирус и Казахстан» вы можете посмотреть по этой ссылке.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5985 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
9 мая родились
Мурат Байсынов
член правления АО «Altyn Bank»
Кайрат Мами
председатель Конституционного совета Республики Казахстан
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить