Таблетки от кризиса

15982

Несмотря на сложность и затратность фармпроизводства, крупнейший импортер лекарственных средств намерен развивать это направление бизнеса

фото: Андрей Лунин

90-е годы были революционным десятилетием, когда изменилась не только страна, но и строй. Многие люди были вынуждены приспосабливаться к происходящему, как правило самостоятельно постигая азы предпринимательства.

Выпускник Алматинского государственного медицинского института Жанат Умаров планировал посвятить свою жизнь науке и хирургии, но в постперестроечные годы тоже был вынужден заняться бизнесом. «Необходимость оплаты обучения в докторантуре вынудила принять предложение друзей какое-то время поработать в коммерческой структуре. Так в середине 1994 года я пришел в компанию «Астана Медсервис», которая создавалась для оказания медицинских услуг. Но в течение года профиль ее изменился – основным видом деятельности стала дистрибуция лекарственных средств», – рассказывает председатель правления Группы компаний «Медсервис Плюс».

Интерес к этой отрасли был вполне объясним: в 1994 году решением правительства была ликвидирована государственная система лекарственного обеспечения. Рынок испытывал тотальный дефицит лекарственных средств. На нем стали появляться частные коммерческие структуры, в том числе «Астана Медсервис» – одна из немногих отечественных компаний, занявшаяся поставками препаратов из-за рубежа. «Начинали практически с нуля, с одного-двух контрактов, но постепенно наращивали обороты, у нас появлялось все больше зарубежных партнеров», – вспоминает Умаров.

В 2001 году он, как один из совладельцев бизнеса, принял решение выйти из структуры финансово-промышленной группы, выкупив долю основного учредителя. Это, по его словам, было трудное решение: одно дело, когда ты находишься в составе крупной корпорации, другое – когда отправляешься в свободное плавание. Тем не менее шаг был сделан, и с этого момента Жанат, осознавая перспективность работы в фармацевтическом бизнесе, начал развивать собственную компанию «Медсервис Плюс».

«Нельзя сказать, что мы выходили на рынок, будучи новичками в этом деле. Мы стояли у истоков дистрибуции фармацевтической продукции в Казахстане, когда не было очевидного лидера, – продолжает Умаров. – Отделившись, смогли сделать резкий рывок в развитии и с середины 2000-х позиционируем себя как компания номер один фармацевтического рынка Казахстана по объему импорта лекарственных средств».

Лидерство удается удерживать и по сей день. «Медсервис Плюс» определил основные стратегические направления своего развития и в результате достиг оборота по итогам 2013 года в 57 млрд тенге, при этом доля импорта составила 90%. Компания работает с продукцией более чем 280 производителей, имея в ассортименте свыше 4000 наименований различных товаров. Персонал ее состоит из более чем 1000 человек, включая Алматы и филиалы.

Диверсификация бизнеса

Достигнуть таких показателей удалось благодаря правильно и вовремя принятым решениям. В 2000-е годы, по словам Жаната, условия для развития на рынке у всех были одинаковые, но «Медсервис Плюс» смог вырваться вперед. «Поставив своей целью усиление положения на рынке, мы начали активно осваивать смежные области, таким образом формируя Группу компаний «Медсервис Плюс», которая включает ТОО «КФК «Медсервис Плюс», ТОО «MS Stock» и розничную сеть MS Help», – рассказывает председатель правления.

Первым действием в плане диверсификации бизнеса стало выделение транспортного отдела в самостоятельную структуру – транспортно-логистическую компанию ТОО «MS Stock», которая в первую очередь должна была удовлетворять транспортные потребности группы.

MS Stock стала оказывать транспортные услуги, имея в распоряжении собственный парк автомобилей, как самый малозатратный вид транспорта. Следует отметить, что все автомобили оборудованы для перевозки медикаментов, в том числе термолабильных препаратов, нуждающихся в строгом соблюдении «холодовой цепи» на всех этапах перевозки. В настоящее время поставки по Казахстану ГК осуществляет исключительно своим транспортом. Кроме того, MS Stock, получив лицензию таможенного брокера, стала оператором таможенного склада и начала оказывать зарубежным компаниям сервисные услуги по хранению и таможенному оформлению грузов. С охватом этих направлений уровень и объем перевозимой продукции значительно расширился, что позволило MS Stock стать самоокупаемой. По итогам 2013 года компания перевезла рекордный объем лекарственной продукции на $500 млн. Рост по сравнению с 2011 годом составил почти 100%.

По словам Умарова, постепенно происходит концентрация рынка дистрибуции в Казахстане. На сегодняшний день около 70% рынка всех поставок в аптеки и государственные лечебные учреждения принадлежит пяти крупнейшим компаниям. Хотя лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами имеют более 600. Опыт западных стран показывает, что в будущем рынок между собой будут делить три – максимум пять компаний. Этому в том числе будут способствовать необходимость ужесточения квалификационных требований для дистрибьюторских фирм и переход всей отрасли на международные стандарты. «Сегодня складывается парадоксальная ситуация: крупные компании, которые вкладывают миллионы долларов в бизнес, и небольшие фирмы, не обладающие ни подготовленными кадрами, ни соответствующей инфраструктурой, поставлены в совершенно равные условия, – поясняет ситуацию бизнесмен. – Не стоит забывать, что лекарственный бизнес социально ориентирован и основная цель дистрибьюторского звена – сохранение качества продукции в цепочке от производителя до конечного потребителя. И поэтому необходимо ускорить процесс перехода отрасли на международные рельсы. От этого выиграют все, в первую очередь пациенты».

Кроме того, на рынке происходит усиление технологической и ценовой конкуренции между крупными дистрибьюторами. Поэтому «Медсервис Плюс» направляет свою инвестиционную деятельность на технологическое усовершенствование – строительство складов, внедрение новых IT-программ. Что касается дистрибьюторской инфраструктуры – складских помещений, общая площадь которых в ГК составляет 35 тыс. кв. м, – сегодня происходит ее расширение. В частности, завершается сооружение склада в Караганде, а в 2014 году начнется возведение современного склада с полуавтоматической системой сбора товара в Алматы. Строительство последнего планируется финансировать из средств ЕБРР.

Розничная сеть

Тем не менее маржинальность дистрибьюторского бизнеса с каждым годом снижается. «Дело в том, что дистрибуция лекарственных средств никогда не была высокодоходным делом. На Западе общая рентабельность составляет несколько процентов, – рассказывает Жанат. – Понятно, что на нашем развивающемся рынке маржа на начальных этапах была больше, но сегодня за счет конкуренции в розничном секторе и регулирования государством цен на рынке госзакупок этот показатель падает».

Для того чтобы увеличить маржинальность, многие дистрибьюторские компании создают вертикально интегрированные структуры, то есть успешно сочетают оптовую и розничную торговлю. Компания тоже пошла по этому пути и стала развивать собственную розничную сеть – MS Help. 

«Формируя восемь лет назад MS Help, мы хотели чем-то отличаться от конкурентов, поэтому сразу же решили создавать аптеки так называемого открытого типа. Мы первыми ввели в аптеках систему автоматической идентификации. Хотя во всем мире фармацевтические маркеты получили широкое распространение, в Казахстане такого формата не было», – отмечает председатель правления. Чтобы отвечать требованиям этого формата, аптека должна иметь широкий ассортимент и большую торговую площадь.

Сегодня торговых точек, объединенных под брендом MS Help, насчитывается 60. В планах компании создать республиканскую сеть. Для этого советом директоров было принято решение в следующие два-три года открыть дополнительно 90 торговых точек, инвестировав около $10 млн собственных средств. Планируется как брать в аренду помещения, так и покупать их в собственность, поэтому нет ясности в сроках окупаемости. В среднем срок возврата инвестиций, вложенных в одну аптеку, составляет от одного года до пяти лет.

фото: Андрей Лунин

Осваивая производство

Помимо развития таких направлений, как дистрибуция и розница, «Медсервис Плюс» планирует двигаться в сторону производства лекарственных средств.

Исторически выпуск лекарств в Казахстане был незначительным. И сейчас он, по данным ЕАБР, составляет 12% от общего фармацевтического рынка РК в стоимостном выражении (в $), что существенно ниже, чем в натуральном – 24% (в упаковках). Казахстанская фармпромышленность представлена более чем 80 фирмами, но в первой десятке лишь одно локальное предприятие – «Химфарм». На долю пяти наиболее крупных компаний приходится более 88% всех выпускаемых здесь препаратов в денежном выражении. В то же время отечественный рынок фармсредств в среднесрочной перспективе останется рынком импорта.

Тем не менее «Медсервис Плюс», у которого доля импорта составляет 90% оборота, хочет попробовать себя в трудоемком и высокозатратном деле производства лекарственных средств, тем более что такой опыт у компании имеется. В частности, пять лет назад она запустила фармацевтическую фабрику в Индии, которая производит, в основном по заказу, ограниченную линейку препаратов. «Мы планируем перенести этот опыт в Казахстан. Тем более что потенциал фармацевтической отрасли страны еще высок и государство декларирует, что местным производителям будут даны преференции. Поэтому мы приняли принципиальное решение работать в этом секторе», – поясняет Умаров. 

Реализовать инвестиционный проект – строительство цеха по производству твердых лекарственных форм (не более 20 наименований) – «Медсервис Плюс» планирует за счет собственных средств. «Мы уже приступаем к установке чистых помещений и оборудования, надеемся к концу года провести валидацию производства», – делится планами Жанат. По предварительным данным, сумма инвестиций составит более $5 млн. Мощность цеха в упаковках – 20 млн в год. Но выйти на полную мощность руководство планирует через несколько лет.

Первые готовые лекарственные средства появятся на розничном рынке не ранее чем через год после запуска предприятия, поскольку их необходимо будет зарегистрировать в национальном центре. Из 20 наименований более половины будут ориентированы на рынок розничной торговли, остальные будут поставляться на рынок госзакупок.

Говоря о госзакупках, бизнесмен отмечает, что роль этого инструмента государственной поддержки фармацевтического рынка сегодня меняется. В прошлые годы темпы прироста рынка госзакупок в несколько раз превышали рынок розничных продаж, и лишь к 2013 году эти два показателя сравнялись. В частности, темп прироста рынка по итогам года составил 10%, достигнув среднегодового оборота $1,8 млрд, где $1 млрд пришелся на розничные продажи, а $800 млн – на госзакупки.

Проведенная правительством девальвация тенге в 2014 году окажет существенное влияние на итоговые показатели фармацевтического рынка в виде стагнации, а также на деятельность всех компаний, задействованных в лекарственном обеспечении РК. «Мы уже подсчитываем убытки, которые на сегодняшний день составляют около $10 млн, – констатирует Умаров. – Ведь, несмотря на сложные условия на рынке, нам придется выполнять обязательства как перед своими западными партнерами, так и перед государственными лечебными учреждениями, с которыми мы связаны договорами по поставкам».

При этом будет происходить постепенная индексация стоимости лекарственных средств как минимум на размер девальвации, поскольку наш рынок импортоориентирован и подавляющая часть продукции поступает из-за рубежа.

Тем не менее предприниматель оптимистично оценивает способность своей компании адаптироваться к негативным явлениям в экономике: «Опыт показывает, что мы довольно легко пережили девальвацию 2009 года. Более того, она послужила бизнесу неким толчком к более интенсивному развитию, и я надеюсь, что эта тенденция сохранится».

Поэтому «Медсервис Плюс» выполнит все поставленные перед ним задачи. «Рассчитываю, что через 10 лет компании, входящие в группу, станут совершенно самодостаточными структурами, занимающими лидирующие позиции в своих секторах рынка», – заявляет Жанат.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить