Почему в Казахстане один за другим появляются заводы по производству лапши быстрого приготовления

28476

Рынок лапши быстрого приготовления в Казахстане очень привлекателен для производителей, и несмотря на наличие местных предприятий за последнее время в эту отрасль пришло несколько инвесторов из Юго-Восточной Азии

Фото: Павел Михеев

Самурай в старомодных очках ест из чашки лапшу на вершине скалы. За его спиной восходит идеально круглое красное солнце и превращается в полукруг – символ чаши и лого японской компании Nissin. Так заканчивается чёрно-белое, озвученное рэперами аниме, в котором рассказывается история создания лапши быстрого приготовления японцем Андо Момофуку, основателем Nissin.

Но это в ролике всё можно «упаковать» в полторы минуты, а в жизни история instant noodles (лапша быстрого приготовления) длится больше полувека, начавшись в 50-х годах прошлого столетия. Момофуку видел, как в послевоенной Японии люди мёрзли в очередях за едой, и решил изобрести еду, которая бы готовилась очень просто, была вкусной и хранилась долго. В течение года он безуспешно проводил различные опыты, пока не обратил внимание на собственную жену, готовящую темпуру. Он увидел, как из продуктов под воздействием горячего масла исчезает влага, а корочка становится хрустящей, и его осенила идея: надо «выгонять» влагу из лапши методом мгновенной сушки в раскалённом масле. Этот метод лежит в основе приготовления всех видов instant noodles по всему миру.

25 августа 1958 года Nissin выпус­тила лапшу, которую можно было приготовить, просто залив кипятком. В 1971-м Момофуку придумал продавать лапшу в одноразовых чашках, что позволило «чудо-рамену» преодолеть границы. Так, в 2017 году, согласно данным World Instant Noodles Association (WINA), продажи «быстрой» лапши в мире достигли 100 млрд порций.

В Казахстан лапша быстрого приготовления пришла после развала СССР. Продукт был настолько дешёвым, что его могли позволить себе люди с самыми низкими доходами. Поэтому за ней закрепилось неблагозвучное название «бич-пакет». Тем не менее рынок лапши быстрого приготовления в Казахстане оказался привлекательным не только для продавцов, но и для производителей. За последнее время в эту отрасль пришло несколько инвесторов из Юго-Восточной Азии – и это несмотря на наличие местных предприятий. Forbes Kazakhstan решил узнать, в чём здесь секрет.

«Роллтон» из Капшагая

Простое, без изысков, прямо­угольное здание завода Mareven потерялось бы в степи под Капшагаем (Алматинская область), если бы не было окрашено в ярко-жёлтый цвет. Однако на полках магазинов можно без труда отыскать продукцию Mareven – это лапша быстрого приготовления под марками «Роллтон», Bigbon. Раньше этот продукт завозился в Казахстан, но с 2018 года инвесторы из вьетнамо-японского Mareven Food Holdings Ltd начали производить его внутри страны.

До Суан Хоанг, член совета директоров Mareven Food Holdings Ltd (здесь компания работает как «Маревен Фуд Тянь-Шань»), объясняет появление завода на нашей территории следующим образом:

- Mareven последовательно реализует стратегию роста, в которой экспансия играет ключевую роль. После России и Восточной Европы Центрально-Азиатский регион стал логичным продолжением этой стратегии. Растущий спрос, рост населения, близкие культурные традиции – это общие черты стран региона. Казахстан выделяется среди них стабильностью и более подготовлен для иностранных инвестиций. Сам Алматы географически выгодно расположен: фактически это середина одного из самых древних торговых направлений в мире – Великого шёлкового пути.

В строительство завода инвесторы вложили $50 млн, оснастив его высокотехнологичным оборудованием мировых лидеров пищевой индустрии из Германии, Швейцарии, Испании, Японии. По прогнозам, проект окупится через 10–12 лет.

- Вопрос скорости окупаемости, разумеется, очень важный для любого инвестиционного проекта. Но для нас в данном случае главная задача – это развитие категории и увеличение доли на целевых рынках в среднесрочной перспективе. Не секрет, что экономика стран ЦА переживает непростые времена, и в этих условиях не стоит рассчитывать на быстрый результат. Однако Mareven смотрит в будущее с оптимизмом и готов к долгой и кропотливой работе, – отмечает собеседник.

По данным той же World Instant Noodles Association, ёмкость рынка лапши быстрого приготовления в Казахстане в 2017 году оценивалась в 210 млн порций. По подсчётам ACNielsen, доля «Маревен Фуд Тянь-Шань» в этих «порциях» составляет более 50%.

Однако Mareven не намерен «зацикливаться» лишь на instant noodles и только на одной стране региона. По словам представителя компании, продукт играет важную, но не ключевую роль в их стратегии развития. Другие перспективные направления – бульоны, приправы, картофельное пюре, традиционные макаронные изделия.

«Маревен Фуд Тянь-Шань» уже сегодня экспортирует продукцию в Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан, на подходе Туркменистан. В планах – поставки в Монголию, Китай, Пакистан и Индию. В компании предполагают, что со временем 80% продукции, произведённой на казахстанском заводе, будет поставляться на экспорт. К слову, сейчас мощность первых четырёх установленных производственных линий составляет более 50 тыс. тонн, или 417 млн единиц готовой продукции в год.

В стоимостном выражении доля казахстанского сырья в продукции Mareven (ассортиментная линейка содержит 15 наименований) превышает 50%.

- Главный компонент – мука. Для производства макаронных изделий мы используем казахстанскую пшеницу превосходного качества. Основные поставщики – агропредприятия северных районов страны. Есть и другие компоненты, которые мы закупаем у локальных поставщиков. Но следует отметить, что продукция Mareven – высокотехнологичная, с особыми требованиями к сырью, поэтому пока часть компонентов приходится импортировать. Надеюсь, местные производители смогут быстро достичь необходимых показателей цена/качество и мы будем закупать больше компонентов внутри страны, – объясняет До Суан Хоанг.

Фото: Павел Михеев

Вопрос о том, как компания намерена развиваться на достаточно конкурентом рынке, показалось, только обрадовал собеседника. По его словам, Mareven делает ставку на качество, активно инвестирует в продвижение брендов в странах ЦА, что конвертируется в лидерские позиции на рынках.

- С запуском завода в Казахстане у нас появилась возможность обес­печивать более высокий уровень сервиса для партнёров и быстрее реагировать на спрос рынка с учётом местных вкусовых предпочтений, то есть быть ближе к нашим потребителям, что, несомненно, укрепит наши позиции. Мы всегда относимся позитивно к здоровой конкуренции, потому что этот процесс помогает нам усилить свои преимущества и создать прочную платформу для долгосрочного развития, – уверен До Суан Хоанг.

Лапша двойного назначения

Сингапурская транснациональная CG Corp Global (или CG Group), представленная в более чем 30 странах, планомерно расширяет своё присутствие на мировых рынках, включая наш регион. К настоящему времени компания полностью выкупила завод Lotus в Туркестанской области, чтобы производить там лапшу быстрого приготовления.

- В Центральной Азии нет лучшего места с точки зрения возможностей для бизнеса, чем Казахстан, – объясняет выбор локации Бриж Лодха, генеральный директор CG Foods Central Asia. – Юг страны был естественным выбором, так как с логистической точки зрения оттуда очень удобно обслуживать всю Центральную Азию помимо Казахстана, а именно Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Мы также смотрим на рынки Афганистана и северной части России.

Стоит отметить, что CG Group не стала строить завод с нуля, а вложила деньги в действующий Lotus. Связано это с тем, что CG Group достаточно поздно вышла на рынок ЦА, и, если бы начала возводить новый объект, это отодвинуло бы её появление в регионе ещё на два года.

- Поэтому, чтобы выиграть время, мы решили купить существующее производство и модернизировать его, – поясняет Бриж Лодха.

На первом этапе в модернизацию было вложено $3 млн, общий объём инвестиций, предположительно, составит $15 млн. Производство на обновлённом заводе должно начаться во втором квартале 2019 года.

CG Group будет выпускать здесь лапшу под своими флагманскими брендами Wai Wai и Express, а также продолжит производство продукции под местным брендом Kazan. В ассортименте будет 12 товарных позиций.

- Наша линейка Wai Wai уникальна, поскольку эту лапшу можно употреблять прямо из пакета в качестве закуски, а также варить с ней суп. Express и Kazan будут конкурировать с существующими брендами, и мы уверены, что сможем сделать наше присутствие на рынке постоянным за счёт взаимодействия с конечными потребителями через множество каналов коммуникаций, – убеждён собеседник.

На первом этапе компания планирует производить 400 тыс. упаковок лапши быстрого приготовления в день. Для сравнения: по данным 2015 года, CG Group ежегодно выпускала 2 млрд упаковок Wai Wai. При этом доля Wai Wai составляла 90% на рынке лапши быстрого приготовления Непала, а на глобальном – 2%. Продажи Wai Wai ежегодно приносили $300 млн выручки CG Group.

По словам Брижа Лодха, основные ингредиенты для производства их лапши – пшеничная мука, растительное масло, специи, натуральные пшеничные протеины, ароматизаторы и добавки.

- Более 80% используемого сырья является продукцией Казахстана, – заверяет он.

Своя «рубашка»

Алмаз Зарипов, генеральный директор ТОО «KazBrand», утверждает, что о выпуске лапши быстрого приготовления в Казахстане задумался ещё в 2008 году.

- Я очень давно в зерновом трейдинге. Занимался экспортом, производством и переработкой зерна. Но зерно – это сезонный продукт, с конца весны по август его продажа практически останавливается. Нужно было систематизировать бизнес, потому что производство должно работать постоянно. Кроме того, когда обладаешь операционными товарными активами, думаешь о том, как увеличить объёмы реализации. Я сделал вывод, что на рынке засилье импортных продуктов. Поэтому появилось намерение создать что-то своё. Это случилось в 2011 году, когда аким Астаны Имангали Тасмагамбетов обратился к бизнесменам с предложением открывать предприятия в специальной экономической зоне, – рассказывает Зарипов.

Его команда провела ряд исследований и выяснила, что на тот момент в Казахстане отсутствовало производство лапши быстрого приготовления, был традиционный импорт из Китая, позже зашли поставщики из Кореи и России.

- Чтобы начать развивать этот проект, я три года думал, – вспоминает Зарипов. – Хлебопредприятия мне были неинтересны: они требуют постоянного контроля. Поэтому было принято решение изготавливать лапшу быстрого приготовления: она в народе пользовалась спросом и производственная ниша как раз была свободна.

С конца 2008-го, когда появилась идея, по 2012-й, когда KazBrand заявил о начале реализации проекта, Зарипов искал поставщиков оборудования, изучал, как производят лапшу другие компании.

- Я столько лапши перепробовал за это время! Был в Китае на самых отсталых предприятиях и на самых прогрессивных, которые миллионы порций лапши выпускают. И постепенно идея сформировалась в нечто конкретное – мы решили запустить предприятие по производству продуктов питания, а не только лапши быстрого приготовления. Будем выпускать и специи, и соусы, и кондитерские изделия, и упаковочный материал, – рассказывает собеседник.

В марте 2017 года промышленный комплекс, который построили в СЭЗ Астаны и в который KazBrand инвестировал около 1 млрд тенге собственных и заёмных средств, начал выпускать лапшу.

- Мощность линии – до 6 млн порций в месяц. Но на производственную мощность мы не вышли: она оказалась слишком серьёзной для нашего рынка. Мы продаем 1 млн порций в месяц, а должны не менее 3–4 млн, чтобы предприятие было рентабельным. Причём нужного объёма продаж нет и у конкурентов, – говорит Зарипов.

По его словам, проблема, во-первых, в том, что из-за отсутствия таможенных границ государство не может контролировать импорт из России и завезённые продукты реализуются через ИП, которые платят налоги по минимуму. Таким образом, большим местным предприятиям, отчисляющим больше налогов, тяжело конкурировать по ценам с импортом.

- Во-вторых, – сетует бизнесмен, – нам мешает недобросовестная реклама, когда говорят, что лапша быстрого приготовления вредная. За всех сказать не могу, но у нас она не вреднее, чем обычные макароны. Ведь мы делаем лапшу из высококачественной муки мягких сортов пшеницы.

Тем не менее KazBrand продолжает готовиться к запуску следующих производственных линий.

- С лапшой быстрого приготовления мы занимаем небольшую долю рынка – хорошо присутствуем в Астане, «сидим» в Семее и Актау, а вот в Алматы нас совсем нет. Но мы хотим выйти на китайский рынок: считаем его наиболее перспективным в этом плане, тем более что они заказывают у нас муку и знают нас как поставщиков качественной продукции, – резюмирует Зарипов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить