Клуб победивших и находчивых

9042

Как избавить систему госзакупок Казахстана от коррупции

Фото: Андрей Лунин
Меруерт Махмутова.

Главной целью совершенствования системы госзакупок должно быть повышение эффективности государственных расходов. Такое мнение высказала в интервью Forbes Kazakhstan директор Центра анализа общественных проблем (Public Policy Research Center) Меруерт Махмутова.

– Меруерт Маутхановна, являясь представителем think tank, как вы можете оценить в целом систему государственных закупок в Казахстане?

– Несмотря на то что процедуры госзакупок и соответствующий закон неоднократно менялись, нельзя сказать, что процесс стал открытым и прозрачным. До сих пор система госзакупок не обеспечивает доступ более квалифицированных подрядчиков и не повышает доверия к процедурам закупок, нет равного доступа к госзакупкам для всех желающих, не защищены права каждого участника. Не секрет, что система госзакупок остается одной из самых коррумпированных сфер в стране.

На мой взгляд, угрозой для экономики Казахстана является не сама система государственных закупок, а исключения из нее. Главным вызовом представляется выведение ФНБ «Самрук-Казына» из системы госзакупок. В развитых странах государственные закупки дают 10–15% ВВП, в развивающихся – до 20%. У нас нет официальных данных, по которым можно было бы оценить долю госзакупок в ВВП РК. Это происходит оттого, что нет единой централизованной системы отчетности для обеспечения контроля фактических государственных расходов в процессе госзакупок. Обществу не предоставляется информация о завершенных проектах, чтобы можно было оценить их качество. По последним данным, «Самрук-Казына» дает 43% ВВП страны. То есть, оценочно, как минимум половина госзакупок (поскольку «Самрук-Казына» – государственный институт) выпадает из установленных процедур.

Кроме того, в Законе «О госзакупках» содержится длинный перечень того, что не подпадает под государственные закупки, и по этим почти 70 пунктам исключений есть вопросы. Например, по такому, как «приобретение товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с международными договорами, по перечню, утвержденному правительством, а также в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является Республика Казахстан». В перечне, на который ссылается закон, речь идет о создании на Байконуре ракетного комплекса «Байтерек», сотрудничестве в рамках СП «КазРосГаз», закупках для Казахстанско-Китайского трубопровода, «КазТранс­Ойла», Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Очевидно, что бюджеты там крутятся миллиардные, но процедуры госзакупок на них не распространяются.

– У кого, по вашему мнению, можно поучиться распределению государственного заказа? Есть ли такие позитивные примеры в мире?

– Несколько лет назад я входила в рабочую группу Transparency and Economic Efficiency Американской торгово-промышленной палаты, в рамках которой мы обсуждали лучшие практики госзакупок в мире. В качестве примера рассматривали Офис отчетности США (Government Accountability Office), работающий для конгресса, который не только осуществляет проверку расходов правительственных учреждений, но и предлагает изменения в действующие законы и принятие новых для повышения эффективности госрасходов. В ЕС, многих других странах существуют специальные омбудсманы. К числу лучших систем можно отнести те же европейские государства, Чили, Австралию, Сингапур, Гонконг и другие. Например, система госзакупок Сербии была признана лучшей, не оставляющей лазеек для коррупции. У них создана комиссия, которая гарантирует соблюдение прав как поставщика, так и организации, проводящей тендер.

Эти системы построены на электронной платформе, закупки осуществляются через интернет, и мы рекомендовали правительству Казахстана перенять данный опыт. Электронные закупки у нас внедрили, но у участников процесса по-прежнему возникает немало вопросов.

– Власти Казахстана, с их слов, постоянно ведут работу по совершенствованию госзакупок. Минфин продвигает идею полностью анонимных тендеров. Будет ли такое нововведение эффективным?

– Недавно знакомилась с документами одного госоргана по обучению сотрудников, включая проведение тендера на повышение квалификации. Меня заинтересовала техническая спецификация, в которой было требование к поставщику – обучение одновременно не менее 500 и тестирование не менее 2000 человек, и это притом что в самом ведомстве работает 43 человека. О чем это говорит? Тендер подогнан под конкретного поставщика, который соответствует данным условиям. То есть через техническую спецификацию можно отсечь нежелательных участников: поставить такие требования, под которые будет подходить только тот поставщик, который нужен. При этом тендер может быть анонимным. Уместно ли говорить в таком случае о прозрачности процесса?

– Какие меры, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы дать потенциальным поставщикам больше информации о тендерах?

– Расскажу о той сфере, которая интересна мне с профессиональной точки зрения. У каждого министерства есть бюджеты на исследования. Я не раз предлагала, чтобы все доклады по результатам исследований, которые заказывают государственные органы, были доступны на одном портале, так как сами министерства не размещают их на своих сайтах. Во-первых, они нужны для ссылок при работе. Во-вторых, любой желающий сможет ознакомиться и оценить их качество. В-третьих, это бы являлось наглядным свидетельством эффективности бюджетных расходов. В итоге столкнулась с тем, что госорганы отказывались предоставить их по запросу, ссылаясь на то, что заказывали работу только для себя. Потом уже, когда я находила эти исследования по другим каналам, понимала, что такое нежелание объяснялось только невысоким качеством.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить