Рулят только мамы: как в Казахстане создали стартап по развозке детей

Молодую компанию уже оценивают минимум в $2 млн

ФОТО: © Санжар Нукасов

Стартап UvU вышел на рынок в начале 2021 года. Вспоминая то время, сооснователи проекта Мадияр Толеугали, Муса Сексенбаев и Бахыт Назиров смеются, что менее подходящие условия для запуска нового проекта в целом и сервиса по развозке детей в частности трудно было придумать. Из-за пандемии уроки проходили в режиме онлайн, а значит, у родителей отпала необходимость в развозке. Тем не менее уже в конце мая интерес к проекту проявили ведущий казахстанский венчурный инвестор Мурат Абдрахманов и венчурный фонд MOST Ventures Fund. В сентябре было объявлено о закрытии сделки: UvU привлек pre-seed инвестиции в размере $300 тыс. при оценке от $2 до $4 млн. Участниками сделки стали также опытные инвесторы Адиль Нургожин, Ануар Сейфуллин и синдикат инвесторов клуба UMAY Angels Club.

Ценить свое время

Родители, чьи дети посещают расположенные далеко от дома школы, кружки или спортивные секции, всегда переживают по поводу того, сможет ли ребенок самостоятельно, без происшествий добраться на занятия или на тренировку и вернуться домой, если по каким-то причинам не смогут сопровождать его. 26-летний Сексенбаев столкнулся с этой проблемой на собственном опыте, когда основал в Нур-Султане футбольную академию «Финт». После того как родители воспитанников начали сетовать на сложности, связанные с необходимостью возить детей на тренировки, предприниматель начал искать компании, занимающиеся развозкой, но не нашел ни одной, которая была бы готова сотрудничать со спортивной секцией. Тогда он взялся за дело сам и нанял водителя с минивэном. «Со временем машин прибавилось, а мы стали одной из крупных футбольных школ столицы: на момент продажи академии в январе 2021 года у нас занимались 350 детей, 70–75% из которых пользовались услугами развозки. Если бы мы не обеспечили такую возможность, ребята, скорее всего, были бы вынуждены бросить занятия. С другой стороны, для нас развозка оказалась конкурентным преимуществом перед другими футбольными школами», – рассказывает Муса.

Своими наблюдениями он поделился со школьным другом Мадияром Толеугали: в свое время тот писал дипломную работу, посвященную рациональному распределению спроса и предложения на рынке такси, и был, что называется, в теме. Выпускник МГУ, сотрудник KPMG в Центральной Азии, Мадияр к тому времени хотел уйти из корпоративного сектора, чтобы открыть свое дело. Заинтересовавшись идеей, он взялся за изучение вопроса и выяснил, что в мире школу и внешкольные занятия ежедневно посещает 1 млрд детей. При этом 50% из них привозят и забирают родители, 20% пользуются общественным транспортом или услугами школьных автобусов, 30% добираются пешком. Отправлять детей на такси дорого, плюс родители, как правило, не рискуют это делать, а в некоторых странах такое и вовсе запрещено законом. Если учесть, что поездка в один конец занимает в среднем 20 минут, то мамы и папы тратят на развозку огромное количество времени.

«Существует мнение, что, отвозя ребенка в школу, родители получают возможность побыть с ним лишних полчаса и это хорошо. Но чаще всего это время бесполезно: невыспавшиеся родители нервничают в пробках, дети сидят, уткнувшись в телефон, или спят. Многие родители ищут школу рядом с домом или покупают жилье в непосредственной близости от хорошей школы, чтобы ребенок мог ходить туда пешком, но здесь возникает проблема погодных условий. В Нур-Султане зимы не располагают к пешим прогулкам. Поездка на школьном автобусе или общественном транспорте занимает много времени, дети устают, еще не доехав до школы. Задача нашего стартапа – предложить решение для занятых родителей, которые ценят свое время. Статистика свидетельствует, что услугами развозки, если таковые предоставляет школа или секция, пользуются 70–80% семей», – поясняет 25-летний Мадияр.

К команде стартапа присоединились 25-летний Бахыт Нази­ров, выпускник алматинской РФМШ и Назарбаев Университета, а также – в дистанционном формате из Лондона – 27-летний Муаммар аль-Шедиват, с которым Мадияр познакомился в Москве. К тому времени у выпускника мехмата МГУ за плечами был опыт работы в «Яндекс», лондонском офисе Facebook, а в настоящее время Муаммар совмещает должность СТО UvU с работой в Twitter.

«Мы запустились как проект GoKid, а затем на протяжении полугода раз в месяц устраивали мозговые штурмы, на которых обсуждали окончательное название, которое было бы оригинальным, несло в себе определенную энергетику и неразрывно ассоциировалось с нашей компанией. В конечном итоге остановились на UvU, решив, что это слово соответствует всем требованиям, к тому же произнести его может любой ребенок», – объясняет Бахыт.

Принцип взаимопомощи

Сервис UvU представляет собой умную систему безопасных и доступных по цене совместных поездок для детей. Партнеры проекта – мамы-водители, готовые помочь другим семьям организовать развозку, основываясь на принципах сотрудничества и взаимопомощи: сегодня ты отвозишь группу детей на уроки или занятия в спортивной секции, а завтра твой ребенок в составе такой же группы едет в школу на машине другой мамы. По словам Мадияра, групповые поездки решают несколько проблем, в частности, помогая родителям сэкономить время, разгрузить пробки, которые образуются на дорогах рядом со школами в часы пик, наконец, взрослые могут быть уверены, что ребенок приедет на занятия вовремя и без неожиданностей.

«Некоторые не совсем понимают, зачем в принципе нужен наш проект, ведь несколько семей, живущих в одном ЖК или неподалеку друг от друга, и без посредников могут договориться по очереди возить детей в школу. На самом деле наша задача – выстраивание коммуникаций и логистики. Мы помогаем построить удобные маршруты, отследить, где в определенный момент времени находится машина. Словом, делаем так, чтобы родителям было удобно договориться между собой, соблюдать договоренности и получать за свои деньги стабильно качественную услугу», – объясняет Мадияр.

Мадияр Толеугали, Муса Сексенбаев и Бахыт Назиров
ФОТО: © Андрей Лунин
Мадияр Толеугали, Муса Сексенбаев и Бахыт Назиров

За помощь с развозкой родители, партнеры UvU, могут рассчитывать на ответную услугу: подвез до школы одного ребенка – получи одну поездку для своего сына или дочери, за двоих детей – две и т. д. Для тех, кто пользуется сервисом не по принципу «услуга за услугу», а на платной основе, расценки достаточно демократичные. Принцип совместных поездок, рассказывают собеседники, позволяет устанавливать цены примерно в 1,5 раза ниже, чем у сервисов такси, даже в часы пиковой нагрузки – утром, в 14:00 и в 19:00. Что касается водителей, то за счет полной загрузки машины при совместных поездках они могут заработать больше, чем в службе такси.

В качестве партнеров-водителей в настоящее время с UvU работают исключительно женщины – всего более 200 мам. Основатели проекта объясняют гендерный перекос двумя причинами. Во-первых, в школу и на внешкольные занятия детей, как правило, собирают мамы, которые доверят заботу о своем ребенке скорее такой же маме, как они. Во-вторых, статистика свидетельствует, что 80% родителей предпочтут, чтобы их ребенок путешествовал с женщиной-водителем: они в два раза реже попадают в серьезные ДТП, более осторожны на дороге, не проявят небрежности, не останутся равнодушными по отношению к ребенку, если в дороге произойдет форс-мажорная ситуация. «При этом мы уверены, что есть много классных пап, в полной мере соответствующих этим требованиям. Многие из них хотят работать с нами, и, возможно, мы начнем подключать их к проекту», – говорит Муса.

Первых партнеров проекта основатели UvU набирали посредством таргетированной рекламы в соцсетях. Основное требование к мамам-водителям – наличие как минимум семилетнего стажа вождения и автомобиля не старше 2015 года. Выстроенная система отбора и проверки по базе одного из партнеров позволяет проверить историю поездок, отследить случаи нарушения ПДД. Кроме того, претенденты проходят тестирование, а прошедшие отбор – инструктаж по работе с программой. В планах разработка курсов по оказанию первой помощи и психологической поддержки ребенку, если тот окажется чем-то расстроен.

По словам основателей, на первых порах довольно часто клиенты не понимали, что мама за рулем – это не личный водитель и она не может подстроиться под расписание отдельно взятого ребенка, дольше определенного времени ждать без риска опоздать на следующий вызов. (Время ожидания составляет семь минут, но если лимит исчерпан, за ребенком приедет другой водитель.) «Важно донести до пользователей, что за рулем машины, которая везет их ребенка, такой же родитель, который хочет помочь. Они в свою очередь могут помочь другим людям», – отмечает Мадияр.

Поддержать и заработать

Для большинства мам за рулем работа в UvU не единственный и не основной источник дохода, хотя возможны варианты: некоторые работают по 10 часов в день и зарабатывают до 600 тыс. тенге в месяц. Параллельно зарабатывает UvU, получая доход с комиссии, которая составляет до 20% от заработка водителя. В свою очередь мамам-партнерам доступны служба заботы о водителях и услуги партнерской экосистемы, в которую входят салоны красоты, автомойки, СТО, шиномонтаж, будет заключено соглашение о сотрудничестве с одной из АЗС. При возникновении неполадок диспетчеры позаботятся о том, чтобы вызвать эвакуатор, помочь «прикурить» автомобиль, договориться о ремонте.

Услуги UvU ориентированы на детей в возрасте от 7 до 16 лет. В структуре поездок 80% приходится на школу, 20% – на кружки и секции. Кажется, что вторых не так много, но именно поездки на внешкольные занятия позволили стартапу удержаться на плаву сначала в период карантина и онлайн-обучения, а затем в период летних каникул. В сентябре школы начали работать в обычном режиме, и на UvU обрушился вал заявок. Основатели стартапа впервые столкнулись с проблемой нехватки машин: некоторые постоянные водители временно выбыли из строя из-за болезни, а спрос значительно превысил предложение, к чему не были готовы ни мамы за рулем, ни члены команды. Частично снизить остроту проблемы помогло введение тарифа «До работы», рассчитанного на пиковые утренние часы, с 7:00 до 9:00. Занимаясь развозкой по два часа в день, мамы могут зарабатывать 60–70 тыс. тенге в месяц.

За период существования UvU практически каждый из основателей вкладывал в развитие стартапа собственные средства. Привлеченные от Мурата Абдрахманова и MOST Ventures Fund инвестиции планируется направить на операционные и маркетинговые расходы в соотношении 70% на 30%. «Нашу команду отличает гибкий подход. На первых порах львиная доля затрат уходила на маркетинг, теперь пришло время сделать акцент на команде разработчиков, операционной команде. Мы используем около 20 сторонних IT-сервисов, за каждый из которых нужно платить, при этом не забывая о развитии своего продукта», – замечает Бахыт.

В начале осени UvU начал работать в Алматы, пока в ограниченном режиме. К лету следующего года планируется довести общее количество завершенных поездок в двух городах с нынешних 30 тыс. до 1 млн. По словам Мадияра, стартап не рассматривает возможность масштабирования посредством франшизы. На первых порах акцент будет сделан на обеспечении высокого качества обслуживания для клиентов в Нур-Султане и Алматы и только после этого будет планироваться расширение бизнеса, причем не обязательно в пределах Казахстана. Проект изначально задумывался для международных рынков, но решение о том, с какой именно страны начать масштабирование, основатели UvU примут зимой. «Анализ рынков разных стран, от ОАЭ до Молдовы, показывает, что проблема развозки детей школьного возраста актуальна везде, и мы видим свою задачу в том, чтобы помочь родителям решить ее», – говорит Мадияр.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
19990 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить