База для киборгов: как стартап из Казахстана заинтересовал американцев

32350

CyborgBase работает в социально-предпринимательский сфере

Мади Жакыпов
Мади Жакыпов
Фото: © Нуржан Махмудов

Встретить человека с ампутированной конечностью на улице можно не так часто, между тем число таких людей на планете огромно. Ежегодно, по данным американского медицинского ресурса MedEast, происходит более 1 млн ампутаций, каждые 30 секунд проводится как минимум одна такая операция. В Казахстане, по официальным данным, в год выполняется почти 6 тыс. ампутаций. Причины разные: от тяжелых заболеваний до производственных травм. По словам 36-летнего предпринимателя Мади Жакыпова, людей с ампутацией редко можно увидеть не только из-за неразвитой соответствующей инфраструктуры, но и потому, что в Казахстане люди с инвалидностью не имеют широкого доступа к технологиям – современным протезам, имплантатам и экзоскелетам. При этом во всем мире эта индустрия динамично развивается. По данным Custom Market Insights, только в 2022 году рынок технологий для инвалидов и пожилых людей был оценен в $51 млрд.

Жакыпов вынашивал идею своего стартапа CyborgBase, маркетплейса для людей с инвалидностью, почти 10 лет, пока наконец не решился ее реализовать в прошлом году. Несмотря на то, что есть такие крупные компании – производители протезов, как Sunrise Medical LLC, Starkey Hearing Technologie или GN ReSound, которые имеют свои дистрибьюторские сети, он уверен, что его проект способен открыть доступ к качественным протезам для массового потребителя. Более того, стартап уже привлек внимание американских инвесторов, а Жакыпов презентовал его на крупнейшей международной конференции TechCrunch Disrupt 2023, которая проходила 19–21 сентября в Сан-Франциско.

Как CyborgBase собирается улучшить жизнь людей с инвалидностью, насколько эффективна его бизнес-модель и почему основатель был вынужден переехать в США?

От сравнений до идеи

Хотя Мади Жакыпов родился в Алматы, большую часть жизни он провел в разъездах. Школу окончил в Астане, в 2005 году отправился по программе «Болашак» в Шанхайский университет финансов и экономики по специальности «управление бизнесом». В 2010-м, вернувшись на родину, пошел на госслужбу: хотел пойти по стопам отца, который в свое время был первым заместителем начальника канцелярии президента РК. Однако, поработав в разных структурах, молодой человек понял, что госслужба не годится, чтобы в полной мере реализовать его амбиции. Хотя интересные проекты были. Например, во время работы в Национальном инновационном фонде (НИФ) ему довелось поучаствовать в создании казахстанско-корейского центра технологического сотрудничества, нацеленного на трансфер технологий между двумя странами. Посещая Южную Корею, Жакыпов в том числе поразился, насколько страна продвинута по части инклюзивной инфраструктуры. «Например, я заметил повсюду тактильные дорожки для слепых. В Казахстане же их тогда практически не было. У нас таких людей просто предоставляют самим себе», – с горечью говорит он.

Жакыпов пытался заняться социальным предпринимательством, но мешала нехватка опыта. Так, он хотел открыть научно-развлекательный центр для детей, а также собирался привезти в Казахстан немецкую франшизу «Диалог в темноте» – это концептуальная выставка, позволяющая преодолеть общественные барьеры между видящими и незрячими людьми. Даже договорился с Национальным музеем в Астане, но в обоих случаях не смог найти нужных инвестиций. «Было лишь большое желание как минимум собрать всех депутатов и провести по этой темной комнате, чтобы они поняли, каково живется людям с ограниченными возможностями», – вспоминает собеседник.

С 2013 по 2019 год он пробовал себя в самом разном бизнесе: от специализированного магазина приданого для невест до продюсирования фильмов. Набивал, как говорит усмехаясь, предпринимательские «шишки». Параллельно основал благотворительный фонд для людей с инвалидностью «Альтаир» и медицинскую информационная систему «Авиценна». Но в итоге вернулся на госслужбу: пригласили на должность советника по привлечению инвестиций в акимат ЗКО. «В том числе потому, что мой отец там родился, воспринял это как некий долг», – поясняет Жакыпов. Ему хотелось привести в Уральск международные франшизы, такие как McDonald’s и Starbucks, но признается, что особо не преуспел. Тогда он вновь решил, что лучше ему заниматься бизнесом.

При этом Жакыпов не оставил идею создавать решения, которые помогут особенным людям жить комфортнее. Вернуться в социальное предпринимательство побудила и личная история. Сестре жены ампутировали ногу из-за болезни, пришлось собирать большую сумму на покупку качественного протеза – $50 тыс. «Я сказал себе тогда, что нужно создать такой проект, который мог бы помочь людям с ампутацией. Ведь их вполне можно интегрировать в нормальную жизнь. Я начал встречаться с такими людьми и убедился, что если предоставить им качественный протез, они полны решимости быть активными членами общества. Так я и пришел к идее платформы CyborgBase», – рассказывает собеседник.

Тестовый режим

CyborgBase – платформа, на которой собраны услуги по поиску протезов и экзоскелетов для людей с инвалидностью. Также важной функцией платформы является краудфандинг, то есть с ее помощью нуждающиеся могут собрать средства на покупку. Весь прошлый год Жакыпов с небольшой командой программистов работал над созданием минимального жизнеспособного продукта (MVP), а также думал над бизнес-моделью. Ведь, несмотря на то что бизнес социальный, он должен зарабатывать и иметь стратегию роста. Формально платформа была запущена в феврале прошлого года, однако, признается основатель, иначе как тестовым текущий режим назвать нельзя.

Принцип работы платформы прост: нуждающийся в протезе заходит на сайт CyborgBase, регистрируется и описывает свою историю, подкрепляя ее документами, справками, фотографиями. После чего администраторы сайта создают его профиль, на который «подвязывают» функцию сбора средств. Когда у человека уже есть достаточная сумма, он может подобрать и приобрести протез или экзоскелет через маркетплейс. Можно также найти нужного врача-протезиста поблизости и получить онлайн-консультацию. «Платформа формирует у людей с ампутацией отношение к протезам как просто к запчастям от собственного тела. Она дает им возможность больше самим узнать о протезах, сравнить цены и функционал. Ведь лучше быть киборгом, чем инвалидом», – говорит Жакыпов.

Основные направления монетизации проекта: транзакционная комиссия маркетплейса, функция подписки для производителей ассистивных технологий и других устройств, которые расширяют возможности людей с инвалидностью, а также реклама. На создание платформы, по словам предпринимателя, ушло более $40 тыс. собственных средств. Он признается, что в ходе работы над проектом некоторые сотрудники без объяснения причин уходили из команды. Вероятно, предполагает Жакыпов, люди не особо верят в перспективы социального бизнеса в Казахстане. Что не лишено оснований. Встречаясь с местными инвесторами, он не раз сталкивался с настороженным отношением и слабой заинтересованностью. «Во-первых, они сразу спрашивают, как скоро смогут вернуть инвестиции и заработать. Во-вторых, в целом среди казахстанцев не распространена культура добровольных пожертвований», – констатирует стартапер.

Другое отношение

Летом прошлого года Жакыпов прочитал на одном из сайтов, что в США ежегодно просто выбрасывается порядка 300 тыс. протезов. Дело в том, что американцы благодаря медстраховке имеют возможность менять их раз в три года. «У меня загорелись глаза – ведь это такое большое количество приспособлений, которые могут дать людям новую жизнь!» – вспоминает он.

Фото: © Нуржан Махмудов

В мае этого года, окончательно убедившись, что его бизнес-модель плохо работает в Казахстане, а в Америке индустрия растет, предприниматель переехал в город Пало-Альто (Калифорния). Ведь где, как не в самом сердце Кремниевой долины, развивать стартап, решил он. «За это время я успел договориться с некоммерческой организацией Penta Medical Recycling со штаб-квартирой в Нью-Йорке, которая работает с б/у протезами. Они согласились стать нашими партнерами, и мы за этот год уже помогли двум казахстанцам получить протезы – совершенно бесплатно! Еще 10 соотечественников сейчас стоят в очереди на получение», – рассказывает Жакыпов. По его словам, американские инвесторы, предприниматели и врачи, услышав о проекте, сразу с воодушевлением говорили о том, что он может помочь многим людям по всему миру. CyborgBase смог привлечь ангельские инвестиции в размере $100 тыс., также до конца года планирует закрыть новый раунд в $500 тыс.

Жакыпов отмечает, что ежегодно в мире как минимум 1 млн человек теряет конечность. Основными причинами ампутации являются диабет и венозные заболевания, травмы и онкология. Также имеется глобальный дефицит в протезистах, порядка 80 тысяч специалистов. Сегодня в мире около 100 млн человек нуждается в протезировании, при этом 9 из 10 не могут позволить себе протезы из-за дороговизны. Стоимость протезов варьируется от $5 тыс. до $10 тыс. «Мы можем помочь снизить эту цену за счет б/у протезов, которые собираем и отправляем в такие страны, как Казахстан, Украина и даже Танзания. Всего сейчас 80 пользователей ожидают на CyborgBase свой протез», – говорит он. Отчасти ожидание связано с тем, что в НКО не всегда соблюдаются нужные протоколы, поскольку в этих организациях не работают протезисты. «Мы помогаем им соблюдать необходимые правила при работе с протезами. Я уже сам почти стал протезистом, каждый день начинается с чтения разных историй, общения с людьми, которые пережили потерю конечностей и ежедневно проживают свой непростой жизненный путь. Я подписан на все сообщества людей с ампутацией в штате», – смеется предприниматель.

Жакыпов считает, что сделал правильный выбор, переехав в США, где нетворкинг позволяет ему искать новых партнеров и строить Disability Tech, стартап с рынком 13 триллионов долларов США. К примеру, он познакомился с руководством Управления по делам ветеранов Америки, а также заключил партнерские отношения с крупнейшими производителями протезов и технологий для инвалидов. Инвестиции в развитие, а также новые контакты приближают полномасштабный запуск CyborgBase, который намечен на лето следующего года. При этом, признается собеседник, пока проект не зарабатывает. «Веду переговоры с производителями прорывных устройств для инвалидов, чтобы они продавали продукцию через CyborgBase. Одна из таких технологий – это управление гаджетами и компьютером с помощью языка для людей, которые практически полностью парализованы», – добавляет он.

На пути к «единорогу»

В первый год, прогнозирует Жакыпов, оценка стартапа достигнет по меньшей мере $5 млн. Проект будет в первую очередь ориентирован на рынок Северной Америки, а после пойдет в мир, попутно помогая нуждающимся людям из развивающихся стран. «Наши конкуренты по маркетплейсу имеют годовую выручку от $35–50 млн. Мы планируем стать «единорогом» в течение трех-четырех лет», – амбициозен собеседник.

Управляющий партнер казахстанского Most Ventures Мират Ахметсадыков, отвечая на вопрос Forbes о перспективах таких проектов в Казахстане, подтверждает, что найти инвестиции на подобные инициативы практически невозможно. Он считает решение Жакыпова развиваться в США логичным. Тем более что 20–21 сентября CyborgBase был представлен на крупнейшей конференции стартапов TechCrunch Disrupt. У проекта даже был свой стенд в зоне Silk Road Innovation Hub. Кстати, в этом TechCrunch участвовал также Досжан Жусупов, основатель нашумевшего медицинского стартапа Cerebra, о котором писал Forbes Kazakhstan. «Я с ним (Мади Жакыповым. – Прим. ред.) был на нескольких мероприятиях, он очень упорно, с большим терпением продвигает свой стартап в США», – говорит Жусупов.

«В феврале, когда мы только запустили платформу, я смотрел сериал «Кремниевая долина». Тогда я сказал себе, что однажды и сам смогу выступить на TechCrunch. И вот этот день уже настал! Причем так совпало, что я выступал на свой день рождения! Но самое удивительное – мне удалось тут же познакомиться с disability entrepreneurs – предпринимателями, которые развивают технологии для людей с инвалидностью», – рассказывает Жакыпов.

По его словам, долгосрочная стратегия CyborgBase заключается в том, чтобы охватить как можно большее число людей с разными потребностями. И вернуть в нормальную жизнь не менее 8 млн человек. «Только в США 2,4 млн человек нуждаются в протезах», – замечает стартапер. Он уверен, что проект сможет стать активной частью рынка Disability Tech, включающего продукты и услуги, которые улучшают качество жизни людей с ограниченными возможностями. «Это вспомогательные технологии, которые повышают доступность пространств, впечатлений и повседневной деятельности. Адаптивные технологии, являющиеся разновидностью ассистивных, модифицируют существующие продукты для использования инвалидами. Инклюзивные технологии, продукты и услуги, которые улучшают доступность систем – например, образования, трудоустройства, развлечений. Это растущий рынок: в 2022 году компании Disability Tech привлекли более $4 млрд инвестиций на ранних стадиях и были оценены в общей сложности в $25 млрд», – резюмирует предприниматель.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить