88% перевозок Китай – Европа – Китай в 2019 году прошли через Казахстан

О транспортно-логистическом потенциале Мангистауской области рассказывает глава региона Серикбай Трумов

Порт Актау
ФОТО: portaktau.kz
Порт Актау

О выгодном географическом положении Казахстана сказано немало. И это подтверждается реальными цифрами. Как сообщалось в ходе рабочей поездки членов комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сената парламента в порты Актау и Курык,  по итогам прошлого года доля перевозок, которые прошли по территории нашей страны в направлении Китай – Европа – Китай, составила 88% (годом ранее 77%). Такого роста удается достигать в том числе благодаря возможностям морской инфраструктуры, расположенной в Мангистауской области.  

Актау по праву называют западной транспортно-логистистической столицей Казахстана. И роль города в развитии перевозок трудно переоценить. Этому способствуют международный аэропорт Актау, Актауский морской торговый порт, морской порт Баутино, порт Курык, Актауский морской северный терминал. В Актау нет железнодорожного вокзала, однако линия железной дороги заходит непосредственно в порт Курык, что сказывается на привлекательности и потенциале порта для клиентов из других стран. Курык особенно выгоден для сотрудничества еще и потому, что путь до него короче на 4 часа, чем до Актау.

- В порт Курык прибывают грузы из Ирана, Азербайджана, Турции, Румынии, Грузии. Для развития транзитного потенциала Казахстана ведутся работы по созданию экономически привлекательного маршрута. Как ранее было установлено, в 2020 грузооборот порта Курык должен составить 2 млн тонн. И такие возможности у нас есть. Главное – показать свою конкурентоспособность на международном уровне и доказать целесообразность перевозок через Казахстан, – говорит аким Мангистауской области Серикбай Трумов.

Пока у страны нет собственных паромов, и это создает трудности. Однако новая программа развития инфраструктуры на 2023 предусматривает возможность их строительства. Кроме того, будет реализован проект по судостроению в Курыке.

Стратегическое значение для Казахстана имеет Актауский морской торговый порт, находящийся на перекрестке сразу нескольких транспортных хабов. В 2019-м порт принял более 3,5 млн тонн грузов, на 39 тыс. тонн меньше, чем годом ранее (снижение на 1,1%). Уменьшение наблюдается по зерну из-за санкций США в адрес Ирана, поскольку эта страна является одним из основным покупателей казахстанского продукта. А вот показатели перевезенных нефти и нефтепродуктов, напротив, выросли.

Серикбай Трумов
Серикбай Трумов

Увеличились показатели обработанных в порту Актау контейнеров почти в 6 раз – до 13,3 ДФЭ. Этому поспособствовал запуск фидерных перевозок из Актау в Алят (Азербайджан).

Как отмечает глава региона, в Актау сейчас переориентированы и новые виды грузов: полипропилен, калийные удобрения, техника, медь, строительные материалы. Причем клиентам предоставляют скидки, если они перевозят гарантированный объем.

Росту показателей перевозок в направлении Китай – Европа, несомненно, способствуют казахстанские тарифы железной дороги, которые в 2-3 раза ниже российских. Кроме того, почти 90% грузов перевозится ниже себестоимости (кроме транзитных сообщений).

В целом, как отметил Серикбай Трумов, по итогам 2019 грузовые перевозки по морю составили 5,8 млн тонн, при этом через порт Курык – 1,3 млн тонн, порт Актау – 3,5 млн тонн, Актауский северный терминал – 1 млн тонн. Кроме того, с помощью железнодорожного транспорта перевезено 3,8 млн тонн грузов.

- Для увеличения мощностей портов и наращивания объемов грузоперевозок необходимо создание качественной дорожно-транспортной системы. Поэтому важное значение мы уделяем ремонту автомобильных дорог, – объясняет глава региона.

Автодорожные преобразования

Что касается автомобильных дорог в регионе, то их общая протяженность составляет почти 3 тыс. км, из которых 1 049 км – республиканского значения, 1 028,7 – областного и 900 км – районного.

Рассказывая о предпринимаемых мерах для повышения качества дорог, глава региона Серикбай Трумов отметил, что по итогам 2019 грузооборот всех видов автомобильного транспорта вырос на 100%, составив 8,5 млрд тонн. Такому росту способствует повышение качества инфраструктуры в регионе.

В рамках программы «Нұрлы жол» завершена реконструкция дорог республиканского значения общей протяженностью 158 км.

- Это 85 километров трассы Бейнеу – Акжигит – граница Узбекистана и 73 километра дороги Жетыбай – Жанаозен. Также реконструируется порядка 126 километров на дороге Земля Жынгылды – Шайыр – Шеркала и ведутся работы второго этапа на дороге «Атажолы», – отметил Серикбай Трумов.

В 2019 завершены работы по четырем важным направлениям общей протяженностью 150 км и стоимостью более 9,95 млрд тенге. Самый дорогостоящий из проектов – реконструкция дороги от Курыка до порта Курык протяженностью 22 км и стоимостью 8,2 млрд тенге. По остальным трем проектам предусмотрен средний ремонт.

Завершить реконструкцию еще 8 автомобильных дорог протяженностью 275,4 км власти Мангистауской области планируют в этом году. Также будет продолжена работа еще по 6 проектам протяженностью 60 км.

Уделяется внимание и улучшению качества дорог районного значения для повышения качества жизни сельчан: на 24,3 км проведен средний ремонт, на 7,5 км построена новая дорога. В этом году запланировано строительство дорог протяженностью 44,4 км стоимостью 4 млрд тенге и средний ремонт 52,2 км дорог.

- Также в этом году мы хотим решить вопрос ремонта дороги Курык – Жетыбай протяженностью 64 км. Жители постоянно поднимают эту проблему. Мы занимаемся поиском финансирования, – объяснил аким Мангистауской области.

***

Во всем мире сейчас наблюдается спад деловой активности по общеизвестной причине. Однако, как только пандемия закончится, наибольший объем работы придется именно на сферу грузоперевозок ввиду отложенного спроса. И Казахстану важно не потерять завоеванную нишу в этой отрасли, а необходимые транспортно-логистические возможности для этого в стране имеются.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4700 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
9 июля родились
Галим Хусаинов
председатель правления АО «БанкЦентрКредит»
Даулетхан Килыбаев
главный директор по инвестициям Al Falah Capital Partners
Айдын Кульсеитов
заведующий отделом стратегического планирования администрации президента РК
Ричард Эванс
бывший независимый директор АО «Самрук-Қазына»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить