Fitch Ratings опубликовало долгосрочные рейтинги дефолта эмитента для города Алматы

2663

Fitch Ratings-Москва-13 сентября 2019 г. Fitch Ratings опубликовало долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») города Алматы, Казахстан, в иностранной и национальной валюте «BBB» со «Стабильным» прогнозом.

Алматы является крупнейшим городом в Казахстане с численностью населения 1,8 млн. жителей на 2018 г. (10% от населения страны) и бывшей столицей страны. На Алматы приходится около 20% ВВП Казахстана, что делает город важным экономическим и финансовым центром Казахстана. Бюджет Алматы ведется на основе кассового метода и составляется на трехлетний период. Город может выпускать облигации на внутреннем рынке капитала, но не имеет права привлекать банковские заимствования и предоставлять гарантии.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Рейтинги отражают следующие рейтинговые факторы и их относительный вес:

Высокий вес

Устойчивость доходов: оценка «средний уровень»

Алматы является крупнейшим экономическим центром страны, что обеспечивает диверсифицированную и стабильную налоговую базу и делает Алматы нетто-донором национальной бюджетной системы. Ввиду высокого налогового потенциала Алматы является одним из немногих субнациональных образований, на которые распространяется обязательное требование по изъятиям в государственный бюджет.

В структуре доходов города преобладают налоги, ставки по которым устанавливаются централизованно: на их долю приходилось 82% от всех доходов в 2018 г., что представляет собой увеличение доли налогов по сравнению со средним уровнем в 66% в 2014-2017 гг. Налоговые доходы не подвержены влиянию экономических циклов, и в их структуре преобладают поступления от налога на доходы физических лиц и социального налога, которые обеспечили 67% доходов города в 2018 г. Основная часть трансфертов, которые город получает из национального бюджета (Казахстан; «BBB»/прогноз «Стабильный»), имеет целевой характер и направляется на реализацию конкретных проектов.

Адаптивность доходов: оценка «более слабый уровень»

Местные органы власти в Казахстане не имеют права устанавливать ставки по налогам, поскольку все полномочия по установлению налоговых ставок и определению величины налоговых доходов, распределяемых между органами власти, сосредоточены у центрального правительства. В то же время город выплачивает трансферты в национальный бюджет в форме бюджетных изъятий, которые составляют около 20% от расходов города. В случае резкого уменьшения доходов у города размер бюджетных изъятий, вероятно, будет снижен, однако такое решение принимается центральным правительством. Отсутствие финансовой самостоятельности по определению налоговых ставок и неспособность увеличивать доходы в случае экономических спадов обусловливают оценку данного фактора «более слабый уровень».

Предсказуемость расходов: оценка «средний уровень»

Город исторически осуществляет хороший контроль над расходами, о чем свидетельствует динамика расходов на уровне, близком к динамике доходов, в течение последних пяти лет. Расходные обязательства города закреплены в национальном бюджетном законодательстве и аналогичны соответствующим обязательствам центрального правительства, но в меньшем масштабе. Город осуществляет расходы преимущественно в секторах, для которых характерна умеренная цикличность. Крупнейшей статьей являются расходы на образование (21% от всех расходов в 2018 г.) и жилищно-коммунальное хозяйство (20%). Городу не требуется осуществлять контрциклические меры, которые бы приводили к увеличению расходов на соцобеспечение в периоды спада.

Адаптивность расходов: оценка «более слабый уровень»

Fitch оценивает способность города сдерживать расходы в случае сокращения доходов как низкую, поскольку основная часть расходных обязательств носит обязательный характер. По мнению Fitch, высокая доля капрасходов не повышает гибкость города в плане расходов, поскольку в конечном итоге решения об инвестировании в определенные проекты/сектора принимаются центральным правительством. Способность по сокращению расходов также сдерживается низким уровнем расходов на душу населения в сравнении с международными сопоставимыми эмитентами.

Устойчивость долговых обязательств и ликвидности: оценка «средний уровень»

Оценка данного фактора «средний уровень» отражает умеренное регулирование национальной системы управления долгом и ликвидностью и развивающийся характер рынков долгового капитала в Казахстане. Национальное бюджетное законодательство устанавливает лимиты по годовому обслуживанию долга (в отношении основной суммы долга и процентов), размер которого не должен превышать 10% от доходов города за конкретный финансовый год. Государственный регулирующий орган устанавливает лимит по объему долга за конкретный год. Для Алматы лимит по долгу был установлен в размере 55,6 млрд. тенге на 2018 г., что соответствует 13% от операционных доходов.

Формами долга, доступными городу, являются субсидируемые бюджетные кредиты от центрального правительства, которые доминируют в структуре долгового портфеля города, и внутренние облигации. Местные органы власти в Казахстане не имеют права предоставлять гарантии, поэтому долг компаний госсектора является единственной формой условных обязательств для города. На начало 2019 г. лишь две муниципальные компании имели долг в ограниченных объемах, который обслуживался этими компаниями самостоятельно.

Гибкость долговых обязательств и ликвидности: оценка «более слабый уровень»

Государственный регулирующий орган устанавливает лимиты на размер остатков денежных средств, которые могут быть размещены на счетах в Национальном банке Республики Казахстан («НБРК»). Срок депозитов не может превышать одну неделю, а годовая процентная ставка установлена на уровне 0,25%. В 2018 г. город Алматы не размещал ликвидность на счетах в НБРК.

Размер имеющейся ликвидности у города на конец года колебался между 43,5 млрд. тенге в 2014 г. (10% от суммарных расходов) и минимальным уровнем в 14,5 млрд. тенге в 2018 г., поскольку город израсходовал существенную часть денежных средств на финансирование дефицита бюджета. Поскольку местные и региональные органы власти в Казахстане не имеют права привлекать заимствования от банков, город не может полагаться на банковские кредитные линии в качестве потенциального источника ликвидности.

Оценка устойчивости к долговой нагрузке: «aaa»

Fitch относит город Алматы к субнациональным образованиям типа B, поскольку город покрывает обслуживание долга за счет денежного потока на ежегодной основе. Согласно своему рейтинговому сценарию, Fitch ожидает, что обеспеченность долга операционным балансом (чистый скорректированный долг/операционный баланс) – первичный показатель устойчивости к долговой нагрузке – останется ниже пяти лет в течение рейтингового горизонта, что обуславливает оценку устойчивости города к долговой нагрузке «aaa». Вторичные показатели – фискальная долговая нагрузка (чистый скорректированный долг к операционным доходам) и фактический показатель покрытия обслуживания долга (операционный баланс/обслуживание долга, включая долг с короткими сроками до погашения) – также подкрепляют сильную оценку устойчивости к долговой нагрузке.

Согласно рейтинговому сценарию Fitch, обеспеченность долга операционным балансом составит менее 3x до 2023 г. Согласно рейтинговому сценарию, ожидается, что фискальная долговая нагрузка, которая в настоящее время является низкой (2018 г.: 16%), предположительно вырастет до 60% в 2019-2023 гг., поскольку мы включили в скорректированный долг Fitch крупные платежи по планируемому договору ГЧП на проект строительства линии легкорельсового трамвая. Но даже с учетом этого допущения фискальная долговая нагрузка соответствовала бы оценке «aa». Фактический показатель покрытия обслуживания долга останется сильным, на уровне существенно выше 4x в течение четырех лет в рамках нашего рейтингового сценария, что соответствует оценке «aaa».

КРАТКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Fitch оценивает кредитоспособность города Алматы на самостоятельной основе на уровне «bbb+», что отражает сочетание риск-профиля «более слабый уровень» (результат оценки трех ключевых риск-факторов «более слабый уровень» и трех – «средний уровень»), а также оценку устойчивости к долговой нагрузке «aaa». Оценка самостоятельной кредитоспособности города принимает во внимание сравнение с сопоставимыми международными эмитентами.

Fitch применяет корректировку вниз на один уровень с учетом асимметричного риска ввиду слабых практик у города в плане отчетности и прозрачности, которые отстают от международных стандартов. В результате РДЭ города находятся на одном уровне с суверенными рейтингами Казахстана «BBB». Краткосрочный РДЭ города «F2» отражает оценку устойчивости долговых обязательств и ликвидности «средний уровень» и показатель покрытия ликвидностью свыше 1,3x.

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

Ключевые допущения, использованные в базовом сценарии агентства для эмитента, включают следующее:

- Рост налоговых доходов на уровне номинального роста ВВП

- Сохранение неналоговых доходов на неизменном уровне в 2019-2023 гг.

- Рост трансфертов полученных на уровне инфляции в стране за предыдущий год

- Рост расходов (за исключением расходов на оплату труда) на уровне инфляции в стране за предыдущий год

- Рост расходов на оплату труда на уровне инфляции в стране за предыдущий год плюс 6 п.п., чтобы отразить исторический рост выше инфляции.

Ключевые допущения Fitch, использованные в рейтинговом сценарии агентства для эмитента, включают следующее:

- Стресс в отношении текущих трансфертов полученных: -8,6 п.п. в год в 2019-2023 гг., чтобы отразить историческую волатильность данного источника доходов

- Стресс в отношении операционных расходов: 1 п.п. в год в 2019-2023 гг., чтобы отразить потенциально более высокое инфляционное давление

- Капитализированные платежи города по проекту строительства линии легкорельсового трамвая в рамках ГЧП включены в скорректированный долг Fitch на 2019-2023 гг.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Переоценка риск-профиля (что является маловероятным в среднесрочной перспективе) или улучшение практик в плане отчетности и прозрачности в сочетании с сильной обеспеченностью долга операционным балансом на уровне менее 5x согласно рейтинговому сценарию Fitch может привести к позитивному рейтинговому действию, при условии что суверенный рейтинг также будет повышен.

Понижение суверенного рейтинга или ухудшение обеспеченности долга города операционным балансом до свыше 5x в соответствии с рейтинговым сценарием Fitch обусловило бы понижение рейтингов.

Город Алматы

Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента опубликован: «BBB», прогноз «Стабильный»

Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента опубликован: «F2»

Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте опубликован: «BBB», прогноз «Стабильный»

Долгосрочный рейтинг по национальной шкале опубликован: «AAA(kaz)», прогноз «Стабильный»

Долгосрочный приоритетный необеспеченный рейтинг опубликован: «ВВB».

Ссылка на отчеты Fitch Ratings

«Город Алматы - отчет о рейтинговом действии» (City of Almaty - Rating Action Report): https://www.fitchratings.com/site/re/10089293

«Город Алматы - навигатор экологических, социальных и управленческих факторов» (City of Almaty - ESG Navigator): https://www.fitchratings.com/site/re/10089296

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить