PK призывает к пятистороннему консенсусу в вопросе правового статуса Каспия

1077

Руководитель внешнеполитического ведомства Казахстана Ерлан Идрисов выступил на открытии 42-го заседания Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в Ашхабаде, сообщает пресс-служба МИД РК.

В будущем году казахстанская сторона, как организатор пятого Каспийского саммита, планирует созвать совещание министров иностранных дел прикаспийских государств для подведения предварительных итогов работы над текстом проекта Конвенции о правовом статусе Каспия и, соответственно, определения степени готовности к саммиту.

«Полагаю, что организация встречи министров станет актуальной не ранее второго квартала следующего года, когда полностью сформируется содержательное наполнение ее повестки дня», - отметил Е.Идрисов.

Глава МИД РК подчеркнул, что инициатива Президента Республики Казахстана Нурсултана Назарбаева, озвученная в ходе четвертого каспийского саммита в Астрахани, относительно необходимости подготовки Конвенции о правовом статусе Каспия к подписанию на следующем саммите в Казахстане была в целом поддержана всеми главами прикаспийских государств.

Результаты астраханской встречи заложили хорошую основу для ускоренного разрешения большинства несогласованных на сегодняшний день вопросов каспийской повестки дня. Так, Заявление президентов прикаспийских государств, принятое по итогам саммита, закрепило базовые принципы деятельности сторон на Каспии.

Кроме того, лидеры «каспийской пятерки» приняли общее решение по одному из главных элементов правового статуса Каспийского моря - разграничению морской акватории. В частности, была достигнута принципиальная договоренность относительно установления на Каспии зоны под суверенитетом шириной 15 морских миль и рыболовного пояса шириной 10 морских миль.

В рамках четвертого саммита также были подписаны межправительственные соглашения в области гидрометеорологии, сохранения и рационального использования биоресурсов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море.

Казахстан выполнил все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу упомянутых соглашений.

Также Е.Идрисов подробнее остановился на позиции Республики Казахстан по основным элементам правового режима Каспийского моря.

В ходе переговорного процесса Казахстан изначально придерживался компромиссного подхода, учитывающего интересы всех прибрежных стран. По этой причине позиция Казахстана по основным аспектам правового статуса Каспия, которая была распространена в качестве официального документа ООН в 1997 году, до настоящего времени остается последовательной и неизменной.

В этой связи, при принятии президентами решения по вопросу разграничения и режима каспийской акватории за основу был взят казахстанский подход о необходимости установления в Каспийском море территориальных вод, рыболовных зон и общего водного пространства.

С данным вопросом также тесно связана проблематика установления исходных линий, от которых отмеряется ширина соответствующих морских зон. Республика Казахстан полагает целесообразным при построении таких линий исходить из общепризнанной методики, основанной на Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а также учитывать имеющиеся договоренности прикаспийских государств по вопросу ширины территориальных вод.

В отношении разграничения дна Каспийского моря Казахстан придерживается позиции о том, что его необходимо разделить между прикаспийскими государствами на зоны, в пределах которых они будут обладать суверенными правами на ведение разведки и разработки природных ресурсов каспийского шельфа.

В этой связи, разграничение дна Каспия целесообразно осуществить в соответствии с существующей международной методикой и мировой практикой на основе договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных норм международного права. 
В настоящее время Казахстан заключил соответствующие двусторонние договоры по разделу дна с Россией, Азербайджаном и Туркменистаном, обеспечивающие международно-правовую базу для освоения нефтегазовых запасов северо-восточной части Каспия, создав, тем самым, привлекательный и стабильный инвестиционный климат. Таким образом, делимитация казахстанского сектора дна Каспийского моря практически завершена.

Со своей стороны, Казахстан призывает остальные прибрежные государства, не разграничившие свои участки дна, к положительному восприятию и использованию казахстанского опыта в ходе дальнейших переговоров по разделу каспийского шельфа.

Что касается порядка мореплавания, то Казахстан придерживается мнения о том, что необходимо установить различный правовой режим для судоходства в территориальных водах и за их пределами. В частности, в зоне под национальным суверенитетом предлагается установить единый режим для всех видов судов, за исключением военных кораблей, аналогичный праву мирного прохода в соответствии с основными положениями морского права. В отношении прохода военных кораблей через территориальные воды предполагается применить разрешительный порядок.

В водном пространстве за пределами территориальных вод Казахстан предлагает установить свободу мореплавания при условии соблюдения судами суверенных и исключительных прав прибрежных государств на недропользование и на промысел биологических ресурсов.

Касаясь вопросов прокладки трубопроводов и транзита, Е.Идрисов подчеркнул, что они относятся к разряду исключительно важных интересов каждого государства, поскольку от них напрямую зависит степень развития его экономики в целом, а также международных торгово-экономических отношений в частности.

Исходя из тех же соображений, Казахстан придерживается мнения о необходимости включения в текст Конвенции права внутриконтинентальных прикаспийских государств на свободу транзита всеми транспортными средствами и доступа к другим морям и Мировому океану, закрепленного в ряде универсальных международных договоров. В данном случае речь идет не только о судах, но и о других видах транспорта, в том числе и о трубопроводах.

Согласование упомянутых положений позволит придать значительный импульс развитию энергетической системы прикаспийских стран, расширить возможности поставок энергоресурсов на мировые рынки, реализовать имеющийся транзитный потенциал, а также в целом способствовать экономическому процветанию каспийского региона.

Анализ складывающейся геополитической ситуации в регионе Каспийского моря и мире в целом на фоне непростых современных экономических условий позволяет констатировать необходимость скорейшего завершения переговорного процесса и безотлагательного согласования всех элементов правового статуса Каспия.

«С учетом взаимопонимания, достигнутого президентами на астраханской встрече, относительно проведения пятого каспийского саммита в Казахстане в 2016 году, всем делегациям необходимо приложить максимум усилий для окончательного согласования проекта Конвенции. Поэтому на правах страны-организатора будущего саммита призываю всех участников переговоров в ходе нынешнего раунда и в дальнейшей работе проявлять максимальное стремление к пятистороннему консенсусу и поиску взаимовыгодных решений, удовлетворяющих интересам всех прикаспийских стран», - резюмировал министр иностранных дел РК, сообщает Казинформ.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
АЛЕКСАНДР ГЕРЧИК: $20 МЛН ЗА 25 ЛЕТ В ТРЕЙДИНГЕ Смотреть на Youtube