Как в Китае подделывают известные мировые достопримечательности. Часть 2
Другая строительная компания решила не размениваться на небольшие деревни и в 2007 году начала возводить у все того же города Ханчжоу целый Париж — 31 квадратный километр района Цяндучен, вдохновленный доходной застройкой барона Османа, скопированными из парков французской столицы фонтанами, Елисейскими полями и даже собственной Эйфелевой башней, правда, в три раза уменьшенной в сравнении с оригиналом, по информации Нашей планеты.
-
Это далеко не все импортированные из Европы в Китай города. Какие-то из них архитектурно получились достаточно удачными, другие больше напоминают китчевую подделку в духе Лас-Вегаса. Объединяет практически все эти примеры одно: они до сих пор являются, по сути, районами-призраками. На этих улицах сложно (особенно вечерами) встретить людей, окна в жилых домах не горят, задуманные на первых этажах магазины и рестораны пустуют или вовсе закрыты.
-
Основных причин этого две. Во-первых, редкая для Китая типология застройки, когда вместо безликих рядами стоящих друг за другом высоток возводились относительно малоэтажные дома, и их эксклюзивный (опять же для Китая) внешний вид предполагал, что жильцами подобных районов станут в первую очередь состоятельные китайцы. Стоимость жилого дома в «альпийском Гальштате» доходит до €600 тыс. (куда дороже, чем в милом сердцу оригинальном населенном пункте), в «голландском» городке Гаокао под Шанхаем относительно небольшая квартира в доме «под Амстердам» стоит около сотни тысяч долларов. Особняк в «шведском» Луодъяне может обойтись в $730 тыс.
-
Для абсолютного большинства китайцев это по-прежнему неподъемные суммы. Те же состоятельные жители страны, которые все же вкладывают средства в подобные проекты, рассматривают их в качестве долгосрочных инвестиций — домов или для пенсии, или для потенциальной спекуляции в будущем. Заселение «китайской Европы» осложняется еще и замкнутым кругом, в который она угодила. Люди отказываются переезжать туда из-за того, что там не работают магазины, развлекательные центры, рестораны, детские сады, а те, в свою очередь, не открываются из-за недостатка в районе клиентов.
-
Впрочем, масштабы пустующего жилья и коммерческой недвижимости в скопированных с Европы городах не идет ни в какое сравнение с количеством не нашедших пока в Китае потребителей домов «типовых потребительских качеств». По некоторым оценкам, сейчас в стране незаселенными остаются квартиры и дома, рассчитанные на проживание сотни миллионов человек. На этом фоне «элитным» городам будет куда легче найти свои несколько десятков тысяч жильцов.
-
Китайцы с удовольствием копируют и отдельные объекты. Одних Эйфелевых башен по всей стране построено с десяток, включая самую крупную в Цяндучене-Париже. В городе Чанша в центральном Китае владелец строительной компании Broad Construction возвел полноразмерную копию одной из египетских пирамид, которая должна была «символизировать его философию и идеи». Роль офиса корпорации выполняет расположенная по соседству реплика Букингемского дворца. -
Жесточайшему плагиату подвергаются даже современные здания. Многофункциональный комплекс Wangjing SOHO в Пекине, спроектированный Захой Хадид, еще не успели сдать в эксплуатацию, а в Чунцине у предгорий Тибета уже построили аналогичное сооружение, подозрительно напоминающее работу известного британского архитектора.
-
Некоторые исследователи китайского «копировального» феномена рассматривают его как свидетельство определенной внутренней неполноценности страны и ее жителей, унижающего их достоинство и еще не изжитого «низкопоклонства перед Западом». Однако, скорее всего, суть такого отношения к архитектурным заимствованиям в стране иная.
-
Бьянка Боскер, американская журналистка, посвятившая китайским «строительным подделкам» целую книгу, считает, что все дело в принципиально ином отношении жителей КНР к копированию. «На Западе копирование подразумевает отсутствие воображения. Но в Китае оно, наоборот, считается особой формой мастерства, — утверждает она. — Когда там появляется свой Париж, это не следует рассматривать как преклонение перед Францией. Наоборот, это торжество, прославление успеха Китая, ведь в их представлении повторение чего-либо означает доминирование над оригиналом, маргинализацию его авторов».
-
В 1990—2000-е китайская архитектура еще искала себя. На смену коммунистическому зодчеству, которым твердой рукой управляли партия и правительство, пришла творческая свобода со всеми издержками поиска нового пути. Копирование зарубежного опыта было одним из его этапов. Сейчас этот тренд идет на спад. В Китае все активнее работают известные мировые проектные компании, уже появились свои талантливые архитекторы, заказчики также стали куда лучше разбираться в модных, актуальных течениях на рынке. Неизбежным следствием этого, а также все растущей мощи страны станет и желание поражать мир своими, исключительно китайскими достижениями, а не мастерством подражания.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook