Что губит малый бизнес?

1588

За два с половиной месяца в России прекратили существование около 300 тысяч индивидуальных предпринимателей. В правительстве признают, что это произошло среди прочего и из-за двукратного роста страховых взносов с начала года, сообщает BBC.

С января 2013 года страховые взносы выросли с 17 тысяч до практически 36 тысяч рублей (555-1175 долларов). В департаменте минэкономразвития по развитию малого и среднего бизнеса и конкуренции посчитали, что число индивидуальных предпринимателей за минувшие два с половиной месяца сократилось на 7% (об этом директор департамента Наталья Ларионова сообщила агентству "Прайм").

 

Индивидуальный предприниматель Юрий Рудаков (одновременно возглавляющий аграрную секцию регионального отделения "Деловой России" в Красноярске) говорит, что, видимо, закроет свой бизнес по оказанию консультационных услуг бизнесменам после увеличения размера взносов. "Я получаю со своего бизнеса доход около 80 тысяч рублей в год, из них около 25% уходило на налоги, но если доход не увеличится, то это будет почти 40%", - рассказывает предприниматель.

Для 95% предпринимателей - это все же не критичные деньги, говорит Рудаков. В первую очередь сворачивают свое дело те предприниматели, у которых этот бизнес был не основной, "на всякий случай", а также те, чей годовой доход не превышал 100 тысяч рублей - владельцы ремонтных мастерских (ремонт обуви или одежды), мастерских по изготовлению ключей или фермеры.

В регионах число закрывающихся компаний больше, констатируют эксперты.

Не до взносов

Ремонт обуви в Оренбурге

По мнению Екатерины Сидоровой, генерального директора компании "Финотдел", специализирующейся на микрокредитовании малого бизнеса и индивидуальных предприятий, в регионах ИП стало меньше на 15%. Возможно, некоторые предприниматели перерегистрируют свою компанию, например, в "ООО", не исключает эксперт, но "это совсем другой уровень ведения бизнеса, другой уровень финансового учета в отличие от ИП, которые пользуются упрощенной формой налогообложения".

Скорее всего "формально предприятия закончат свое существование, но наверняка продолжат свою работу в рамках теневого сектора", - полагает Екатерина Сидорова.

Бизнес покрупнее роста страховых взносов не заметил, зато продолжает страдать из-за набивших оскомину проблем с бюрократизацией, дорогих кредитов, плохой инфраструктуры, несовершенных законов и прочих проблем, на которые он беспрестанно жаловался последние годы.

Но несмотря на существующие проблемы в России 25% работоспособного населения все же занимается предпринимательством, напоминает Александр Ивлев, управляющий партнер по России "Эрнст энд Янг", что составляет около 20% ВВП.



"Когда в нашей стране малый бизнес начнет давать 50-70% рабочих мест, я скажу, что мы сделали прорыв", - оговаривается Ивлев.


70 тысяч за 40 платьев

Когда Дарья получила свой первый крупный заказ на платья, ей надо было отправить их в Америку.

"Я все сделала вовремя, и звонила в компанию, которая осуществляет доставку, - рассказывает Дарья. - Тебя переводят с одного оператора на другого, и на пятом операторе ты оказываешься на таможне в "Шереметьево", где тебе отвечают, что для того, чтобы отправить эти 40 платьев, тебе надо только за подписание документов, которые у тебя и так есть, заплатить 70 тысяч рублей!"

"Это же безумие! Это даже не деньги за отправку, это деньги за оформление документов. Ты можешь и сам все сделать, но тогда твой груз будет стоять очень долго на таможне, а сотрудники тебе будут постоянно говорить, что у тебя что-то не так заполнено", - сетует Дарья.

Владелица магазина и ателье по пошиву платьев Дарья Померанцева говорит, что ей рост страховых взносов развиваться не мешает. Начать свое дело в России несложно, рассказывает Даша, но вместо того чтобы созидать, надо тратить время на борьбу с бюрократической машиной.

В 2009 году Дарья создала свое ателье по пошиву платьев в стиле new look (впервые их представил публике в 1947 году Кристиан Диор), но с тех пор ее бизнес вышел за пределы России.

"Практически все детство я шила платья – для своих кукол – и не стала дальше дизайнером только потому, что это было начало 90-х и считалось, что лучше стать менеджером или кем-то еще", - говорит дизайнер.

Проблем с регистрацией ИП нет, говорит Дарья. В России налоги гораздо ниже, чем во многих других странах, но все процессы забюрократизированы, говорит Померанцева: "10% времени ты тратишь на то, чтобы создать платья, нарисовать ткани, заказать их печать заграницей, а потом 90% времени ждешь, пока это к тебе дойдет".

Год на подключение электричества

"Сейчас идет активное создание продуманной программы по поддержке предпринимательства", - рассказывает Александр Ивлев. Основные проблемы, на которые продолжает жаловаться малый и средний бизнес, по его словам, - "бюрократизированность процедур регистрации, отчетности, недоступность инфраструктуры, дороговизна подключения к энергоснабжению, высокие ставки арендной платы".

В ежегодном рейтинге Doing Business, который составляет Всемирный банк, Россия стоит на 112-м месте, а по простоте открытия собственного дела - на 102-м месте. За год российские власти упростили порядок подачи необходимых документов на открытие бизнеса и сократили почти вдвое сроки (с 30 до 18 дней). Однако, например, на подключение электричества надо по-прежнему потратить больше года.

По налоговым вопросам Россия в том же рейтинге стоит на 64-м месте - это чуть выше США, однако совокупная налоговая ставка в России составляет 54,1%. В Восточной Европе и Центральной Азии больше налогов платят только в Украине, Белоруссии, Киргизии, Узбекистане и Таджикистане, отмечают в Pricewaterhouse Coopers составители отчета Paying Taxes.

Приблизительно такая же налоговая ставка, согласно составителям отчета, в Швеции и Бурунди (53%), Австрии (53,1%), в Анголе (53,2%) и на Коста-Рике (55%).

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить