Казахстан ограничит грузоперевозки ж/д-операторов России

1930

Казахстан намерен ограничить доступ на внутренний рынок грузоперевозок российским железнодорожным операторам, указывается в публикации издания РБК daily, на которое ссылается КазТАГ.

Согласно публикации, АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) направило письмо в министерство транспорта и коммуникаций РК (МТК) с просьбой предотвратить «агрессивную демпинговую политику российских компаний» и создать преференции местным операторам. Более того, КТЖ хочет запретить грузовладельцам сотрудничать со всеми компаниями, за исключением своей «дочки» - «Казтранссервиса».

Как стало известно РБК daily, КТЖ за подписью вице-президента компании Ермека Кизатова обратилась в МТК с просьбой «предпринять меры поддержки казахстанских операторов от экспансии иностранных владельцев подвижного состава».

КТЖ указывает на агрессивную дем­пинговую политику со стороны крупных российских компаний, в том числе и «дочек» ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Железнодорожники РК предлагают дать возможность местным операторам самим определять плату за предоставление подвижного состава грузоотправителю.

Письмо с подобными претензиями и предложениями было адресовано и премьер-министру Казахстана Серику Ахметову Казахстанской ассоциацией перевозчиков операторов вагонов (КазАПО). Ассоциация предлагает предпринять антидемпинговые меры, а также разработать систему льгот и преференций, стимулирующих использование казахстанского парка (частные собственники владеют более 50 тыс. вагонов).

КТЖ фактически запретили перевозить груз в вагонах всех операторов, кроме собственной дочерней структуры - «Казтемиртранса» (КТТ, на данный момент в собственности 23,5 тыс. вагонов, переданных КТЖ). По итогам совещания, состоявшегося 9 января, дирекции управления движения и всем начальникам отделений дороги поручено рассматривать заявки на погрузку лишь от «Казтемиртранса», а самому КТТ - привлечь к сотрудничеству грузоотправителей, работающих с его конкурентами.

Некоторые российские операторы уже успели почувствовать на себе давление со стороны КТЖ. Пять членов некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава, пожелавшие остаться неизвестными, признались, что не могут оформить погрузку в Казахстане. «При этом вагоны КТТ продолжают беспрепятственно направляться на станции, в отношении которых введен запрет», - отмечают в одной из операторских компаний.

Крупнейшие операторы, напротив, уверяют, что не испытывают никаких проблем в Казахстане. «Мы не сталкивались ни с какими проблемами, ни на одном этапе перевозочного процесса на территории Казахстана», - сообщили в ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК)  и ОАО «Федеральная грузовая компания» (ФГК).

КТЖ и КазАПО так и не ответили на запрос РБК daily. В Евразийской экономической комиссии, куда собираются обратиться с жалобой несколько российских операторов, не смогли прокомментировать ситуацию.

Ценовое давление со стороны российских операторов действительно существует, отметил глава агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Им гораздо проще организовать загрузку порожних вагонов, когда они едут обратно в Россию, чем казахстанским, которые далеко не всегда имеют свои офисы у нас», - пояснил аналитик. Отсюда и более выгодные ценовые предложения со стороны отечественных операторов, продолжил М. Бурмистров.

По его словам, сложившаяся ситуация связана с двумя факторами: с созданием Единого экономического пространства, которое предоставило свободный выход на казахстанский рынок (ранее грузовые вагоны российских операторов не могли работать на территории Казахстана более 90 дней и обязаны были периодически пересекать границу), и с профицитом полувагонов и нефтеналивных цистерн в сети РЖД.

В любом случае в Казахстане не так уж много крупных грузоотправителей, и если КТЖ захотят, они смогут повлиять на них за счет использования административного ресурса, считает он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить