В чьих руках реально сосредоточена власть в Казахстане?

Ответ на этот вопрос нашли казахстанские исследователи

Фото: Андрей Чеботарев

В Алматы прошел X Media Курылтай, бессменным организатором которого является Казахстанский пресс-клуб. Тему юбилейной конференции определили как «Медиарынок: системные изменения и поиск новых смыслов».

Директор представительства Internews в Казахстане Ержан Сулейменов, ставший модератором одной из сессий конференции, обозначил основные проблемы, стоящие перед казахстанскими медиа.

- Необходимо развить меры по поддержке инфраструктурных проектов. СМИ не могут развиваться, если не будут реализованы инфраструктурные проекты по переходу на цифровое вещание и на реставрацию системы розничного распространения. Также необходимо создать лучшие экономические условия для СМИ. Пересмотр иностранного инвестирования в медиа способствовал бы притоку инвестиций, технологий, лучшего менеджмента и стандартов журналистики. Льготное налогообложение является необходимым условием и применяется во многих странах. А вот наличие государственных СМИ должно быть ограничено, и их финансирование из бюджета должно быть абсолютно прозрачным. Помимо этого, для экономического развития СМИ необходимо дружелюбное законодательство. Немаловажным в этом вопросе является развитие рынка исследований. Когда мы готовились к этому мероприятию, мы поняли, что никто и никогда не делал исследований казахстанского медиарынка с точки зрения его вклада в экономику страны. Мы до сих пор не знаем условия государства как собственника медиаресурсов на рынке. Объемы бюджетного финансирования СМИ до сих пор является тайной за семью печатями. Почему бы вместо финансирования пропаганды не потратить бюджетные средства и на такие исследования? – задался вопросом модератор.

Ержан Сулейменов отметил, что речь на панельной дискуссии пойдет о модернизации сознания.

- Что нам нужно менять? Что нам необходимо модернизировать? Давайте разберемся, какое место какое место занимают медиа в этом базисе. Рахим, где мы находимся? – обратился модератор к директору центра прикладных исследований «Талап» Рахиму Ошакбаеву.

Рахим Ошакбаев.
Фото: Олег Спивак
Рахим Ошакбаев.

Спикер рассказал, что организаторы попросили специалистов «Талап» провести исследование медиарынка Казахстана. Экономисты центра прикладных исследований постарались на основе доступных статистических данных понять, что происходит с медийной отраслью.

- Мы выбрали 4 кода общего классификатора, которые относятся к отраслям информации и связи. По состоянию на 2015 размер информационной отрасли оценивался в 482 млрд тенге, связь – 1 трлн тенге. На наш взгляд, они в какой-то степени представляют из себя медиарынок, - отметил докладчик.

Рахим Ошакбаев подчеркнул, что данные по госзаказу в СМИ недоступны. Поэтому он сослался на информацию Правового медиацентра, который утверждает, что госзаказ занимает до 40% в доходах СМИ. По их данным, рейтинг главных получателей госзаказа среди интернет-компаний в 2014 выглядел следующим образом:

- АО «Казконтент» - 1 345 969 747 тенге,

- информационное агентство «Казинформ» - 639 664 462 тенге,

- информационное агентство КазТАГ - 83 214 129 тенге,

- «Компания ЮрИнфо» (Zakon.kz) - 49 120 018 тенге,

- блог-платформа Yvision.kz - 23 999 999 тенге,

- ОФ «Фонд развития казахского интернет-пространства Абай-информ» (Abai.kz) - 16 928 572 тенге,

- информационное агентство «Интерфакс-Казахстан» - 11 973 835 тенге,

- ОЮЛ «Казахстанская ассоциация интернет-развития и ресурсов» - 8 125 000 тенге.

- Когда мы говорим о цифрах, нужны какие-то сравнения. Здесь прозвучало, что государственные телеканалы занимают 60% от объема финансирования. Совокупная доля государственных каналов, входящая в корпорации, охватывает 15% аудитории. Вот, что нужно знать, если говорить о соотношении расходов и эффективности, - добавил Ержан Сулейменов.

Модератор напомнил, что, согласно отчетам международной неправительственной организации Freedom House, Казахстан в индексе свободы интернета находится в группе стран с несвободным интернетом.

- В Казахстане и за рубежом очень часто критикуют нашу страну за несвободу высказываний, но следующее исследование, возможно, вас немного удивит и даст пищу для размышлений. Я хочу предоставить слово ректору Нархоза Кшиштофу Рыбиньски, вуз которого провел уникальное исследование, - сказал Ержан Сулейменов.

Кшиштоф Рыбиньски.
Фото: Олег Спивак
Кшиштоф Рыбиньски.

Ректор Нархоза рассказал, что искусственный интеллект, который создали в университете, проанализировал более 500 статей для того, чтобы понять есть ли свобода СМИ в Казахстане, или нет.

- Я поляк, и поэтому решил для сравнения изучить, как обстоят дела в Польше. С июня по сентябрь мы изучали сайты четырех крупных новостных ресурсов в Казахстане и трех – в Польше. Мы применяли метод анализа тональности политических текстов. Суть этого анализа заключается в том, что искусственный интеллект находит заданное слово – у нас это было упоминание фамилий президентов, членов правительства – и анализирует 15 слов, которые идут перед упоминанием фамилии, и 15 слов после, используя словарь тональности, созданный российскими ученными. Мы посчитали количество слов с отрицательной и положительной тональностью и составили рейтинг политиков Польши и Казахстана. В первую очередь, мы посмотрели, о ком чаще всего из политиков пишут в Польше. Это оказались президент, лидер правящей партии, премьер-министр. Видно, что в СМИ их фамилии часто встречаются. В чьих руках реально сосредоточена власть в Казахстане? Здесь с большим отрывом лидирует президент республики Нурсултан Назарбаев, - рассказал об итогах исследования Кшиштов Рыбиньски.

В рамках исследования в Нархозе также изучили и уровень свободы слова в Казахтане и Польше.

Основным критерием здесь стал такой: если допускается критика правительства, то в этой стране есть свобода слова. Согласно итогам исследования, в Польше отрицательно отзываются только об одном министре, а в Казахстане, который по рейтингам о свободе СМИ гораздо ниже Польши, чаще негативно отзываются о разных министрах.

- Из этого можно сделать вывод, что в Казахстане свобода СМИ хорошая, - заключил ректор Нархоза.

- У меня складывается ощущение, что это исследование выявило фигу в кармане, которую держат казахстанские медиа, выполняя какие-то договоренности с властью, но подсознание прорывается, и искусственный интеллект это увидел, - поделился своим мнением об исследовании Ержан Сулейменов.

После этого модератор обратился к председателю правления Казахстанского МедиаАльянса (КМА) Арманжану Байтасову: «Как ты оцениваешь ситуацию со свободой слова и экономическим положением медиа? Какие проблемы в отрасли необходимо решить в первую очередь?»

Арманжан Байтасов.
Фото: Олег Спивак
Арманжан Байтасов.

- Я в приложении VoxBall запускал опрос: «Есть ли свобода слова в Казахстане?». Более 50% уверены, что свободы слова нет. Я сам тоже принял участие в этом опросе и выбрал ответ «Воздерживаюсь», - признался Арманжан Байтасов. – Я точно не могу ответить на этот вопрос. Важно, что мы подразумеваем под этим понятием. У нас достаточно свободный интернет, практически все участники медиарынка и пользователи соцсетей совершенно свободно высказывают свое мнение, и им, за редким исключением, ничего за это не грозит. У нас есть возможность высказывать свою точку зрения. Другой вопрос: вас не допустят на большой телевизионный канал, чтобы вы смогли высказать свое мнение. Но нужно понимать, что кто платит – а государство на сегодня самый большой заказчик на телевидении – тот и определяет повестку. Еще пять минут назад я был в этом убежден, но, услышав результаты исследования Нархоза, увидел, что журналисты, даже выполняя госзаказ, настроены критично и высказывают свою точку зрения.

- Но исследовали онлайн-издания – не телеканалы, - парировал Ержан Селейменов.

- Предполагаю, что эти данные близки к общим настроениям в медиасфере. Поэтому я думаю, что свобода слова в Казахстане есть, и люди могут высказывать свою точку зрения. Конечно, у нас есть проблемы в судебной системе. В Казахстане известны случаи, когда люди страдали за распространение информации. Это конечно печально. Наши законы работают избирательно. Нельзя сказать, что уровень свободы слова в Казахстане безграничный, но свободы слова есть, - отметил спикер.

«Самое главное в нашей работе – это контроль, поэтому до конца следующего года мы внедрим общую систему контроля, которая будет контролировать весь интернет и проводить обзоры информации в интернете», - напомнил Ержан Сулейменов слова министра информации и коммуникаций Казахстана Даурена Абаева, сказанные им на заседании мажилиса 8 ноября.

– Правда, он говорил про противоправный контент. Однако министр упоминал и об отключении сайтов, и все остальное. Мы послушали мнения спикеров, и одно из них подкреплено цифрами о том, что журналисты у нас настроены довольно критично. Карлыгаш, ты работаешь в поле, какова на твой взгляд ситуация? Что нужно менять в своих подходах представителям власти для того, чтобы медиа начали выполнять свою функцию? – задал модератор вопрос главному редактору Exclusive Карлыгаш Еженовой.

- В Казахстане собираются принять новый закон о СМИ. Законопроект - это прекрасная возможность посмотреть, где мы сейчас, и ответить на самый главный вопрос: выполняют ли СМИ свою фундаментальную функцию – коммуникативную? – сказала она.

Карлыгаш Еженова.
Фото: Олег Спивак
Карлыгаш Еженова.

Карлыгаш Еженова обратила внимание и на модернизацию сознания, о которой сейчас много говорят.

- Что такое модернизация для СМИ страны? Это, прежде всего, повышение нашей конкурентоспособности. Наша с вами конкурентоспособность – это ключевое понятие, которое должно влиять на новый законопроект о СМИ. Но прежде чем начать его разрабатывать, нужны хорошие нормальные комплексные сведения. Меня беспокоит, что новый законопроект носит контрольно-запретительный характер, но ведь это противоположный тренд модернизации сознания. Если не будет конкурентоспособного контента, читатели уйдут в соцсети. Самая продуктивная часть общества перестала читать СМИ, так как мы не даем им информацию, которая им позволяет расти над собой. Они уходят в другое информационное пространство. Это плохой знак для государства – оно тотально проигрывает информационную войну, притом, что тратит огромное количество денег для формирования этого контента. Самым заинтересованным лицом на рынке, который должен абсолютно иначе взглянуть на ситуацию, является государство, так как оно теряет связь с самой продуктивной, экономически активной частью общества. Модернизацию общества необходимо производить через национальные элиты. Мы с ними почти потеряли связь. Давайте вспомним 1905 и 1917 годы, тогда власть потеряла связь с национальными элитами – не буду говорить, что произошло. Нам нужно пересмотреть взаимоотношения между властью, обществом и СМИ как основной коммуникативной площадкой. Сейчас есть некий социальный контракт между СМИ и государством, но мне кажется, что нам перед принятием нового закона нужно сделать исследования, на основе которых будет подготовлена целая концепция и пересмотреть условия негласного контракта между СМИ и государством, - подчеркнула Карлыгаш Еженова.

- Одним из важных постулатов этой модернизации является то, что никто ничего никому не должен. Власть-то давно уже поняла, что нам ничего не должна, а лишь мы ей обязаны, - выразил свою точку зрения о модернизации сознания Ержан Сулейменов.

– Айдос, ты когда-то был издателем. Скажи, медиа в Казахстане – это часть индустрии, или идеологическая машинка, которую используют при необходимости, или культурный артефакт, который просто украшает наш ландшафт? Что сейчас происходит в индустрии? – обратился он с вопросом к политологу Айдосу Сарыму.

- Изначально в Казахстане рынка в капиталистическом понимании никогда не было. Подлинные рыночные отношения у нас начались в 90-е годы, но и здесь были разные периоды. В Казахстане есть два информационных мира: казахоязычный и рускоязычный. Мне кажется, что ролевые модели, которые этим мирам присущи, с СССР заложены. В одном случае это агитатор и организатор, во втором это совесть нации. Эти две ролевые модели въелись в наш менталитет, и мы до сих пор не представляем себе, за редким исключением, наш бизнес как бизнес. Эта роль оказалась удобной для власти. Мы сами не пересмотрели свое отношение к тому, чем мы являемся. Второй момент связан с 90-ми, когда государство начало терять свои позиции на рынке СМИ. Но сейчас мы опять пришли к тому, что государство начало играть основополагающую роль в этом секторе. Вдумайтесь в цифры, которые озвучил Рахим Ошакбаев. Государство тратит колоссальные средства на госзаказ. Однако мы сами пока не знаем, чего хотим. У нас нет общей или хотя бы выраженной позиции относительно нового закона о СМИ. Только наше медиасообщество не имеет выраженных артикулированных интересов либо боится их выражать. Есть еще один важный философский вопрос, на который мы должны ответить: куда мы хотим идти? – обозначил вопрос, который казахстанские СМИ должны поставить перед собой, Айдос Сарым.

Фото: Олег Спивак

- Наше панельное заседание называется «Системные изменения на медиарынке. Влияние на общую экономическую и политическую систему страны». Что сделать, чтобы это влияние появилось? – задал вопрос всем спикерам Ержан Сулейменов.

- Развитию медиа, помимо самоцензуры, мешает госзаказ. Большое участие государства на рынке не дает развиваться коммерческим предприятиям. Коррупция также негативно влияет на развитие медиа, так как она убивает талант. Коррупция создает апатию в обществе. Мешает развитию отрасли и отсутствие справедливости. Люди не верят в наличие справедливых судов в стране и покидают республику. Сейчас обсуждает законопроект о СМИ, и МадиаАльянс очень мало предложений получает от самих журналистов. Много говорят о том, что нужно поднимать престиж профессии, но, если мы сами этим не займемся, за нас это никто не сделает, - заметил Арманжан Байтасов.

- На мой взгляд, влияние СМИ растет. Со здравым смыслом никто никогда спорить не будет. Если вы публикуете здравые идеи, то вопрос времени, когда их примут. Влияние СМИ беспрецедентно, и оно будет возрастать. Сейчас вопрос в нас самих. Почему нет проактивной позиции? Просто это никому не важно. Все заняты зарабатыванием денег. Есть заказы и госзаказы, и все довольны. Если бы это затрагивало непосредственно ваши финансовые интересы, все бы давно мобилизовались, - сказал Рахим Ошакбаев.

- Кшиштов, может быть у вас есть совет, как стать влиятельными? – спросил Ержан Сулейменов.

- Бороться с цензурой невозможно. Она везде есть и будет. Менять необходимо контент. На информационных ресурсах зачастую превалируют криминальные новости. Бывают дни, когда на главной странице сайтов из 10 новостей 8 – о ДТП, бытовых разборках и насильственной смерти. Так нельзя. И вам нужно решить эту проблему, - заключил Кшиштов Рыбински.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


обозреватель Forbes.kz

 

Статистика

51199
просмотров
 
 
Загрузка...