Почему для развития Казахстана нужна новая национальная идея

9381

Forbes.kz продолжает публиковать выдержки из книги Айдархана Кусаинова «Экономика Казахстана: Мифы и реальность. Новая экономическая политика. Информационное пространство. Национальная идея». Сегодня автор предлагает читателям выдержки из введения в 4 часть «Информационное пространство. Взаимодействие государств и общества»

Иллюстрация: © Depositphotos.com/Mishchenko

Для успешной реализации новой политики необходимо переформатирование общественного сознания по нескольким направлениям.

1.    Дедолларизация ментальности – это краткосрочная и достаточно техническая задача.

2.    Изменение приоритетов в освещении экономических вопросов – это среднесрочная и более сложная задача.

3.    Изменение формата взаимоотношений между обществом и властью, то есть пересмотр общественного договора – это абсолютно необходимая работа, которая определит дальнейший долгосрочный успех общества.

4.    Разработка эффективной национальной идеи – это является сверхзадачей, которая не решена во многих странах, но при ее решении достигается качественной иной уровень и траектория развития страны.

Я рассматриваю меры в информационной политике по нарастающим сложности и масштабу воздействия - от технических к идеологическим и каждый последующий уровень включает в себя предыдущий. Тут в значительной мере должны подключаться и идеологические, концептуальные, в том числе и общественные изменения.

Более плотное рассмотрение третьего и четвертого уровня уже существенно превосходит рамки экономической политики и должно рассматриваться в рамках общественных наук. Вместе с тем, могу с уверенностью сказать, что само общество давно созрело к изменению формата взаимоотношений, новая национальная идея необходима для дальнейшего развития страны. В любом случае, третий и четвертый уровень являются актуальными, необходимыми и востребованными обществом и это тот редкий случай, когда утилитарная неизбежность изменения экономической политики позволит обеспечить плавность и гармоничность принципиальных общественных изменений. Я уже не раз подчеркивал, что предлагаемая политика автоматически снимет остроту многих системных противоречий не только в экономической жизни страны, но и в обществе. Новая экономическая политика совместно с информационными изменениями позволит имеющиеся минусы, например, в виде неизбежной олигопольной структуры экономики, сделать конкурентными преимуществами, часть существующих противоречий лишит смыслового наполнения и направит энергию этих противоречий в конструктивное русло.

У каждого канала, средства массовой информации есть собственная политика, собственная аудитория и формат, соответственно, для эффективной реализации новой информационной политики, то есть модерирования информационного пространства необходим механизм. Таким механизмом может и должен стать совет руководителей СМИ. Есть совет инвесторов, есть президиум Национальной палаты предпринимателей, должен быть и совет руководителей СМИ.

Рынок СМИ также олигополен, как и все остальные рынки в стране – сегодня это минус. Информационные ресурсы ведут борьбу между собой и с внешними, в первую очередь российскими, ресурсами. При изменении информационной политики этот минус превращается в конкурентное преимущество, потому что в олигопольном рынке легче консолидировать СМИ и проводить скоординированную информационную политику.

На совете должны формулироваться основные вехи, принципы информационной политики, взаимодействие с политикой правительства, выработка эффективных путей реализации той же свободы слова, стратегии и программы развития казахстанского информационного пространства. Это ни в коем случае не подавление свободы слова или навязывание повестки дня. Подобные советы есть во всех демократических странах, потому что информационное пространство, информационная безопасность, ценности общества, его мировоззрение являются фундаментом безопасности даже более важным, чем экономическая безопасность.

Совет формирует партнерские отношения с государством. Государство озвучивает приоритеты и ценности, которые считает важным и нужным транслировать в общество, члены совета – сами профессионалы и специалисты в области средств массовых коммуникаций – консультируют государство в области наиболее эффективной трансляции этих ценностей. Правительство выступает и формирует новостной фон в согласованной стратегии, СМИ перерабатывают, преподносят, поддерживают и развивают эти идеи и обеспечивают обратную связь с полей к правительству.

Элемент обратной связи является крайне важным для управления информационным пространством. Участники медийного рынка находятся в непосредственном контакте с конечным потребителем – обществом, и первым чувствуют настроения, реакцию и отклики на предлагаемые идеи. Понимая цели и задачи, идеологическое русло, СМИ могут обеспечивать эффективную и осмысленную обратную связь. Здесь я отдельно хочу остановиться на различии между осмысленной и эффективной обратной связью и просто статистическими рейтингами или замерами реакции аудитории.

Информационная политика и формирование ценностей не являются рекламной или пропагандистской компанией и оценка ее эффективности базируется на гораздо более сложной и комплексной методологии. Результаты, как правило, неочевидны - просто в какой-то момент становится ясным, что общество изменилось и это происходит внезапно. Информационная политика является рутинной и постоянной работой, а значит и обратная связь, индикаторы, разбивка целей и задач, ключевые параметры должны быть соответствующим образом подготовлены. Рейтинги и замеры реакции дают моментальную, сиюминутную оценку и в какой-то степени могут использоваться, но принципиально подход должен быть иным.

Для участников медийного рынка такой совет и участие во взаимодействии с государством являются огромной деловой и информационной поддержкой. Во-первых, скоординированные действия позволят создать собственное внутреннее пространство – вернут отечественного потребителя из российских и других иностранных СМИ. Во-вторых, это существенно повысит эффективность бизнес-планирования. Понимая тенденции, общую политику, а главное ключевые идеи и ценности, которые будут присутствовать, поддерживаться и обсуждаться в разном формате и в разных проявлениях, СМИ могут оценивать будущий интерес и спрос на соответствующую продукцию – фильмы, сериалы, ток-шоу и прочие продукты.

Контент является информационным продуктом, товаром, который бизнес производит и продает. И в этом производстве есть такие же маркетинговые риски, связанные с ошибками в оценках спроса, рынка и аудитории. Понимание того, как будет в целом формироваться и структурироваться информационное пространство, то есть фактически понимание основных трендов на будущем рынке сбыта информационных продуктов сильно снижает такие риски. Так что такой совет является важным и выгодным и для СМИ. В свою очередь коммерческий успех «идеологически выдержанных» продуктов, будет привлекать частные инвестиции в создание специфического казахстанского контента.

Определение основных целей и ценностей не означает контроль над информационной политикой или цензуры. Каждый участник информационного рынка продолжает формировать собственную политику, но с учетом требований государства. Требование, выработанное в формате совета редакторов СМИ, то есть самими участниками рынка, является своеобразным добровольным партнерским договором независимых СМИ между собой и государством по формированию собственного информационного пространства, то есть рынка для своих продуктов и услуг, а также правил поведения на этом рынке. Соблюдение этого требования является моральным обязательством каждого участника перед коллегами. Это отвечает интересам каждого игрока, потому что возвращает потребителя и добавляет предсказуемости в прогнозы спроса и предпочтений – это рыночный механизм саморегулирования общих усилий для максимизации частных прибылей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить