Идея из Америки, навыки из аула: как алматинка делает шляпы ручной работы

40172

В планах бизнесвумен открытие завода по переработке шерсти и собственное производство фетра

Карлыгаш Омарова
Карлыгаш Омарова
ФОТО: личный архив

Карлыгаш Омарова уже два года занимается созданием головных уборов ручной работы: шляпы из фетра и соломы, панамки, кепки и береты. Ее работы все чаще можно увидеть на модных показах, в клипах казахстанских звезд, концепт-сторах дизайнеров и на страницах глянцевых журналов. Но начиналось все как хобби во время пандемии.

Идея - из Америки, навыки - из аула

Путешествуя по Америке, Карлыгаш открыла для себя формат ателье, которые специализируются на пошиве шляп по индивидуальному заказу – форме, размеру, дизайну, цвету и т.д. Посетив одну из таких мастерских, наша героиня задумалась о создании подобного цеха в Алматы, обязательно с балкончиком и столиком для кофе. Возможно, эти планы так бы и остались мечтой, если бы не пандемия.

В прошлом Карлыгаш Омарова - ресторанный менеджер. С объявлением режима самоизоляции работы в ресторанной сфере стало меньше и нашлось время на обучение. Тем более что работать с шерстью девушка умела с детства.

ФОТО: личный архив

- Так как мы жили в ауле, бабушка прививала мне любовь к ручному труду – мы вместе с ней стригли овец, обрабатывали шерсть, чистили ее, прочесывали, валяли и делали из нее разные изделия, - делится воспоминаниями Карлыгаш. - Фетр - это тоже шерстяной материал, и я подумала, что смогу с ним справиться и сделать шляпу.

Как говорит Карлыгаш, в Казахстане очень мало мастеров, кто изготавливал бы шляпы ручной работы, поэтому учиться пришлось по информации в интернете и консультируясь с зарубежными шляпниками, у которых девушка закупала первые материалы и формы.

Во время обучения и робких попыток создания первых фетровых шляп, Карлыгаш решила создать страничку в Instagram о головных уборах ручной работы, так сказать, «прощупать почву» и понять, насколько такие аксессуары будут интересны казахстанцам. Она провела фотосессию, загрузила фотографии в профайл пока еще несуществующего магазина и… стала получать предзаказы. Карлыгаш поняла: нужно срочно открывать цех. Закупив нужное оборудование, деревянные формы и материалы, в начале 2021 года девушка открыла мастерскую.

«Брутальные» шляпы

С запуском цеха посыпались заказы, вот только не совсем те, что ожидала Карлыгаш. Вопреки ее ожиданиям, за индивидуальными шляпами в очередь выстраивались не женщины, а мужчины.

- Когда я разрабатывала дизайн, продумывала модели, то ориентировалась исключительно на женщин. И меня очень удивило, что шляпы стали заказывать мужчины. Причем много мужчин, - смеется Омарова. - И по сей день у меня в числе клиентов больше представителей сильного пола, чем прекрасного.

ФОТО: личный архив

Чтобы не терять заказы, пришлось достаточно быстро расширять линейку и отшивать еще и мужские модели. Причем заказы поступают не только от казахстанских модников и модниц, но и заграничных.

- У нас были заказы из Америки, Австралии, Испании, Франции. Были заказы для международных модных показов. Например, у меня был клиент из Франции, он отправил свой костюм и сказал, что этот наряд и шляпу он будет надевать на Pitti Uomo. Я даже не обратила на это внимания, думала, это какая-то вечеринка. Мы все подготовили, отправили. Через какое-то время этот парень отмечает нас в Instagram, и мы увидели, что Pitti Uomo – это международная мужская выставка моды, которая ежегодно проходит в Италии, - делится Карлыгаш. - А еще мы много шляп изготавливали по заказу казахстанских звезд – для их выступлений, клипов, фотосессий, модных показов.

Шляпа на показ

Сейчас Омарова сотрудничает с дизайнерскими концепт-сторами, куда она вместе со своей помощницей отшивает достаточно крупные для ручной работы партии шляп от 15 штук и выше. Брендом также заинтересовался международный журнал HATalk, который пишет о шляпниках всего мира. Поступали предложения об оптовых поставках из Испании и России, но Карлыгаш отказалась от такого сотрудничества – боялась не успеть.

ФОТО: личный архив

- На тот момент я была не готова к таким заказам, я была одна и боялась не справиться. Сейчас у меня есть напарница, которую я обучила всему, и она помогает мне с заказами, поэтому направление оптовых продаж на зарубежные рынки теперь мы тоже будем развивать, - делится планами собеседница.

В среднем за один рабочий день Карлыгаш делает четыре головных убора, бывает и больше – все зависит от сезона и заказов.

- Например, в межсезонье, когда жары уже нет, а для фетра еще тепло, мы делаем много разных моделей, чтобы потом их выставить в магазин. Потому что когда начинается сезон, мы не можем одновременно и для магазинов делать крупные поставки, и индивидуальные заказы отшивать. Но работаем ежедневно, независимо от того, есть заказы или нет. Кроме того, мы недавно купили дополнительное оборудование и расширили ассортимент, теперь мы также производим береты, кепки, панамки.

Красота требует жертв

Стоимость головного убора варьируется от 15 до 48 тыс. тенге в зависимости от материала, индивидуальных пожеланий заказчика и, конечно, трудозатрат.

Производство шляп – тяжелый процесс, хоть на первый взгляд этого и не скажешь. По словам Карлыгаш, многие не выдерживают такой нагрузки на руки и прекращают работу. Поэтому расширить штат сотрудников – та еще задача.

ФОТО: личный архив

- Мы работаем с ножами, гвоздями, еще для обработки шерсти нужна высокая температура, поэтому мы работаем и с огнем. Кроме того, попадаются «капризные» материалы, им сложно придать нужную форму с первого раза, и приходится по нескольку раз обрабатывать, вытягивать фетр – это нелегко. Я за время работы получила несколько травм, включая ожоги, порезы и растянутые связки, - рассказывает о своих «достижениях» собеседница.

Гори оно огнём

За неполные два года работы Карлыгаш инвестировала в свой бизнес чуть больше 8 млн тенге. С покупкой первой профессиональной швейной машины и обустройством цеха помог супруг. Для дальнейшего развития потребовались кредиты. Кроме того, Карлыгаш выиграла на конкурсе среди дизайнеров миллион тенге, на которые она докупила оборудование, утюг и новые колодки (формы для шляп). Но эти инвестиции могли быть в разы меньше либо поспособствовать еще большему развитию, если бы не пожар в здании, где у Карлыгаш была мастерская...

ФОТО: личный архив

- Мой цех был на третьем этаже, там сгорела крыша и весь третий этаж обвалился. Я не успела оттуда ничего вынести, оборудование все испортилось, материалы сгорели. Частично «выжили» только некоторые формы, - вздыхает Карлыгаш.

Пожалуй, только ленивый не спросил у мастерицы, как ей удалось не опустить руки.

- Перед пожаром я была недовольна своей работой, какими-то моделями, мне не нравились материалы. И, когда случился пожар, я восприняла это как шанс на обновление. Сразу после ЧП мне пришли новые материалы, которые я долго ждала. И у меня будто второе дыхание открылось. Я продолжила свое дело дома, вытащила бабушкину машину 1986 года, починила и начала на ней отшивать заказы. Потом я решила, что нужно открывать еще одну мастерскую и сняла небольшой кабинет. Совсем недавно мы переехали уже в третий цех. В том же здании, но помещение попросторнее, – улыбается Карлыгаш.

От мастерской до завода

Сейчас все материалы для шляп Карлыгаш заказывает за рубежом – в Европе, Эквадоре, Филиппинах, изучает и рынок Китая. Но основная цель нашей героини – отойти от иностранных поставок сырья, а производить их самой.

ФОТО: личный архив

- Когда я только начинала это дело, я думала, что буду сама валять фетр из шерсти. Но, как оказалось, для современных шляп не подходит ручная вытяжка. У шерсти есть особенность, она должна «лечь» в одном направлении и вытягиваться в нем, чтобы материал получился гладкий. Вручную ее не уложишь и не вытянешь. Поэтому я хочу открыть свой завод по переработке шерсти, производству фетра и полуфабрикатов – капелина и колпаков, для себя и оптовой продажи, - делится планами Омарова. - Можно будет увеличить выпуск шляп, делая их на горячем автоматизированном оборудовании и в разы сократив нагрузку на руки. Но в любом случае ручное производство будет. В продукции, сделанной машиной, «нет души». А ручная работа – это эксклюзив.

По подсчетам нашей собеседницы, на открытие такого цеха требуется около 10 млн тенге. Если найдется инвестор, то запустить его можно будет меньше чем за год.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить