Битва полов, или Кого испортил гендерный вопрос

9293

«В следующей жизни, когда я вернусь, я хочу быть кем-нибудь из WTA, потому что они просто выезжают на успехе мужчин…» (In my next life, when I come back, I want to be someone in the WTA because they ride on the coattails of the men). Даже этих неосторожных слов было бы достаточно для серьёзного обвинения в сексизме! Но директор IWTG и турнира в Индиан-Уэллсе Рэймонд Мур 21 марта 2016 в порыве откровенности наговорил много больше, – и уже на следующий день был вынужден распрощаться с обоими своими постами…

 

О женщинах хорошо или ничего

А ведь 69-летний южноафриканец был одним из тех, благодаря кому в теннисе началась Открытая эра, уравнявшая в правах профессионалов и любителей и позволившая последним, не таясь, получать деньги, заработанные любимой игрой!

В 1983-1985 Рэймонд Мур даже возглавлял Ассоциацию теннисистов-профессионалов (ATP), после чего вместе с Чарли Пасареллом основал компанию PM Sports Management для управления теннисным центром Indian Wells Tennis Garden и турниром в Индиан-Уэллсе.

Более того, когда в декабре 2009 новым владельцем IWTG и турнира стал один из богатейших людей планеты, глава корпорации Oracle Ларри Эллисон, он спустя три года вспомнил о Муре. Но довести суммарную посещаемость матчей двухнедельного турнира до полумиллиона человек (всё к тому и шло: 2013 год – 382 227 зрителей, 2014 – 431 527, 2015 – 456 672) тот не успел: помешала несдержанность…

Как тут не вспомнить древних римлян с их вечной сентенцией «De mortius aut bene aut nihil» («О мёртвых или хорошо, или ничего»)… А уж женщин с теннисной ракеткой в руках задевать куда опаснее, нежели усопших!

«Анна Павлова тенниса»

Так современники называли француженку Сюзанн Ленглен, которая, оставаясь на корте предельно женственной и прыгая, как балерина, своей игрой убедительно доказывала, что сильные подачи, убийственные смеши с хавкорта и уверенная игра с лёта у сетки могут быть прерогативой не только мужчин.

К сожалению, сильнейшие европейские игроки в то время практически не появлялись на соревнованиях в Новом Свете… Поэтому, когда в 1926 году американскому антрепренёру Чарлзу Пайлу первому пришла в голову идея организовать профессиональный теннисный тур, главной фигурой для него он выбрал не кого-то из мужчин, а именно 27-летнюю Ленглен, годом ранее победившую на «Ролан Гарросе» и в Уимблдоне в обоих разрядах – и в одиночном, и в парном.

Соблазнив Сюзанн огромной по меркам того времени суммой в $50 тыс., он ангажировал ей в соперницы трёхкратную чемпионку США Мэри Браун, а в мужскую часть труппы пригласил 4-ю ракетку Франции Поля Фере и трёх американцев – олимпийского чемпиона 1924 года в одиночном и парном разрядах Винсента Ричардса, его партнёра в паре в сезоне-1926 Ховарда Кинси и преподавателя тенниса Харви Снодграсса. И вот этой разношёрстной команде Пайл организовал 4-месячное турне по США и Канаде!

Увы, Ленглен с её неустойчивой психикой и тягой к аристократической жизни плохо подходила для кочевой жизни теннисного профессионала… Вернувшись в Европу, она разругалась с Пайлом, вот только любительский статус, в отличие от Фере, деятели Французской федерации тенниса ей так и не вернули. И, вплоть до смерти в 1938 году, о Сюзанн как о спортсменке уже никто не вспоминал…

Профессионал профессионалу ровня

А тем временем теннисная жизнь продолжалась. И, несмотря на потерю возможности играть в Кубке Дэвиса и турнирах «Большого шлема», многие мужчины-теннисисты уходили в профессиональные туры, предлагавшие за выступления значительные гонорары. В частности, одним из лучших профессионалов после Второй мировой войны стал чемпион Уимблдонского турнира 1939 года и Открытого чемпионата США 1939 и 1941 годов Бобби Риггс, о котором речь пойдёт в главе ниже…

Лишь в 1968 году, с наступлением Открытой эры, теннисисты стали открыто получать призовые за участие в крупных турнирах. Однако суммы призовых у мужчин и женщин сильно разнились! К примеру, призовой фонд Уимблдонского турнира 1968 года составлял 20 480 фунтов стерлингов, которые делились следующим образом: £14 800 – мужчинам (великий австралиец Род Лейвер за чемпионский титул получил £2000), £5680 – женщинам (из них победительница Билли Джин Кинг£750. Справедливости ради, следует сказать, что до 1968 американка и вовсе получала около $100 в неделю как инструктор на корте и студентка, когда не играла в главных теннисных турнирах).

Подобная дискриминация женщин на «мейджорах» продолжалась ещё несколько лет, пока на Открытом чемпионате США 1972 года не разразился скандал. После того как стало известно о том, что румын Илие Нэстасе за победу получил $25 тыс., тогда как Кинг – всего $10 тыс., та, заручившись поддержкой других ведущих теннисисток, пригрозила организаторам турнира бойкотом в следующем году, если ситуация не изменится. И US Open-1973 стал первым турниром «Большого шлема», в котором мужские и женские призовые сравнялись!

Здесь следует отметить, что эти четыре турнира – открытые чемпионаты Австралии, Франции, США плюс Уимблдон – не являются соревнованиями, проводимыми под эгидой ATP, Женской теннисной ассоциации (WTA) или Международной федерации тенниса (ITF). И если вы думаете, друзья, что организаторы других «мейджоров» тут же последовали примеру американцев, то сильно заблуждаетесь! Ибо на Australian Open это случилось только в 2001, на «Ролан Гарросе» – в 2006, а последними уравняли в призовых деньгах мужчин и женщин консервативные англичане – на Уимблдоне-2007.

Кинг, кстати, постоянно заявляла, что деньги в данном конфликте были не первопричиной, а лишь поводом обратить всеобщее внимание на незавидное положение женщин в теннисе. И это сближало её с одиннадцатым чемпионом мира по шахматам Бобби Фишером. Который тоже не был жаден до денег, но, как истинный американец, тоже считал, что главным мерилом успеха любого человека или дела являются деньги. Именно благодаря претенденту призовой фонд его матча на первенство мира против Бориса Спасского в июле-августе 1972 года взлетел до невиданных $250 тыс.! После Фишера и другие шахматисты стали получать приличные деньги…

Битва полов

В прошлом году на большие экраны вышел художественный фильм «Битва полов» («Battle of the Sexes»), повествующий об одном, но, пожалуй, самом важном эпизоде в многосерийной эпопее, когда женщины в теннисе бросали вызов мужчинам…

На протяжении почти десятка лет, с 1963 по 1973, не было более непримиримых соперниц в женском теннисе, чем австралийка Маргарет Корт и американка Билли Джин Кинг. В 1970 Маргарет стала второй после Морин Конноли женщиной, которой удалось выиграть т. н. календарный «Большой шлем» в одиночном разряде, причём в финале Уимблдона она победила Кинг со счётом 14:12, 11:9! (Тай-брейк официально будет введён в теннисные правила только в 1975.)

В марте 1972 Корт родила сына, а уже через год снова доказала всем свою силу, выиграв в одиночном и парном разряде три из четырёх турниров «Большого шлема» (не покорился ей только Уимблдон). И каково же было разочарование всей женской половины мирового теннисного сообщества, когда 13 мая 1973 года 55-летний американец Бобби Риггс за 57 минут легко – 6:2, 6:1 – расправился с 30-летней Маргарет, явно не ожидавшей подобной прыти от «жалкого стареющего экс-чемпиона со старомодной манерой игры и сексистскими замашками», каким она его видела.

Сам же Риггс в борьбе женщин-теннисисток за равные права увидел возможность снова напомнить о себе, а также заработать. Он начал выступать с публичными заявлениями о том, что мужчины-ветераны более женщин заслуживают высоких призовых, поскольку демонстрируют игру более высокого класса. Что он и готов доказать на корте в игре против любой теннисистки. Конечно же, под «любой» он в первую очередь имел в виду Кинг, но та согласилась сыграть с ним только после того, как оконфузилась Корт.

Легендарный матч, состоявшийся 20 сентября 1973, собрал более 30 тысяч зрителей на трибунах стадиона «Астродом» в Хьюстоне (на тот момент это была рекордная посещаемость для теннисного матча) и более 50 миллионов американцев у экранов телевизоров – и завершился победой Кинг со счётом 6:4, 6:3, 6:3. Билли Джин не стала наступать на грабли своей предшественницы, подготовилась к матчу как следует и доказала, что 26 лет разницы в возрасте – это куда более серьёзный аргумент в споре, чем гендерные различия.

Серена – лучшая среди равных

Памятуя об ошибке Мура (см. начало), я не стану комментировать ситуацию с зарплатами мужчин и женщин в других популярных видах спорта – футболе, баскетболе, гольфе и т.п. Ограничусь сравнительным примером: выигрыш женской сборной США по футболу чемпионата мира 2015 принёс победительницам $2 млн, тогда как на аналогичном первенстве у мужчин годом ранее даже команды, не вышедшие из групп, получили по $8 млн, а чемпион – сборная Германии – все $35 млн!

Что же касается тенниса, то в 2017 сразу 37 (!) теннисисток заработали за сезон больше $1 млн! А сумма призовых $12 385 572 за сезон (Серена Уильямс, 2013) – это и вовсе достижение уровня топовых мужчин – швейцарца Роджера Федерера, испанца Рафаэля Надаля, серба Новака Джоковича… Но даже и они не могут похвастаться тем, что за один турнир выиграли рекордные $4 млн (US Open-2014)!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить