Запасной цифровой путь: как адаптировался Казахстан к глобальной самоизоляции

   Коронавирус и Казахстан
21759

Первый опыт «виртуальных» уроков в Казахстане показал, насколько критична цифровая инфраструктура во всех процессах современной общественной жизни. Особенно во времена чрезвычайных ситуаций

ФОТО: pixabay.com

Вирус загнал всех по домам, по многим отраслям блэкаут, каналы связи перегружены почти на треть по сравнению с обычными пиковыми нагрузками. Вся экономика Казахстана проходит стресс-тестирование, как недавно казахстанские банки. В критическое время не нужно бояться упасть, важнее подняться и встать на резервный путь.

Как раз это недавно продемонстрировал казахстанский телеком и Минобразования: вся мощь ультрасовременных дата-центров Amazon не выдержала наплыва пользователей (в том числе из Казахстана) в сервис видеоконференций Zoom, и эксперимент показал свою несостоятельность. Сразу же после этого Казахстан на треть увеличил свой международный интернет-канал, а школьники начали учить уроки по телевизору. То есть система восстановилась за несколько дней. Главный урок для нас всех в ситуации с Zoom – это то, что нагрузку на каналы и сервисы нужно планировать и разносить по разному времени, плюс эксперты сходятся во мнении, что можно было бы локализовать внутри Казахстана «учебный» трафик.

Кстати, потребление трафика в Казахстане растет, как и во всем мире – среднестатистический пользователь почти 40% времени бодрствования проводит в Интернете – это 6 часов 43 минуты в день!

Сегодня мы не можем себе представить жизнь без интернета, а 20 лет назад – в 2000 – в Казахстане было всего 70 тыс. пользователей. В нынешнем году только фиксированных абонентов в республике 2,5 млн, кроме того, более 15 млн казахстанцев имеют доступ к мобильному интернету, а в целом абонентов сотовой связи – 25,3 млн (многие имеют несколько SIM-карт). Вдобавок по дешевизне мобильного мобильного интернета Казахстан находится на третьем месте в мире – связь для нас доступна.

В цифровизации образования также есть прогресс. По данным Комстата РК, в Казахстане количество учащихся чуть не дотягивает до 3,7 млн: около 3,2 млн школьников и более 475 тыс. учащихся колледжей. В 2018 году уровень базовой цифровой грамотности в Казахстане равнялся 77%. По планам правительства, в 2020 этот показатель вырастет до 80%, в 2021 – до 81,5%, и в 2022 – до 83%.

Глобально цифровизация в образовании присутствует на основе принципа «без бумаги» (paper free) – это электронные очереди в детские сады, школы; электронные учебники, базы данных, планируется введение электронных паспортов в образовании; создана Национальная платформа открытого образования и многое другое.

Важно, что к строительству цифрового образования в стране подключился и бизнес. Например, наш банк уже второй год подряд занимается проектом Alfa Data School – мы готовим экспертов по данным для себя и для казахстанского рынка.

Недавно читал одного психолога, который говорит, что самый частый совет, который он дает своим пациентам во время кризиса, – «дайте себе время», англичане говорят keep time yourself. Да, мы провели эксперимент с Zoom, у нас не получилось, но мало кто обратил внимание на то, что у россиян тоже не получилось, а вслед за нами украинцы сразу перешли на вещание уроков по телевизору. Неудача – это тоже опыт, который делает нас в итоге сильнее.

Давайте представим, что полгода назад нам бы сказали: в городах Казахстана будут блокпосты, люди будут сидеть по домам, редкие счастливчики – смогут передвигаться по городу в масках и перчатках, школьники будут смотреть уроки по телевизору, а единственная связь с внешним миром – это мессенджеры и доставка продуктов на дом. Согласитесь, футуристическая картина. Однако и под эти вызовы Казахстан быстро адаптировался, жизнь продолжается. Не знаю, по какому сценарию могла бы развиться ситуация, если бы у нас не было той цифровой инфраструктуры, которую удалось построить в стране в «довирусную» эпоху. Важно, чтобы темпы цифровизации в стране не снижались - теперь это вопрос национальной безопасности.

Все материалы по теме «Коронавирус и Казахстан» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить