Почему в США должны увеличить налоги

9973

Теперь, когда балансирование на грани лимита федерального долга США было приостановлено до 1 января 2025 года, внимания требуют две основные взаимозависимые проблемы фискальной политики

ФОТО: Nataliya Vaitkevich/pexels.com/ru-ru

Во-первых, государственный долг Америки должен быть поставлен на более безопасную и устойчивую траекторию; и, во-вторых, руководству страны необходимо определить оптимальный размер государственного сектора, измеряемый первичными государственными расходами (исключая процентные платежи) в качестве доли от ВВП.

Согласно докладу Fiscal Monitor Международного валютного фонда за апрель 2023 года, в 2022 году чистый долг сектора государственного управления США составил 94,2% ВВП по сравнению со средним показателем в 81,6% в странах с развитой экономикой и средним мировым показателем в 74,6%. В то время как коэффициент чистого долга США уже был повышен в 2019 году (83,1%), в 2020 году он подскочил до 98,3%, поскольку COVID-19 и ответная политика на него увеличили числитель и снизили знаменатель. Эти последние цифры являются не только рекордами мирного времени; они также превышают пики, достигнутые в конце Первой и Второй мировых войн, когда более высокие коэффициенты были быстро подорваны из-за (непредвиденной) инфляции и роста. 

Фискальная политика должна обеспечивать, чтобы чистый немонетарный долг консолидированного государства (включая центральный банк) не превышал приведенной дисконтированной стоимости текущего и будущего первичного профицита, включая неинфляционный сеньораж. В то время как Федеральная резервная система будет получать определенный доход от выпуска базовой денежной массы за вычетом любых процентов, выплачиваемых по непогашенному запасу денежных средств центрального банка, сеньораж, соответствующий ее целевому показателю инфляции, вероятно, составит менее 0,5% ВВП. Даже сторонники современной денежной теории не смогут заставить эти цифры работать.

С другой стороны, поскольку чистый немонетарный долг консолидированного государства отражает валовую задолженность за вычетом справедливой стоимости всех финансовых и реальных активов, его можно уменьшить. Многие коммерческие активы государства (включая недвижимость) вообще не учитываются, а плохое управление другими активами, как правило, приводит к снижению их справедливой стоимости. Таким образом, ситуацию можно улучшить за счет приватизации по соответствующей цене или более эффективного управления активами с помощью хорошо продуманного фонда общественного благосостояния.

С отрицательной стороны, существующий баланс государства часто игнорирует справедливую стоимость необеспеченных пенсионных обязательств государственного сектора и других программ связанных с выплатой пособий. Более того, прогноз МВФ показывает, что отношение чистого долга США к ВВП будет увеличиваться в течение каждого из следующих шести лет, приближаясь к 110,5% в 2028 году. При циклически скорректированном первичном балансе от -4,1% до -3,4% от потенциального ВВП, такая траектория явно неустойчива. Пришло время либо стабилизировать это соотношение, либо, что предпочтительнее, существенно его снизить.

По оценкам МВФ, в 2023 году циклически скорректированный первичный баланс США составит -4,1% от потенциального ВВП, что близко к его значению до пандемии COVID-19 -3,7% в 2019 году. Предполагая, что процентная ставка по государственному долгу не будет постоянно ниже роста номинального ВВП, США необходимо добиться ужесточения фискальной политики как минимум на 4% ВВП (по причинам цикличности и устойчивости долга). Со своей стороны, министерство финансов США утверждает, что «предотвращение роста соотношения долга к ВВП в течение следующих 75 лет потребует определенное сочетание сокращения расходов и увеличения доходов, которое составит 4,9% ВВП за этот период».

Я считаю, что доля государственных расходов в ВВП в США структурно слишком мала несмотря на то, что существует множество примеров расточительного расходования государственных средств. Таким образом, обусловленное устойчивостью ужесточение фискальной политики, должно осуществляться за счет повышения налогов, а не за счет сокращения государственных расходов.

Непроцентные государственные расходы США как доля ВВП являются самыми низкими в G7: 39,41% в 2021 году по сравнению с 43,37% в Канаде (медиана) и 57,66% во Франции (самый высокий). Действительно, относительно низкое соотношение расходов к ВВП в Америке отчасти отражает низкий показатель иждивенцев пожилого возраста (25,6% в 2021 году, самый низкий показатель в G7 по сравнению с 28,2% в Канаде и 51% в Японии). Но что более важно, это результат длительного политического равновесия, которое противостоит «большому правительству», включая, по-видимому, даже расходы на достойную инфраструктуру и адекватную поддержку бедных и нуждающихся. Федеральная структура Америки также может быть способствующим фактором, поскольку она поощряет налоговую конкуренцию, а не конкуренцию расходов между штатами.

Но политическое равновесие может, наконец, измениться, по крайней мере, на федеральном уровне. Первичные федеральные расходы упали с 28,9% ВВП в 2021 году до 23,2% в 2022 году, и по прогнозам министерства финансов в этом году они снизятся до 19,9%, а затем постепенно вернутся к 23,8% к 2078 году (при условии, что все политические меры останутся неизменными). Большая часть этого будущего роста расходов будет приходиться на cоциальное обеспечение, Medicare и Medicaid. Расходы на первые две программы будут расти по мере старения населения; но рост расходов на Medicaid может отражать большую готовность участвовать в финансово дорогостоящих программах по борьбе с бедностью. 

Финансирование этого желаемого увеличения государственных расходов требует широкомасштабного повышения налогов. Казалось бы, очевидным решением является введение федерального налога на добавленную стоимость, однако для этого варианта могут возникнуть конституционные препятствия (что удивительно, учитывая, что в США существует федеральный подоходный налог, федеральный налог на прибыль корпораций и федеральные акцизные налоги на бензин, алкоголь, табак, авиабилеты и товары и услуги, связанные со здоровьем). НДС приносит от 4% ВВП в развивающихся странах с низким уровнем дохода и до более 7% ВВП в странах с развитой экономикой.

За исключением федерального НДС, следующим лучшим вариантом было бы широкомасштабное повышение личных и корпоративных подоходных налогов. США необходимо изменить курс, чтобы достичь устойчивости государственного долга и заплатить за структурное увеличение расходов, которого потребуют демография, изменение климата и справедливость внутри и между поколениями.

Виллем Х. Буйтер, бывший главный экономист Citibank и бывший член Комитета по денежно-кредитной политике Банка Англии, является независимым экономическим советником

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить