Почему израильтяне и палестинцы близки и далеки друг от друга одновременно

14166

Они хотят жить в мире, свободе и процветании

Мусульманский квартал в Старом городе Иерусалима
Мусульманский квартал в Старом городе Иерусалима
Фото: © Depositphotos.com/jomahepu@gmail.com

В получившей Пулитцеровскую премию книге «Необъятный мир: Как животные ощущают скрытую от нас реальность» научный журналист Эд Йонг пишет, что все млекопитающие, рыбы, насекомые – все формы жизни на Земле – «заключены внутри своих особых сенсорных пузырей, воспринимая органами чувств лишь малую толику необъятного мира». Этот сенсорный пузырь создаёт их «умвельт» (от немецкого слова «Umwelt») – «ту часть окружающего мира, которую животное способно ощутить, его воспринимаемый мир». Два животных могут «находиться в одном и том же физическом пространстве», но «у них будут совершенно разные умвельты».

Возникает фундаментально важный вопрос: у всех людей одинаковый умвельт? Или же мы можем утратить способность к общим ощущениям?

Воспринимаемый мир животного определяется спецификой его органов чувств. Например, акула использует: обоняние, чтобы определить местонахождение добычи в океане на расстоянии нескольких километров; зрение, когда добычу уже можно увидеть; орган чувств, известный как боковая линия, для обнаружения движения, а в самом конце электрические импульсы для направления атаки. Птицы способны видеть ультрафиолетовые отметки на перьях друг у друга, которые люди не различают, и поэтому самки и самцы птиц, выглядящие для нас одинаковыми, им кажутся совершенно разными. Летучие мыши «видят» мир с помощью эхолокации, а некоторые рыбы используют «электролокацию».

Собака ориентируется в окружающим мире в первую очередь с помощью обоняния. Для неё зрение и слух являются вторичными органами чувств, при этом она видит только оттенки жёлто-зелёного и сине-фиолетового. Человек, стоящий рядом с собакой, ощущает мало запахов, но видит то же самое пространство в оттенках красного, зелёного и синего. Критически важен тот факт, что собака и человек не просто видят одно и то же по-разному, как например, в ситуации, когда два человека спорят о том, является вещь серо-зелёной или зелёно-серой. Нет, предметы, которые важны для одного, вообще не являются частью мира другого.

Что касается людей, то большинство из нас рождаются с одинаковыми базовыми органами чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Конечно, у некоторых людей может быть более острое зрение или хуже слух, чем у других. Некоторые могут предпочитать сладкие или солёные вкусы, может различаться и их чувствительность к некоторым видам ощущений. Каждый из нас по-разному ощущает «мир» за пределами и вокруг нашего тела – и даже внутри нашего тела.

Тем не менее мы в общем понимаем, что это различия в степени. Наши органы чувств в целом одинаковы, а это значит, что мы редко можем оказаться полностью неспособны вообразить себе сенсорный опыт других людей.

Но давайте предположим, что степень различия в нашем местожительстве, культуре, жизненном опыте, новостной среде и семейных историях может быть настолько большой, что они становятся в принципе разными – так, что наши сенсорные пузыри перестают быть понятны другой группе людей. Возможно ли такое, чтобы со временем или в результаты некоего кризиса это разное восприятие одного и того же мира закрепилось в виде разных умвельтов? Если это так, мы можем сделать ценные выводы о разногласиях, которые кажутся непреодолимыми – начиная с израильско-палестинского конфликта.

Многие израильтяне и палестинцы считают друг друга прежде всего такими же, как они, людьми, которые понятными способами приспосабливаются к конкретным обстоятельствам. На фундаменте качеств и опыта, которые являются общими для обеих сторон (прежде всего, это боль и потери), выстраиваются глубокие личные и общественные связи. Целый ряд групп, например, Women Wage Peace («Женщины за мир»), Standing Together («Действуем вместе») и Whispered in Gaza («Шёпот в Газе»), бросают вызов стереотипам вечной вражды.

Впрочем, миллионы израильтян и палестинцев вполне могут существовать в разных умвельтах. Многие израильтяне способны ощущать лишь угрозу, их восприятие было сформировано веками преследований, травм и геноцида. А многие палестинцы могут ощущать только подавление, оккупацию и отчуждение; территорию вокруг Газы и Западного берега они воспринимают как большого, скрытного хищника, который не может восприниматься как-либо иначе.

Дипломатические подходы к урегулированию конфликта обычно концентрируются на попытках убедить все стороны взглянуть на ситуацию глазами другой стороны – хотя бы чуть-чуть. Обратите внимание: предполагается, что обе стороны обладают не только такими же органами чувств, но и их одинаковой версией. Именно поэтому ожидается, что они способны прийти к общему восприятию, если, конечно, они приложат для этого достаточно усилий.

Однако если у этих сторон разный умвельт (если они обитают в разных сенсорных мирах, между которыми невозможно навести мосты), тогда требуется другая дипломатическая стратегия. Возможно, такая стратегия должна сосредоточить усилия на убеждении каждой стороны признать наличие этой разницы между ними. Они могут сказать друг другу так: «Для вас ваше мировоззрение правильное, а для меня правильно моё мировоззрение. Вы – другие для нас, а мы – другие для вас. Мы не можем понять, что вы видите или чувствуете. Лучшее, что мы можем сделать, – это признать, что вы не в состоянии понять нас так же, как мы не можем понять вас».

Такой вывод может показаться довольно мрачным, поскольку он отрицает универсальность нашей общей человечности. Однако признание, что другая группа не способна увидеть ситуацию с нашей точки зрения (не потому, что она не хочет, а из-за своеобразной социо-биологической лакуны), позволяет снизить накал эмоций. «Примириться» невозможно (как минимум пока что), и невозможно убедить других разделить с нами наше понимание реальности. Но, наверное, признание наших глубоких и несоединимых различий, связанных с прошлым и настоящим, позволяет сделать возможным поиск общей почвы для будущего.

Израильтяне и палестинцы любят свои семьи, общество и культуру. Огромное большинство хочет прекращения убийств и разрушений. Они хотят привлечь к ответственности тех, кто совершал зверские убийства, и военных преступников. Они хотят жить в мире, свободе и процветании. Это те цели, которые они ставят для себя, но которые являются для них общими.

Чтобы достичь этих целей, обе стороны могли бы сказать так: «Мы признаем ваши представления о мире, но вы должны признать наши. Мы будем стремиться к «холодному» миру. Мы будем скорбеть о наших погибших раздельно. Мы будем восстанавливаться раздельно. И с достаточной внешней помощью мы создадим такую культуру и институты, которые позволят нашим детям и внукам вернуть утраченные нами чувства».

© Project Syndicate 1995-2024 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить