Почему Израиль должен существовать

28074

Не все израильтяне поддерживают политику Биньямина Нетаньяху

Фото: © pixabay.com

В 2009 году британский историк Тони Джадт, ныне покойный, писал, что самоидентификация Израиля как исключительно еврейского государства – это «плохо для Израиля» и «плохо для евреев, которые живут в других странах, но которых ассоциируют с его действиями». В то время эти слова вызвали острую дискуссию, но мировая реакция на продолжающуюся войну Израиля и ХАМАС в Газе, похоже, подтверждают правоту Джадта: по всему миру евреев винят в «геноциде» палестинского народа, который якобы совершает Израиль.

В течение последних шести месяцев за сообщениями о злодеяниях в Газе следовали вспышки антисемитских инцидентов в таких городах, как Лондон, Нью-Йорк и Вена. На стенах синагог вандалы писали полные ненависти лозунги, еврейские кладбища осквернялись, а людей, которых принимали за евреев, преследовали и травили.

Да, многие евреи активно участвуют в протестах против войны и призывают создать свободную Палестину «от реки до моря», и да, ошибочно отождествлять критику действий крайне правого правительства Биньямина Нетаньяху с антисемитизмом. Но верно и то, что некоторые стали тут же навешивать на действия Израиля в Газе ярлык геноцида, причём с таким рвением, которого не было видно в их реакции на случаи массового насилия в Сирии, Судане и даже Украине. Столь непропорционально большое внимание объясняется, возможно, тем, что критика действий Израиля служит отдушиной для тех, кто уже устал чувствовать вину за Холокост.

Правительства Израиля частично несут ответственность за возникновение подобного недовольства, и не только потому, что уже много лет ужасно обращаются с палестинцами, но и потому, что израильские официальные лица часто вспоминают о Холокосте для оправдания своей жестокой политики. Со времён судебного процесса над Адольфом Эйхманом в 1961 году в Иерусалиме Израиль претендует на представление интересов всех жертв Холокоста. Согласно этой логике, если бы Израиль существовал в 1930-е годы, тогда шесть миллионов евреев могли бы спастись из нацистского ада.

Вероятно, именно поэтому президента Израиля Ицхака Герцога пригласили на открытие нового музея Холокоста в Амстердаме, назначенное на 10 марта. Однако когда в Газе вспыхнуло насилие и Герцог заявил, что «весь этот народ» несёт ответственность за массовое убийство израильских граждан ХАМАСом 7 октября и что в Газе нет невинного гражданского населения, было принято решение, что отзывать приглашение уже поздно. Это спровоцировало массовые протесты, в ходе которых демонстранты скандировали лозунги в поддержку Палестины в сторону евреев, которые входили в амстердамскую синагогу для поминовения голландских евреев, почти полностью уничтоженных нацистами.

В ответ на ситуацию, в которой евреи приравниваются к Израилю, Джадт предлагал отделить идентичность евреев от еврейского государства. «Тем самым мы могли бы надеяться, – писал он, – создать естественное различие между людьми, которые являются евреями, но при этом гражданами других стран, и людьми, которые являются гражданами Израиля и евреями».

Джадт не первым предлагал подобное решение. Уроженец Венгрии, писатель Артур Кёстлер (как и Джадт, бывший сионист) считал, что евреи, желающие жить как евреи, должны переехать в Израиль, а те, кто не хочет так жить, должны перестать идентифицировать себя в качестве евреев. Такое решение может показаться простым, но оно таким не является, потому что изменения в самовосприятии евреев не всегда меняют их восприятие окружающими неевреями. Во время Холокоста нерелигиозные евреи, считавшие себя в первую очередь немцами, уничтожались в газовых камерах вместе с ортодоксальными евреями из польских местечек.

Наиболее ярким выражением еврейского характера Израиля является «Закон о возвращении» 1950 года, который предоставляет всем евреям право на переезд в эту страну. Изначально этот закон задумывался для превращения Израиля в убежище от антисемитизма, но его критикуют за размытое определение еврейской идентичности. Сегодня он позволяет подать заявку на израильское гражданство любому человеку с еврейским дедушкой или бабушкой, а также тем, кто перешёл в иудаизм.

Это вопиюще несправедливо по отношению к палестинцам, чьи семьи были выселены с земель своих предков еврейской армией во время войны 1948 года. Почему француз или россиянин с еврейским предком может иммигрировать в Израиль, а потомки палестинских беженцев - нет?

Многие евреи могут сказать, что не испытывают никакой связи с Израилем, и их возмущают предположения, будто они должны ощущать верность Израилю или даже защищать его политику. И действительно, нет никаких причин, чтобы евреи защищали политику Израиля, и многие этого не делают. Однако тот факт, что евреи в Европе и США считают преследование уделом прошлого, не означает, что евреи в менее благополучных регионах не сталкиваются с враждебностью. И хотя сегодня трудно назвать Израиль безопасной гаванью (отчасти из-за действий властей страны), это не меняет базового принципа.

Кто-то может сказать, что Израилю следует пересмотреть «Закон о возвращении» как устаревшую меру, которая делает долгосрочный мир с палестинцами полностью невозможным. Но хотя отмена этого закона стала бы справедливым действием для палестинцев, такой шаг нарушил бы основополагающий принцип Израиля как убежища для нуждающихся в нём евреев.

Игнорирование роли Израиля как потенциального места убежища демонстрирует определенный дефицит солидарности и воображения. Если не считать, что евреи имеют право на собственное государство, потому что Бог пообещал Святую землю еврейскому народу, идеал создания родной страны для всех преследуемых евреев остаётся самым мощным аргументом в пользу существования Израиля.

Пока этот аргумент сохраняет актуальность, евреям будет трудно полностью отделить себя от Израиля. И даже если евреи диаспоры будут отрицать какие-либо связи с Израилем, многие неевреи будут настаивать на том, что они есть. Идентичность часто навязывается нам окружающими – и с этой реальностью евреи слишком хорошо знакомы.

© Project Syndicate 1995-2024 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
АЛЕКСАНДР ГЕРЧИК: $20 МЛН ЗА 25 ЛЕТ В ТРЕЙДИНГЕ Смотреть на Youtube