Развитие ИИ: почему 2023 год запомнится как момент «большого взрыва»

18019

Несмотря на то, что искусственный интеллект тихо помогает нам на протяжении десятилетий, в последние годы прогресс ускоряется. Но, для того, чтобы ИИ реализовал свой глобальный потенциал, необходимы новые структуры и барьеры

Фото: Depositphotos/sdecoret

С появлением генеративного ИИ технология прорывается в массовое сознание и формирует общественный дискурс, влияет на инвестиции и экономическую активность, разжигая геополитическую конкуренцию и меняя все виды человеческой деятельности, от образования до здравоохранения и искусства. Каждая неделя приносит новые, захватывающие дух разработки. ИИ не уходит, а изменения ускоряются.

Определение политики идет практически так же быстро: с началом новых инициатив в области регулирования и форумов, стремящихся идти в ногу со временем. Но в то время, как продолжающиеся усилия G7, Европейского Союза и США обнадеживают, ни одно из них не является универсальным и не представляет всеобщее достояние. По сути, в условиях, когда развитие искусственного интеллекта определяется небольшой группой председателей компаний и участников рынка всего лишь в нескольких странах, голоса большинства, особенно из стран Глобального Юга, отсутствуют в дискуссиях по определяющим вопросам управления.

Уникальные вызовы, которые ставит перед нами ИИ, требуют скоординированного глобального подхода к управлению, и только один институт обладает инклюзивной легитимностью, необходимой для организации такого ответа: Организация Объединенных Наций. Мы должны правильно организовать управление ИИ, если хотим использовать его потенциал и снизить риски. В связи с этим, был учрежден Консультативный орган высокого уровня ООН по ИИ, который должен предложить анализ и рекомендации по устранению дефицита глобального управления. В его состав входит группа из 38 человек со всего мира, представляющих самые разные географические регионы, гендер, дисциплинарные направления и возраст, опирающиеся на опыт правительства, гражданского общества, частного сектора и научных кругов.

Для нас большая честь выступать в качестве исполнительного комитета Консультативного органа. Сегодня мы опубликовали промежуточный отчет группы, в котором предлагаются пять принципов для закрепления управления ИИ и решения ряда взаимосвязанных задач.

Во-первых, поскольку в разных глобальных контекстах риски отличаются, для каждого из них потребуются соответствующие решения. Но это означает признание того, что права и свободы могут быть поставлены под угрозу в результате конкретной разработки, использования (и злоупотребления) и выбора методов управления. Неспособность конструктивного применения ИИ – то, что мы называем «упущенными возможностями» – может неоправданно усугубить существующие проблемы и неравенство.

Во-вторых, так как ИИ является инструментом экономического, научного и социального развития и поскольку он уже помогает людям в повседневной жизни, управление им должно осуществляться в интересах общества. Это означает, что необходимо учитывать цели, связанные с равенством, устойчивостью, благосостоянием общества и отдельных людей, а также более широкие структурные вопросы, такие как конкурентные рынки и здоровые инновационные экосистемы.

В-третьих, для эффективного решения глобальных проблем управления ИИ необходимо гармонизировать возникающие в разных регионах нормативно-правовые базы.

В-четвёртых, управление ИИ должно идти рука об руку с мерами, направленными на поддержку агентства и защиту конфиденциальности, а также безопасности личных данных. Наконец, управление должно быть закреплено в Уставе ООН, международном праве в области прав человека и других международных обязательствах, по которым существует широкий глобальный консенсус, например Цели устойчивого развития.

Утверждение этих принципов в контексте ИИ требует преодоления некоторых сложных вызовов. ИИ строится на огромных объемах вычислительных мощностей, данных и, конечно же, особых человеческих талантах. Глобальное управление должно рассмотреть пути развития и обеспечения широкого доступа ко всем трем ресурсам. Кроме того, оно должно заниматься наращиванием потенциала базовой инфраструктуры, лежащей в основе экосистемы ИИ, такой как надежная широкополосная связь и электроснабжение, особенно для стран Глобального Юга.

Также необходимы более активные усилия для противодействия как известным, так и пока неизвестным рискам, которые могут возникнуть в результате разработки, внедрения или использования ИИ. Риски, связанные с ИИ, являются горячо обсуждаемой темой. В то время как некоторые фокусируются на сценариях возможного конца человечества, других больше беспокоит вред, нанесенный людям здесь и сейчас; но мало кто спорит с тем, что риски неуправляемого ИИ неприемлемы.

Эффективное управление опирается на убедительные доказательства. Мы предвидим необходимость объективной оценки состояния ИИ и его траектории, чтобы дать гражданам и правительствам прочную основу для политики и регулирования. В то же время аналитическая обсерватория для оценки социального воздействия ИИ – от перемещения рабочих мест до угроз национальной безопасности – помогла бы политикам идти в ногу с огромными изменениями, которые ИИ вызывает в офлайне. Международному сообществу необходимо развивать потенциал самоконтроля, в том числе путем мониторинга и реагирования на потенциально дестабилизирующие инциденты (как это делают крупные центральные банки в условиях финансовых кризисов), а также путем содействия обеспечению подотчетности и даже принятия принудительных действий.

Это лишь некоторые из рекомендаций, которые мы продвигаем. Их следует рассматривать как нижний предел, а не потолок. Прежде всего, они являются приглашением для большего количества людей, чтобы рассказать нам, какие виды управления ИИ они хотели бы видеть.

Для того, чтобы ИИ реализовал свой глобальный потенциал, необходимы новые структуры и барьеры, которые помогут нам всем процветать по мере его развития. Каждый заинтересован в безопасном, справедливом и подотчетном развитии ИИ. Риски бездействия также очевидны. Мы считаем, что глобальное управление ИИ имеет важное значение для использования значительных возможностей и управления рисками, которые эта технология представляет для каждого государства, сообщества и индивидуума сегодня и для будущих поколений.

Ян Бреммер, Карме Артигас, Джеймс Маньика и Мариетье Шааке являются членами Исполнительного комитета Консультативного органа высокого уровня ООН по искусственному интеллекту.

Ян Бреммер, основатель и президент Eurasia Group и GZERO Media

Карме Артигас, государственный секретарь по цифровизации и искусственному интеллекту Испании

Джеймс Маньика, старший вице-президент по исследованиям, технологиям и обществу в Google/Alphabet

Мариетье Шааке, бывший член Европейского парламента, директор по политике Центра киберполитики Стэнфордского университета и президент CyberPeace Institute

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить