Почему домашнее насилие в Африке становится более масштабным

12631

В апреле популярная в Нигерии певица, исполнительница госпелов Осиначи Нвачукву умерла, избитая мужем. Как рассказывают её родственники и друзья, несмотря на длительное и жестокое насилие в семье, она не хотела разводиться, надеясь, что ситуация изменится к лучшему

ФОТО: pixabay.com

История Нвачукву едва ли уникальна. В начале мая кенийская актриса Ида Алиша призналась, что подвергалась домашнему насилию, прежде чем развестись со своим мужем, молодым священником.

Если даже эти известные, сильные женщины страдают от домашнего насилия, просто задумайтесь, сколько других женщин находятся в таком же положении. Более того, на африканском континенте сейчас свирепствует вырвавшаяся из-под контроля эпидемия домашнего насилия. По данным Ихеомы Обиби из организации Alliances for Africa, число подобных случаев в Нигерии растёт. В ходе проведённого в 2014 году в Кении «Демографического и медицинского опроса» выяснилось, что из 5657 опрошенных женщин в возрасте от 15 до 49 лет 47,4% сталкивались с физическим или сексуальным насилием. В ЮАР – ещё до пандемии – медицинские осложнения, возникшие после насилия со стороны интимного партнёра, сформировали второе крупнейшее бремя болезней после ВИЧ/СПИД.

В отличие от Нвачукву, чья история со временем стала известна, потому что она была знаменитостью, смерть множества других женщин остаётся за пределами внимания СМИ. А поскольку судебное преследование семейного насилия дорого обходится, многие выжившие женщины так и не добиваются справедливости. Благодаря нашей работе, регулярно общаясь с женщинами и девочками, мы выяснили, что они редко сообщают о фактах домашнего насилия, потому что опасаются позора и стигматизации, которой подвергаются жертвы.

Всё это часть более широкой проблемы. Слишком часто культурные представления и патриархальные нормы поощряют сохранение в тайне медицинских проблем женщин. Следуя традициям, некоторые люди убеждены, что мужчины наделены полномочиями, чтобы дисциплинировать женщин пытками или лишениями, и что они имеют право бить своих жён, если те их провоцируют. Когда Алиша рассказала о том, что подвергается насилию, священнику, который руководил их свадьбой, тот, по её словам, ответил, что она всё это заслужила. По его мнению, именно она была проблемой, и ей надо было просто лучше выполнять надлежащую роль в браке.

Поскольку многие африканские страны крайне религиозны, соответствующие религиозные учреждения могут стать мощным инструментом решения проблемы домашнего насилия. Но для начала религиозным лидерам следует признать наличие этой проблемы, а не усугублять её. Слишком часто жертвам, которые обращаются за помощью к церкви, дают совет молиться и быть женщиной из «Притчей Соломона, глава 31» – полностью верной, послушной женой. Как в «Притчах», мужчина считается выше любых упрёков, поэтому во всём виновной оказывается женщина.

Многие женщины усвоили это мировоззрение. По данным проведённого в Нигерии в 2018 году «Демографического и медицинского опроса», 28% нигерийских женщин уверены, что муж вполне оправданно может бить свою жену, если у неё подгорела еда на кухне, если она спорит с ним, выходит из дома без предупреждения, пренебрегает детьми, отказывается от секса. А по данным Всемирного банка, 51% африканских женщин заявляют, что избиение жены можно оправдать, при этом треть опрошенных сообщили, что сами подвергались таком избиению.

Чтобы решить эту проблему, правительства и НКО обязаны серьёзно вложиться в изменение мировоззрения девочек и мальчиков, начиная со школы, где профилактика домашнего насилия должна стать частью учебной программы. Кроме того, властям нужно искать способы снижения стоимости доступа к юридическим услугам для женщин. Со своей стороны, религиозные лидеры должны создавать просветительские инструменты и дисциплинарные комитеты для мониторинга поведения членов своих общин. Учитывая глубокое влияние религиозных лидеров в Африке, их вмешательство может серьёзно помочь обузданию этой угрозы.

Наконец, НКО следует сосредоточить внимание на повышении осведомлённости и на проведении информационных кампаний с целью отбить у мужчин желание подвергать женщин насилию, а также помогать женщинам высказаться, если они стали жертвами. Женщинам необходимо понять, что, даже если они придерживаются традиционных культурных норм и представлений, они не смогут им следовать, умерев. Если супруг ставит вашу жизнь под угрозу, вам надо уходить от него и искать для себя безопасное место.

Смерть Нвачукву привлекла огромное внимание СМИ и правоохранительных органов. Однако есть бесчисленное множество других женщин, которые тоже подвергаются домашнему насилию и не могут найти справедливость. Религиозные и политические лидеры, а также лидеры гражданского общества должны вступиться, чтобы покончить с этим бедствием. Нельзя ждать очередного громкого случая, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. Уже достаточно. Хватит.

Тиджани Салами, врач, эксперт по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, основатель инициативы Sisters Caregivers Project, которая оказывает медицинскую и социальную помощь женщинам, стремится покончить с детскими браками и материнским недоеданием.

Джейн Отаи, работник сферы развития в Кении, возглавляет инициативу Empowered Girls, которая отстаивает право матерей-подростков на образование, медицинскую помощь и занятость.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить